Руководитель постановки - Юлия Пересильд.
Премьера спектакля состоялась 9 июня 2025 года.
Страшная сказка Вассы
Текст Константина Стешика по мотивам пьесы М.Горького «Васса Железнова».
В тексте переработанной пьесы использованы обе редакции «Вассы Железновой» (1910 и 1935 годов) и фрагменты других произведений Максима Горького, в том числе романа «Жизнь Клима Самгина». Необъявленный народу режиссер (подозревают, что это Виктор Анатольевич Рыжаков, театральный режиссер, преподаватель ШС МХТ) напрочь отказывается от социально-политической подоплеки и сосредотачивает внимание зрителя только на семейных отношениях. Васса - центральный персонаж спектакля. Ее образ переосмыслен режиссером. Прежде всего это современная деловая женщина. Она - владелица огромного дома и пароходной компании.
Юлия Пересильд, исполнительница главной роли, добавляет новые краски образу Вассы. Она молодая, красивая и энергичная. Васса появляется из зала, но, как ни странно, под звуки мелодии пятидесятых годов, придающей сцене ностальгическую теплоту. При этом в руках у нее много пакетов из ЦУМа и других бутиков. А на занавеси в это время возникает надпись: «Исполнительница главной роли Юлия Пересильд опаздывает». Эта ремарка отсылает и к современности, и к тому, что она отчасти и о Юлии Пересильд, и обо всех современных работающих матерях или вообще о женщинах России.
Васса многого добилась в жизни. Об этом говорит ее огромный дом на сцене. Это высокая двухэтажная конструкция, с колоннами по бокам и с балконом вдоль окон второго этажа. Дом ослепляет белизной и размахом. Столовая на первом этаже занимает почти всю сцену и распахнута в зрительный зал. За решетчатой перегородкой, отделяющей столовую от кухни, виден макет высокой белой елки.
Русая актриса играет поборницу всего русского, но говорит на современном сленге: «Я вас услышала!», «Че такое?», «Ты мой котик!» Стену в столовой украшает набор пузатых самоварчиков, на телефоне Вассы в качестве звонка играет песня Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», в столовой стоит советская радиола и приемник. Героиня, придя домой, продолжает деловой разговор, а потом набрасывается на еду.
Юлия Пересильд создает образ сильной, но одинокой женщины, которая тянет всю семью одна, а молодежь и дядя проводят время в шумных забавах. Они нарядились к приходу Вассы в маскарадные костюмы, выбелили лица, объединились в бэнд и встречают хозяйку песней «В лесу родилась елочка».
Контраст компании в маскарадных, черно-серых, с блестками, нарядах, с деловой Вассой, в темно-синем платье, подпоясанной широким кожаным ремнем и в черных ботиночках, разителен и намечает конфликт. Актриса еще и в парике: видимо, ей некогда укладывать волосы. Васса, надев костюм Снегурочки, присоединяется к домочадцам, сидящим за праздничным столом. Она раздает подарки из большого мешка в полной тишине. Веселье явно наиграно, а идиллия показная.
Неожиданное появление призрака - убиенного ею мужа, в полутьме опустевшей столовой, обнажает болевую ось пьесы. Звериное сердце Вассы не из железа, а из крови и плоти, и душа ее мучается из-за убийства. Роль Сергея Прохорова ( его идеальную сущность) играет высокий и благородный Александр Девятьяров, со строгим красивым лицом. С ним она разговаривает, пытаясь оправдаться тем, что она спасала своих выживших детей (родила она девять). Она не обычная убийца. В ее голосе слышна женственность и мягкость. Ей нужно с кем-то поговорить, а он молчит.
И Васса снова одна. А спасать детей надо (так считает Васса), потому что родные и приживалы, включая дядю Прохора, производят впечатление инфантилов, веселящих себя песнями, например про «Пароход» Леонида Утесова. А когда остаются одни - пьяный дядя отжигает, распевая на столе песню группы Ноль «Школа жизни». Васса абсолютно одинока у себя дома. Она и сидит отдельно от всех, иногда выходит к микрофону, учит их жизни, но это разговор глухих. Зверинец становится метафорой отношений в доме.
Костюмы нахлебников говорят сами за себя. Любимая дочь Людмила одета белочкой с роскошным хвостом. Ее играет обаятельнейшая Александра Ахметзянова. Актриса сладким голоском, беготней, задиранием пышной, как у балерины, юбки, игрой в Татьяну Ларину и Онегина с Пятеркиным в костюме козла создает образ глуповатой и несчастной девочки, полностью зависящей от матери.
Пятеркин, молодой человек, ухаживающий за Людой, в расшитом камзоле и лосинах, с украшенном блестками гульфиком, накладными ягодицами и крутыми рогами имеет подчеркнуто сексуальный вид, но Васса на это не обращает внимания: ей некогда. Воспитанием (присмотром) занимается секретарь Вассы Анна. Она в костюме божьей коровки, в черной зловещей шапочке с черными рожками, и состоит в отношениях с Пятеркиным.
Дочь Наталья нарядилась хитрой лисой. Ее ухажер, Евгений Мельников (из первой редакции пьесы), которого Васса в насмешку зовет Онегиным, - серенький напыщенный парень, не знающий, чем заняться, оделся зайцем. Служанке Поле, бывшей заключенной, которую взяла в дом Васса, достался костюм свиньи. Даже взрослый брат Вассы одет в костюм медведя с черными ушками. Художник по костюмам Надежда Васильева создала удивительно яркие и гротескные костюмы. Они красят не всех, но ради пакетов из ЦУМа и поездок за границу всем приходится обряжаться.
Но и Васса относится к ним как к зверятам, которых нужно держать в узде. Денег она никому не дает. Железнова признается, что людей считает за зверей. Таким был ее муж, который бил ее до полусмерти и раз заставил слизать сливки с его сапога. Но и опыт в коммерции ее закалил. Не каждой женщине бизнес в России по плечу.
Окончательную дыру в броне Железновой пробьет приехавшая за своим ребенком Рашель. У Горького она - революционерка. Здесь в ее образе акцентирована роль матери. Рашель сразу надевает маску лисы, подыгрывая свекрови и домочадцам. Ее слабое место - это сын. Поэтому она идет на унижение, дает себя обрядить в дорогое маскарадное черное платье. Ее плач похож на скрип, накрашенный темной помадой рот раздирает мука, на глазах очки, один с залепленным стеклом. Она похожа на страшную куклу. А когда Васса, в серебристом кокошнике, властно объявляет, что не отдаст внука Колю, потому что у нее нет наследника, Рашель смывает грим и своим твердым голосом требует ребенка назад. В этой сцене от Вассы в кокошнике повеет чем-то зловещим, из народных сказок. Столкнутся две женщины-матери. Васса действует во имя всей семьи и дела, а Рашель во имя своего сына. Ребенок в ее деле обуза, но она хочет вырвать его из «маскарада» и лжи. Актриса Юлия Хлынина, играющая Рашель, создает образ сильной, идейной, не уступающей Вассе по силе характера. В последнем решающим диалоге невестка Вассы, в своем темном простом платье, садится к ней спиной, гордая и несломленная, и смотрит в зал глазами, полными слез. Это молчаливая боль сродни молчанию ее мужа. Опоры у Вассы нет ни в ком.
Приезд Рашель толкает и других к неповиновению. Брат Прохор Железнов (Виталий Кищенко), пьяница и бездельник, и дочь Наташа (Алесия Некрасова) подзуживают Рашель украсть ребенка: «вилку в бок». Васса все узнает от секретарши Анны, и бунт заканчивается избиением Наташи. Васса срывается и хлещет дочь огромным муляжом осетрины от слабости и бессилия спасти разваливающуюся семью. Гротеск в сочетании с психологизмом придает действию глубину. Режиссер выходит за рамки реализма, усиливая внутренний конфликт героини: она хочет подчинения, но остается одна.
Юлия Пересильд создает сложный характер женщины, переживающей внутреннюю ломку. Перед родными Васса расхаживает хозяйской поступью в маленьких черных ботиночках, а одна - сорвав парик, бросается драить пол с тряпкой в руке, а потом ей же вытирает слезы от обиды. В этот момент с ней рядом присаживается Анна, сняв шапку коровки и , оказавшись, как и Васса, с сеточкой на голове, под которую убраны волосы. Но душевной близости между женщинами не возникает. Васса знает про нелюбовь Анны к себе. Так ей с болью в голосе и говорит.
Васса Железнова только внешне одерживает над всеми победу, но внутри она медленно убивает себя. Отсюда и устроенная дочери экзекуция. В этой кульминационной сцене вырывается наружу вся ею накопленная боль и безысходность. После избиения она тяжело поднимается с пола, задыхаясь, говорит с трудом, и все-таки садится и отдает приказ Анне - сдать Рашель полиции. И почти сразу в приглушенном свете Васса видит убиенную служанку Лизу с животом, которую она подтолкнула к самоубийству, чтобы скрыть следы беременности.
Финал решен остро трагедийно. Васса в предсмертном видении, на едва освещенной сцене (художник по свету Иван Виноградов через контрастный свет дает зрителям заглянуть в душу Вассы), упершись руками в боковую стену дома, начинает его толкать со всей силой, плача и надрываясь. Развернув дом обратной стороной, женщина буквально ставит себя к пустой стенке и раздевается до простой комбинации.
Здесь и потекут последние минуты ее жизни. Сначала героиня освободится, яростно отбиваясь, из рук Пятеркина, который, слившись с образом мужа, попробует заставить ее еще раз слизать сливки с его сапога. Это унижение мужа когда-то еще больше «вызверило» ее натуру. На сцену, из ее подсознания, опять выйдет ее упорно молчащий, но любимый Сергей, и они, крепко обнявшись, на коленях, закружат под ласковый голос, исполняющий песню «Если любишь, прости».
Последний «выстрел» в себя она сделает рукой маленького Коли, внука и наследника. В мохнатой шапке, он выпрыгнет, словно подкараулив ее, из-за композиции шаров и больших санок. Новая трактовка образа Железновой в какой-то степени оправдывает героиню, потому что она казнит себя сама. Возникший на сером экране текст последней страницы пьесы, про то, как родственники и секретарша делят ее деньги, не проигрывается. Она с мужем застывает, привалившись спинами к стене. История Вассы кончилась, и кончилась для нее хорошо. Она ушла не одна.