В самом Козельске монастырей практически нет. Возрождается только Вознесенский монастырь, но монастырем его назвать трудно.
Недалеко от Козельска расположены четыре монастыря – Оптина пустынь, Шамординский монастырь, Успенская Феклина пустынь и Спаса Нерукотворного пустынь.
Успенская Феклина пустынь возникла недавно, в 2005 году, и желания посетить ее у меня не возникло. Про Оптину пустынь я рассказал отдельно. Два других монастыря расположены довольно далеко от Козельска.
Уезжая рано утром 2 июня из Козельска, я поехал по дороге на Калугу. Через 15 километров от Козельска, у деревни Каменка я свернул налево и через два с половиной километра подъехал к монастырю.
Монастырь находится в селе Старое Шамордино. Название поселения изначально – татарское, означающее «царь храбрых». Рядом протекает левый приток Жиздры – река Серёна. Название реки происходит от древнерусского слова «серёный», что значит «светлый, ясный».
Казанская женская община была учреждена 14 октября 1884 года в сельце Шамордино стараниями преподобного Амвросия Оптинского.
Основательницей общины стала монахиня Амвросия (Александра Ключарева), духовная дочь старца Амвросия Оптинского. Именно она купила сельцо Калыгино рядом с Шамордино. Здесь стали жить две ее внучки, сироты Вера и Любовь, совсем маленькие, но благочестивые девочки, крестницы отца Амвросия. Скоро поселились рядом некоторые женщины из бывших крепостных Ключаревых. Они позже составят основу общины. В 1881 г. монахиня Амвросия скончалась, завещав имение для будущего женского монастыря.
Первой настоятельницей женской общины стала духовная дочь старца Амвросия, схимонахиня София (Болотова). В миру она прожила замужем менее года – супруг скоропостижно скончался, осталась маленькая дочь. Приняв случившееся, как знак, София решает принять постриг. В 1884 г. ей, сразу по пострижении ставшей настоятельницей сестер, не было еще 40 лет. Матушка была настоятельницей только 4 года, после чего скончалась от болезни, постигшей ее от многочисленных трудов.
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную пу́стынь. Но в народе ее называют – Ша́мординский монастырь.
В обители в то время проживало 250 монахинь.
С 1891 года в этой обители двадцать один год провела сестра Льва Толстого - Мария Николаевна. После своего ухода из дома в 1910 году именно к ней приехал Толстой. Она уговорила писателя исповедоваться. Однако ранним утром, не попрощавшись с сестрой, Толстой уехал и через неделю скончался на станции Астапово Липецкой области.
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
В марте 1923 года обитель была закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.
В 1950-1953 годах поэт Булат Окуджава работал учителем в школе в деревне Шамордино.
Лишь в 1990 году в монастырь вернулась жизнь.
И вот около 6 часов утра я подъехал к воротам монастыря. Ворота были закрыты, но калитка была на удивление открыта. На входе стояла будка с охранником. Я спросил - можно ли войти и посмотреть здания. Охранник милостиво разрешил мне войти, сказав: «Все храмы закрыты, но снаружи посмотреть можно. Прогуляйся по главной аллее, но дальше не ходи».
Чтобы не мешать жизни монастыря, я тихонько прошелся только по этой аллее, на которой стоят все главные здание обители – Казанский собор, трапезная, храм преп. Амвросия.
Первым от входа стоял величественный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Он является жемчужиной Шамординского монастыря. Строительство Казанского собора было начато в 1889 году и закончено в 1902 году. Собор построен на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Этот собор чем-то напоминает знаменитое здание Исторического музея на Красной площади. Автором Казанского собора является архитектор Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей. Казанский собор вмещает до 5000 молящихся.
Собор буквально потряс меня своим внешним видом, великолепной ажурной кирпичной кладкой, невероятным сочетанием красного кирпича и чёрных главок.
За Казанским собором находится трапезная. До 1893 года на этом месте находился дом помещиков Калыгиных - первых владельцев имения Шамордино. Трапезная построена по проекту архитектора Романа Клейна.
Между собором и трапезной устроен каменный переход.
Слева, чуть поодаль, виден дом московского купца С.В. Перлова, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь.
Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были благотворителями обители. На их средства созданы практически все значимые монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с могилами настоятельниц за алтарем Казанского собора.
Между трапезной и домом Перлова стоит стройная водонапорная башня. Она полностью обеспечивает монастырь водой. Ее построили в 1906 году. Средства на её постройку тоже выделил купец С.В. Перлов.
В конце аллеи слева стояло небольшое здание. В сохранившемся доме, возведённом над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Храм был освящён патриархом Алексием II 28 июля 1996 года.
Дойдя до конца аллеи, я повернул обратно и не спеша пошел назад. Территория монастыря была довольно большой, где-то 350 на 350 метров. Больших крепостных стен, ограждающих территорию монастыря, таких как в Оптиной пустыни, нет. Но вся территория монастыря ухоженная, всё подстрижено, всё аккуратненько. Сразу было видно, что это женский монастырь. Везде росли большие деревья, было много цветов.
Выйдя за ворота, я сфотографировался на память на фоне ограды и Казанского собора. Кстати, скромная кирпичная ограда и Святые врата со стороны подъезда построены уже в XXI веке, после возвращения монастыря Церкви. В наше время обитель не столь обширна, как до революции, и всё же здесь более ста насельниц.
Кроме тех зданий, которые я увидел, на территории расположены – Богадельня с храмом «Утоли мои печали», Сестринский корпус, больница, Корпус церковных мастерских и жилые дома.
По сравнению с Оптиной пустыней здесь было спокойно и благодатно. Может быть это было оттого, что было раннее утро и никого из людей не было. Но по отзывам местных жителей, Шамординский монастырь не так знаменит, как Оптина пустынь, поэтому народ не часто посещает эту обитель.
Отъехав немного от монастыря, мы остановились на небольшой благоустроенной смотровой площадке. Вид с этой площадки открывался изумительный. Справа вдали виднелись маковки Шамординского монастыря.
А перед нами расстилались красивые дали. Речка Серёна, скрытая росшими по берегам деревьями, изгибалась петлей. А за ней желтело поле. Лепота!
Мы постоял немного, полюбовались на монастырь, на красивые дали. Я сфотографировался на память на фоне монастыря.
Шамординский монастырь мне понравился больше, чем Оптина пустынь. И не только своей умиротворяющей тишиной. Мне понравилось, что все здания выполнены из красного кирпича и выдержаны в одном стиле. Хотя я не очень люблю красный кирпич, особенно в отделке церковных зданий. Красный цвет и кирпичные стены не соответствуют благолепию, которое должно исходить от храма Божия.
Но Шамординский монастырь больше похож не на культовый комплекс, а на пансионат для престарелых. Единство архитектурного стиля создает законченный архитектурный ансамбль. Даже ограда выполнена в том же стиле. Поэтому я остался доволен, что посетил Шамординский монастырь и увидел воочию это архитектурное великолепие.
Так, довольный и умиротворенный, я поехал дальше, размышляя о мирской суете.
Больше фотографий смотрите здесь -https://ok.ru/profile/554663728393/album/974866044937
или смотрите здесь -
Александр Антоненко, архитектор.