Найти в Дзене
Minsknews.by

Отказали в роли, но покорил город. Как Александр Ефремов нашел успех и призвание в Минске

Режиссер, сценарист, продюсер, актер — у Александра Ефремова много амплуа. Он живет своими многочисленными профессиями, и с ним невероятно интересно общаться. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал много нового о мэтре. Александр Васильевич родился в Нижнем Новгороде 1 мая 1951 года. С детства обладал недюжими творческими наклонностями. Кстати, уже тогда проявилась его целеустремленность. Отправив свою работу на предварительный творческий конкурс во ВГИК, Ефремов не получил допуск к экзаменам, поэтому поступил на актерский факультет Горьковского театрального училища. Позже ушел в армию и, не сдаваясь, написал новую работу на все тот же предварительный творческий конкурс во ВГИК. Приехал домой и получил приглашение на экзамены. Многие желающие хотели учиться на режиссерском отделении, но, к сожалению, туда брали лишь пять человек. И не случайно. Режиссер советского кино — это была одна из самых престижных профессий! На первом экзамене Ефремову поставили тройку. Но молодой человек

Режиссер, сценарист, продюсер, актер — у Александра Ефремова много амплуа. Он живет своими многочисленными профессиями, и с ним невероятно интересно общаться. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал много нового о мэтре.

-2

Александр Васильевич родился в Нижнем Новгороде 1 мая 1951 года. С детства обладал недюжими творческими наклонностями. Кстати, уже тогда проявилась его целеустремленность.

Отправив свою работу на предварительный творческий конкурс во ВГИК, Ефремов не получил допуск к экзаменам, поэтому поступил на актерский факультет Горьковского театрального училища. Позже ушел в армию и, не сдаваясь, написал новую работу на все тот же предварительный творческий конкурс во ВГИК. Приехал домой и получил приглашение на экзамены. Многие желающие хотели учиться на режиссерском отделении, но, к сожалению, туда брали лишь пять человек. И не случайно. Режиссер советского кино — это была одна из самых престижных профессий!

На первом экзамене Ефремову поставили тройку. Но молодой человек решил не сдаваться и пошел дальше. Не использовав все шансы, возвращаться в Горький не хотелось. Во втором туре писали сочинение на тему «День, который запомнился на всю жизнь». Ефремов еще по горьковскому театральному училищу был знаком с Александром Панкратовым-Чёрным, который в тот год тоже поступал на режиссерский факультет. Когда абитуриент Саша Ефремов рассказал тезке и приятелю о содержании своего сочинения, тот сказал, что это полный провал, и посоветовал парню забирать документы и уезжать. Будущий кинорежиссер поверил и начал готовиться к отъезду, но решил забежать за документами в деканат. Секретарь, увидев его, спросила:

— Это ты Ефремов? Ну ты, Ефремов, и дал!

— Простите, я…

— Да за что простите, тебе высший балл поставили! Ты принят! Повезло!

-3

Во время учебы во ВГИКе Ефремов познакомился с Владимиром Высоцким на съемках фильма Александра Столпера «Четвертый». Это он тоже считает везением.

Александр Васильевич знал многих известных людей, побывал во многих точках мира, но большая часть его жизни связана с Минском: здесь он встретил свою любовь и состоялся в профессии.

— Когда впервые оказались в Минске? Какое впечатление о нем до сих пор хранит ваше сердце?

— Впервые оказался в Минске, когда Вячеслав Никифоров снимал фильм «Сын председателя». Меня пригласили на пробы на роль этого самого сына. Мой поезд пришел очень рано, я позвонил и сообщил о прибытии, но мне сказали: «Пройдитесь по городу». На улице было так хорошо, погода изумительная. Я шел пешком от вокзала до киностудии. Меня переполняли радостные чувства. Удивительно чистый город! Люди, улыбаясь, шли навстречу… Меня ожидала серьезная работа на пробах, а я пребывал в приподнятом настроении. Мне тогда казалось море по колено! Наверное, поэтому проба получилась у меня достаточно легкомысленной, и меня не утвердили на роль. Я не расстроился, потому что Минск меня тогда интересовал гораздо больше, чем сама роль. В тот вечер помощница режиссера пригласила меня в Дом кино. Мы смотрели фильм, сидели в баре, пили кофе. Это был 1975 год. Я тогда был абсолютно чужим человеком в городе, и мне вся публика в Доме кино была незнакома так же, как и я им. Я был полон оптимизма и веры в то, что все будет прекрасно.

В белорусской столице я поселился летом 1976 года. Пускай это не звучит комплиментом, но Минск все это время хорошел. Были годы, когда он не был таким уютным и красивым: в начале 90-х. В стране — полная растерянность по поводу того, что с нами может произойти. Но довольно быстро все наладилось, и тогда же, в 90-е годы, как мне кажется, страна начала становиться самостоятельной, независимой и перспективной с точки зрения будущего. Конечно, было всякое, но меня всегда грели любовь, вера и надежда на лучшее.

-4

— Какие места в Минске вдохновляют вас на творчество?

— Они связаны с самым главным, что у меня есть, — с работой. Безусловно, это киностудия «Беларусьфильм», Театр киноактера, в котором я работаю, и дом, в котором я живу. Честно сказать, за все годы, которые я отдал кино, Минск снимал бессчетное количество раз. Один свой документальный фильм снимал в онкологическом центре в Боровлянах. Там встретил такое количество мужественных, удивительно целеустремленных и надеющихся выжить детей, что до сих пор дух захватывает. В этом фильме я о них рассказал. Там же встретил врачей, влюбленных в свою работу и в этих детишек, которых они вытаскивали из лап смерти.

Навсегда запомнил мальчишку, идущего с капельницей на колесиках по коридору больницы. Он вставал на эту капельницу и, как на самокате, катился. А потом ему делали операцию по пересадке костного мозга, а он лежал в капсуле и разговаривал с мамой через стекло. Это меня потрясло. Находясь в Боровлянах, услышал немало историй о борьбе маленьких пациентов за жизнь, об их огромной жажде этой жизни и колоссальной благодарности врачам!

Часто вспоминаю осенний парк Горького. Там однажды я снимал картину «Поводырь». Это была удивительной красоты осень. У нас был ротвейлер — очень киногеничная и очень талантливая собака. До сих пор помню ее добрую актерскую морду, именно поэтому и фильм получился!

Вспоминаю съемки «Снайпера» про оборону Сталинграда. Фильм снимал в Минске. Знакомые мне улочки, которые воссоздавали военные улицы Москвы и Ленинграда, старался увидеть по-другому и сделать все, чтобы и зритель увидел их иначе. Мне кажется, что получилось.

-5

— Какая публика приходит в ваш театр?

— Мы гордимся тем, что у нас в театре есть своя публика. Многих взрослых людей, регулярно посещающих наши спектакли, я уже даже узнаю. Меня необыкновенно радует, что у нас очень много молодежи. Есть люди, которые приходят в театр только на комедии. Есть среди посетителей те, кто ищут серьезности в моих постановках. Меня радует, что люди ходят на сложные спектакли, которые заставляют думать. Это очень отрадно!

— Как вам удается собирать полные залы без всякого хайпа, так популярного ныне?

— Я думаю, что это не очень верное представление о нынешних нравах и наших современниках. Заблуждение — думать о том, что только хайпом можно заставить людей получать удовольствие от жизни. Ведь смысл культуры заключается в том, что человек рождается чистым, как неисписанный лист бумаги. Наша задача — попробовать вложить в него представление о культуре, которое заключается в осознании потребности гуманного отношения к жизни, людям, родной земле, с которой мы кровно связаны. Если есть цель у человека, то она заключается только в одном — в самосовершенствовании, в стремлении оставить как можно больше полезного после себя!

— Есть ли спектакли, которые вы, как творческий человек, смотрите и думаете: «Почему не я это поставил?»

— Я люблю талантливых людей. С огромным удовольствием смотрел постановки Римаса Туминаса, Марка Захарова, Олега Табакова. С неменьшим удовольствием слежу за тем, что снимают Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Это для меня бесспорные авторитеты. На самом деле настоящее искусство рождается из исключений, а не из правил. Через 10–15 лет будут талантливые люди, которые откроют нам иное понимание нашего мира. Ведь каждый новый день дает возможность узнать что-то интересное, запечатлеть счастливые мгновения.

-6

— Если бы встретили себя маленького, то что бы посоветовали и что бы запретили?

— Сказал бы, чтобы никогда не курил, был не слишком пылок и старался не поддаваться сильным чувствам! К счастью, не из-за чего не рву на себе волосы и не говорю: «Зачем же я это сделал!» Горжусь тем, что поставил около 20 спектаклей, снял около 30 фильмов. Счастлив, потому что состоялся в профессии. Меня всегда тянуло к режиссуре. Я стал режиссером, а значит, выбрал правильный путь.

Подготовила Дарья Рубинштейн

Фото из архива агентства «Минск-Новости»