Во время прощания с венецианским дипломатом Лоренцо де Монасисом Мария Венгерская печально сказала: «Обещайте, что сложите песню о моей судьбе и о моих несчастьях». К своим шестнадцати годам она уже многое пережила, хотя на этом её страдания ещё не закончились. Биография венгерской королевы таит в себе немало загадок, и её смерть тоже окутана тайной…
А начиналось всё, как в сказке: у Людовика I Анжуйского, короля Венгрии и Польши, семнадцать лет не было детей. Наконец, жена родила ему трёх дочерей-красавиц: Екатерину в 1370 году, Марию в 1371 и Ядвигу в 1373 или в 1374. По желанию просвещённого короля, его дочери воспитывались в рыцарско-куртуазном духе: танцы, хорошие манеры, латынь, французский и венгерский языки, религиозная и античная литература. Естественно, они были желанными невестами (или невестками) для всех европейских правителей. Как водится, их решили выдать за принцев: старшую – за французского, среднюю – за немецкого, а младшую – за австрийского. Так как Людовик не имел сына, то очень беспокоился: кому передать своё созданное трудами великими государство, чьи берега омывались тремя морями – Адриатическим, Балтийским и Чёрным? Не мудрствуя лукаво, он решил, что королевой станет его старшая дочь Екатерина. Увы, принцесса умерла в возрасте семи лет, и главной наследницей стала Мария. В том же 1379 году состоялось её официальное обручение с сыном императора Сигизмундом Люксембургским, который, получив титул маркграфа Бранденбурга, прибыл ко двору Людовика I. Красивый золотоволосый мальчик быстро научился болтать по-венгерски и перенял местные обычаи, что позволило ему добиться расположения короля: «Этот Рыжий лис станет моим наследником!» В тринадцать лет Сигизмунда решено было отправить в Краков, чтобы выучить польский язык и познакомиться с народом, которым ему тоже предстояло управлять. В то время как девятилетняя Мария осталась с родителями в Буде в прекрасном замке, перестроенном по приказу Людовика.
А как же Ядвига? Польский историк Оскар Халецкий считал, что в конце жизни Людовик решил разделить своё королевство между двумя оставшимися в живых дочерями: Марии отдать Польшу, а Ядвиге – Венгрию. Однако другие исследователи ему возражали: «Нет, больной король хотел завещать и Венгрию, и Польшу Марии и Сигизмунду!» Увы, истину мы уже не узнаем. 11 сентября 1382 года Людовик I, здоровье которого подорвали или военные походы, или смерть старшей дочери, или проказа (по свидетельствам разных хронистов), скончался. Спустя семь дней по настоянию его жены Елизаветы Боснийской, которая стала регентшей, одиннадцатилетняя Мария была коронована как «король Венгрии». Возможно, присвоение ей мужского титула было нужно не только для того, чтобы обойти закон, не позволявший женщинам управлять королевством, но и лишить её будущего мужа возможности короноваться. Дело в том, что Боснячка (т. е. королева-мать) на дух не переносила немцев и, в первую очередь, своих будущих зятьёв, Сигизмунда Люксембургского и Вильгельма Австрийского, которые могли отнять у неё власть. Поэтому спустя год она повторила тот же трюк с младшей дочерью Ядвигой, которую короновали в Кракове как «короля Польши». Мало того, чтобы укрепить позиции Марии, мать обручила её с Людовиком Валуа, бывшим женихом Екатерины. Таким образом, Сигизмунд остался ни с чем.
Французский принц отправился было в Венгрию, чтобы обвенчаться с Марией, но, узнав о вторжении войск Сигизмунда, повернул назад. Обиженный Рыжий лис заложил кузенам часть своей Бранденбургской марки, оставшиеся земли продал своему старшему брату Вацлаву, королю Германии, и на вырученные деньги собрал под своё начало около 10 000 тысяч бродячих рыцарей и солдат. Старая королева находилась в то время вместе со старшей дочерью в одном из своих моравских замков возле немецкой границы, что облегчило дело Сигизмунду. Окружив замок, он потребовал выдачи невесты. Сначала Елизавета Боснийская ответила ему отказом, но потом, в надежде в скором времени избавиться от него, приказала открыть ворота. 11 ноября 1385 года в городе Зольме (ныне Зволен) Сигизмунд женился на четырнадцатилетней Марии, но короноваться не успел. Без сомнения, Боснячка постаралась передать дочери свою неприязнь к зятю-немцу, который недолго наслаждался своим супружеством. Спустя несколько недель пришла весть о том, что неаполитанский король Карл III Дураццо, ближайший родственник Людовика I, высадился в Далмации и собирается идти на Буду. Бросив свою супругу, Рыжий лис в страхе покинул Венгрию. Причём так торопился, что, по некоторым свидетельствам, пешком возвратился в Германию. Армия же его разбежалась.
Марии пришлось отречься от венгерского престола в пользу Дураццо, которого короновали 31 декабря 1385 года в Буде под именем Карла II. Елизавета Боснийская и её дочь были вынуждены присутствовать на его коронации, после чего они посетили могилу Людовика I, где расплакались из-за своей жалкой судьбы. Об этом венецианскому правительству доложил дипломат Лоренцо де Монасис (отец Марии отвоевал у венецианцев Далмацию и наложил на них ежегодную дань в размере 7 000 флоринов, поэтому послы Республики прибыли в Венгрию, чтобы добиться уменьшения контрибуции). Тридцатичетырёхлетний венецианец явно проникся сочувствием к шестнадцатилетней Марии. Возможно, он почувствовал себя рыцарем, обязанным прийти на помощь прекрасной даме? А, может, просто влюбился в неё? К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств ни о внешности, ни о характере Марии. Наверняка она унаследовала красоту своих родителей. На миниатюре «Хроники венгров» Яноша Туроча, написанной спустя столетие, у неё миловидное лицо с подбородком в форме «сердечка», светло-русые волосы и тонкая талия. Голову Марии покрывает большой белый чепец, увенчанный короной, а платье скроено по французской моде. Сидя на троне, она держит скипетр в левой руке, а державу – в правой, в отличие от отца. Возможно, королева была левшой.
Пока Монасис пытался развлечь Марию песнями и стихами собственного сочинения, её мать лелеяла планы мести. Бывшая регентша притворялась дружелюбной по отношению к Дураццо, пока его союзники-хорваты находилась при дворе. Но после того, как они разъехались по домам, Карл остался беззащитным. Тогда Елизавета убедила Блажа Форгача, королевского виночерпия, убить короля, пообещав ему владение Гимеш (ныне Еленец в Словакии). Боснячка пригласила Дураццо навестить Марию в замке Буды. 7 февраля 1386 года Форгач ранил короля ножом в голову в покоях Елизаветы. Затем Карла отвезли в тюрьму Вышеградского замка, где он скончался 24 февраля. Мария была восстановлена на троне, и вскоре Монасис доложил венецианскому правительству об успехе своей миссии. В апреле Сигизмунд снова вторгся в Венгрию, и после нескольких недель переговоров королева признала его своим соправителем. Однако после подписания договора Мария с матерью вернулась в Буду, а Рыжий лис - в Богемию, что говорит о его недовольстве (наверно, ему снова отказали в коронации). Однако хорваты подняли восстание и провозгласили своим королём Владислава, сына Дураццо. Тогда Елизавета, которая, по словам хрониста Яноша Туроча, «была одержима безумием», решила вместе с дочерью и небольшой свитой во главе с палатином (высшим сановником) Миклошем Гараи отправиться в путешествие по южным землям королевства. Почему-то Боснячка считала, что одно лишь появление Марии утихомирит восставших. Перед своим отъездом молодая королева обязала Монасиса оказать ей услугу: пересказать в песне для будущих поколений её несчастную судьбу. Однако главные испытания ждали её впереди.
По дороге обе королевы попали в засаду сторонников покойного Дураццо. Королевский эскорт был быстро подавлен превосходящими силами хорватов. Лишь Миклош Гараи долго отбивался от врагов. Со стрелами, торчащими из груди, отламывая их, чтобы не мешали ему, спешившись со своего коня, мужественный палатин наносил сабельные удары нападающим, защищая королев. Тогда вражеские воины заползли под королевскую карету и, схватив его за ноги, повалили на землю. Он был обезглавлен в ходе этого боя 25 июля 1386 года, а женщины захвачены – в плен. «Пощадите мою дочь! – умоляла бывшая регентша. – Это я во всём виновата!» Однако вдова Карла Дураццо, которой отправили голову Миклоша Гараи, настаивала на том, чтобы Боснячку казнили. Тем временем Елизавету с дочерью привезли в Новиградский замок на побережье Адриатики. И тут Боснячка вспомнила о миссии Монасиса: «Если пообещать венецианцам Далмацию, они нам помогут!» Но когда она попыталась тайно связаться с Республикой, её письма были перехвачены.
Как только стало известно о приближении войск Сигизмунда, стражники 16 января 1387 года прямо на глазах у Марии задушили её мать (по слухам, их подкупил сам Рыжий лис, который давно мечтал избавиться от тёщи).В том же месяце муж Марии вторгся в Славонию, но не смог победить повстанцев. Тем не менее, венгерские магнаты решили, что королевство больше не может оставаться без правителя и 31 марта короновали Сигизмунда. В это время боснийский король Твартко I, кузен Елизаветы, договорился с венецианцами об освобождении её дочери (возможно, свою роль в этом сыграл Лоренцо Монасис). Хотя теперь Сигизмунду жена, по сути, не слишком была нужна, ради приличия он тоже оправил отряд во главе со своим сторонником Иван Кркским на осаду Новиградского замка. При поддержке венецианского флота под командованием Джованни Барбариго тот освободил Марию 4 июня 1387 года. В Задаре во время похорон Боснячки королева резко упрекнула своего мужа: «Вы не слишком торопились вызволять нас с матушкой из тюрьмы!» Позднее останки Елизаветы перенесли в Секешфехервар – некрополь венгерских королей, где она обрела вечный покой рядом со своим супругом. Мария же так и не смогла простить мужа, хотя тот по её настоянию наказал одного из убийц Елизаветы. Тем самым она сильно обидела Рыжего лиса, который тонко намекал приближённым: «Королева почти полгода провела в плену и ещё неизвестно, чем она там занималась…»
Ещё восемь лет король и королева Венгрии жили отдельно, каждый своей жизнью. Официально Мария оставалась соправителем Сигизмунда, но её влияние на управление страной было минимальным. Между тем её бывший воздыхатель Монасис в 1389 году снова прибыл в Буду, чтобы добиться от Сигизмунда снижения дани. «Помните, Вы дали обещание сочинить для меня песню?» – с улыбкой спросила его Мария. «Да, Ваше Величество», – ответил венецианец. После чего под звуки лютни продекламировал свои стихи на латыни, в которых защищал Марию и её мать от нападок врагов, обвинявших их в убийстве Карла Дураццо. Интересно, что во время пребывания в Буде дипломата обокрали: возможно, искали письма королевы? Впрочем, по решению венецианской сеньории ему всё компенсировали. Кроме того, в награду за свою успешную миссию Лоренцо Монасис был пожизненно избран канцлером Крита, и в следующем году в последний раз посетил Буду. Больше они с Марией, вроде, не виделись. Дожив до преклонного возраста, бывший рыцарь венгерской королевы приобрёл известность своими трудами по истории Венеции.
Известно, что Монасис находился с дипломатической миссией во Франции, когда последняя представительница Анжу-Сицилийской династии на венгерском престоле покинула этот свет при загадочных обстоятельствах. 17 мая 1395 года двадцатичетырёхлетняя Мария, беременная, решила отправиться на охоту в одиночку (?) в лес Буда. По официальной версии, её лошадь споткнулась, сбросила всадницу и упала на неё. Мария преждевременно родила сына и скончалась от полученных травм. Младенец тоже умер, так как находился далеко от любой помощи. «Интересно, кто был отцом ребёнка, если король и королева жили раздельно?» – ехидничали придворные. «Не иначе, как король приложил руку к смерти своей супруги», – шептались подданные. Возможно, Марию заманили в ловушку? Увы, тайна венгерской королевы умерла вместе с ней. Тело Марии отвезли в город Варада (ныне Орядя в Румынии), где тихо похоронили в местном соборе. Почему не рядом с родителями? Возможно, Сигизмунд боялся волнений в Венгрии, поэтому и постарался скрыть смерть жены. Позже османы оставили от Варады одни развалины и захоронение Марии не сохранилось. Однако судьба несчастной дочери Людовика I во все века привлекала внимание деятелей искусства. Что же касается Сигизмунда, то спустя тринадцать лет он женился на графине Барбаре Цельской, а в 1433 году стал императором Священной Римской империи. Но это уже совсем другая история…
От автора
Мой канал в Дзен: https://dzen.ru/id/61f7e3980fd85154d3693ebc
Мои книги на Литрес (много бесплатных!) https://www.litres.ru/author/eva-ark/?lfrom=1174843145