Настала пора переехать из Ивановской области (из Шуи) южнее, во Владимирскую, с которой и начиналось в феврале 2023 года история наших автопробегов по Центральной России. Регион этот дорог мне, осмотрен с нескольких сторон, но тянет сюда опять и опять.
Владимирский край - историческая область, откуда пошла современная Россия. Ещё Юрий Долгорукий проявлял особый интерес к этим местам, сын его, Андрей Боголюбский, окончательно сменил прописку с Вышгорода под Киевом на Северо-Восточную Русь, обосновавшись во Владимире. С той поры новые города в окрестностях начали появляться один за другим, преимущественно, как крепости для охраны границ.
Отсюда пошло заселение областей, которые мы уже посетили: Ярославской, Костромской, Ивановской. Как наследница Владимира выросла и Москва.
Начинался наш путь по Владимирщине с города Ковров. Вот, что я писал о нём в проекте маршрута:
Несколько раз я хотел заехать в Ковров, но он постоянно оставался в стороне. Наконец-то очередь дошла и до него! Интересно, что таким образом во Владимирской области я осмотрю почти все исторические города, за исключением Гусь-Хрустального.
Ковров - крупный промышленный центр, в котором уже много десятилетий развивают машиностроение, в том числе и оборонку. Не знаю, делают ли там ковры, но нас прежде всего интересует осмотр исторического центра с дореволюционной застройкой. По преданиям поселение здесь появилось чуть ли не в XII веке, и связывают те легенды то с Юрием Долгоруким, то с Всеволодом Большое Гнездо. Но в летописях упоминания о местных сёлах появляются только в XVI веке.
И действительно, упоминание о древнем периоде Коврова совершенно сказочно. Гораздо более реальная история начинается с периода, когда землями этими владели князья Ковровы, отсюда и название города.
Нас интересовал старый город, но особое развитие город получил уже в советское время. Здесь организовали экскаваторный завод, а затем на его основе вырос и пулемётный.
На пулемётном заводе работали ведущие инженеры российского стрелкового оружия: В. Федотов и В. Дегтярёв. Имя последнего завод носит до сих пор. Здесь после войны доводил до совершенства свой АК-47 М. Калашников.
В Ковров мы за один день заезжали аж два раза. Сперва, приехав из Шуи и сфотографировав один Спасо-Преображенский собор, мы отправились на восток по дорожке вдоль Клязьмы. Нас ждали Мстёра и Вязники.
А вот возвращение прошло под настоящим ливнем. Мы пробирались сквозь лужи по трассе М-7. Легковушки могли ехать только по второму ряду, первый был залит водой. Фуры, рассекая огромные лужи, поднимали фонтаны воды, работая, как поливальные машины.
К приезду и заселению ливень кончился, но противный нудный дождик продолжался до самой ночи. А посмотреть город хотелось. Пришлось доставать дождевики, выбирать подходящую обувь и идти мокнуть.
По результату могу предоставить вам небольшую фотоэкскурсию по центру Коврова. Свет - плохой, но хоть так. Ещё жаль, что не удалось снять старинную гимназию. Она так закрыта липами и стоит чуть в глубине, что просвета между листьями просто не найти.
Ковров сам появился четыре века назад. Зато в 12 километрах от Коврова в селе Клязьминский Городок расположены валы кремля древнего города Стародуб. Разорили его до основания во времена смуты, но он хотя бы как село возродился. А ведь Стародуб-на-Клязьме по настоящему ведёт свою историю с XII века и дал своё имя знатному роду Стародубских.
Клязьминский Городок - небольшое село, но территория старинного города весьма велика для своего времени. Часть современных домов расположена внутри древних валов, в которых сделаны проезды.
Что в итоге: Ковров посмотреть стоит, если с погодой повезёт. Не пропустите. Ну а мы отправляемся во Владимир, предполагая сначала заехать в Боголюбово и сходить к церкви Покрова, что на Нерли.
А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #Россия #Ковров #Стародуб #июнь 2025