«... на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». МФ. 16:18
B 2025 году в области отмечали несколько важных дат - 35 лет возрождения Тобольско-Тюменской епархии, 430 лет символу Тюмени - Свято-Троицкому монастырю и 325 лет началу каменного строительства на нашей земле и... 375 лет легендарному митрополиту Сибирскому и Тобольскому святителю Филофею в схиме Феодору. Это не совпадение, это Промысл.
Русь изначально звалась избяной, деревянной. Самый доступный материал для строительства и быта всегда был под рукой. А уж Сибирь, с её лесными массивами, просто располагала к этому. Но значение каменных стен для городов и храмов понимали все. Во время строительства Санкт-Петербурга первый император России Пётр Великий запретил каменное строительство по городам и весям везде, дабы все силы бросить на новую - северную столицу. И всё же исключение он сделал для своего посланца в Сибири, митрополита Сибирского и Тобольского Филофея.
В 1668 г. была учреждена Сибирская митрополия, самая большая в России, именно в этот момент начинается каменное строительство в Сибири. Первые здания были построены на архиерейском дворе в Тобольске.
Вовсе не прошения будущего опального губернатора Сибири Матвея Гагарина сыграли решающую роль в строительстве единственного за Уралом каменного кремля в Тобольске и великолепных храмов, а прошения Филофея, который безропотно выполнил указ царя и поехал в далёкий Тобольск в самую большую и, одновременно, самую запущенную епархию Империи.
Но совершим небольшой экскурс в историю: В декабре 1708 года в результате губернской реформы Петра Великого была образована Сибирская губерния с центром в Тобольске (просуществовала до новой административной реформы 1782 г.). В длину она была 2800 верст, в ширину - 2400. В марте 1711 года первым сибирским губернатором был утверждён князь Матвей Петрович Гагарин. При нём было начато каменное строительство в Тобольске, основаны новые крепости по рекам Ишим и Омь (Омская).
Новому митрополиту Филофею же предстояло служить на территории превышающей размеры самой губернии - от берегов Северного Ледовитого океана до китайских владений на юге, от Пермских земель на западе до побережья Тихого океана на востоке. Это 10000 верст в длину и 3000 в ширину. С огромным числом народов и народностей, большинство из которых понятия не имело о христианстве и находились на стадии разложения родового строя. Ещё Патриарх Иоаким пытался разбить эту огромную территорию на несколько епархий ив 1682 году послал Тобольскому митрополиту четырех викарных архиереев, но, как часто случается в России, не хватило средств. А впоследствии деньги требовались на ведение Северной войны, а от Сибири же ждали «мягкое золото» - пушнину и ресурсы. Викарная кафедра в Иркутске была открыта только в 1707 году после настойчивого ходатайства митрополита Филофея. Следует отметить, что епископ Варлаам (Коссовский) выдержал там только три года, после чего самовольно вернулся в Москву. И только двадцать лет спустя в Иркутске появилась отдельная епархия, которую возглавил епископ Иннокентий (Кульчицкий).
С чем столкнулся на этой огромной территории Филофей? В первую очередь, это даже не преобладание языческих культов, не отток и бегство в Сибирь староверов, не встречное движение Ислама, а неустроенность церковных служб и быта русских переселенцев. А ещё полна была Сибирь проходимцев и самозванцев, которые рядились, в том числе, в странствующих монахов и священников. Он писал в своих посланиях и письмах о «нестроениях» в церквях ещё по пути в Тобольск. Ко всему этому следует добавить неграмотность и клира, и мира. Всё это требовало немедленного вмешательства митрополита и огромной работы.
Кроме того, полиэтническое население Сибири, представляло собой в основе вольных, рисковых, свободолюбивых людей. Русские, татары, зыряне (коми), казаки (как субэтнос), остяки (ханты), вогулы (манси), самоеды (ненцы), литовцы, поляки, бухарцы (так называли выходцев из Средней Азии, хотя отдельно можно выделить тюркоязычных узбеков, уйгуров, казахов, ираноязычных таджиков), китайцы, греки, немцы, шведы (в основном из пленных), были и представители Кавказа. Рекомендую найти уникальную книгу «Повесть о городах о Таре и Тюмени», где этот вопрос рассматривается подробно («Повесть о городах Таре и Тюмени», авторский коллектив под ред. А.Г. Еманова, С.Н. Щербич, А.М. Петрова, Тюмень, издательство ТюмГУ, 2021.). Примечательно, что практически все слои населения, так или иначе, занимались торговлей, которая доминировала, по мнению большинства исследователей, как род занятий. Торговыми лавками, как указывал профессор А.Г. Еманов, владели не только служилые люди, но и духовные лица. Кроме того, на этих огромных пространствах преобладал извоз. Разумеется, большую социальную группу составляли военные. Много было ремесленников гончары, кузнецы, ювелиры, кожевенники, плотники, пекари, сапожники, портные, и даже городское население занималось земледелием. И вот что важно отметить, в середине XVII века в той же Тюмени в гендерном составе преобладали женщины, численность которых в 2,5 раза превосходила мужскую. При этом исследователи отмечают уважительное, почтительное отношение к сибирским женщинам. Мужчины погибали в походах, защищая селения, остроги и города от набегов, и во всех группах была высокая смертность от разных заболеваний.
Ну и добавим - как говорят географы - резко-континентальный, весьма суровый климат: летом - зной и гнус, зимой - стужа и обильные снегопады, весной и осенью - распутица, резкие перепады погодных условий.
А ещё города и селения были деревянными, частые пожары уничтожали не только жилые дома и административные здания, но и церкви. Так 6 июня 1701 года пострадал и архиерейский дом в Тобольске, так что новому митрополиту и пребывать было особо негде. Казна же истощалась «прорубанием окна в Европу», а средства, выделяемые на освоение Сибири, тем более на духовную составляющую были весьма скудные.
Вот на такую землю приехал служить Митрополит Филофей (Лещинский), а вместе с ним ещё несколько иноков Киево-Печерской Лавры.
За время своего служения святитель посетил множество городов и селений Великой Сибири - Тюмень, Тара, Ялуторовск, Верхотурье, Самарово (Ханты-Мансийск), Кондинск, Березово, Пелым, Сургут, Нарым, Ларьяк, Обдорск, снарядил экспедиции в Томскую, Енисейскую, Иркутскую губернии, а еще посетил Москву (где участвовал в отпевании царевны Татьяны Михайловны, младшей дочери первого царя из династии Романовых), Киев, а также свой родной город Кролевец. Современные биографы Филофея указывают даже Селингинск в Бурятии. В книге «Священный уголок Сибири. Тюменский Троицкий монастырь» известный историк-краевед Валерий Чупин приводит карту путешествий Филофея, глядя на которую, любой читатель даже в нынешнем веке поймет как велики были пути святителя. И на автомобиле, и поездом, и на самолете не всякий на такое решится.
И уж точно при служении Филофея Тобольск стал духовной столицей Сибири. Григорий Николаевич Потанин, сибирский казак, исследователь севера и Азии писал: «Тобольск - это сибирский Киев, как и в Киеве, в Тобольске есть Софийский собор... Тобольск после Киева и Новгорода - третий этап в истории распространения христианства». Дополним Григория Николаевича упоминанием о Свято-Троицком тюменском монастыре. Каменном величественном строении на берегу Туры, который, по сути, является символом первого русского города Сибири.
В нашем повествовании мы уже говорили о при частности, точнее, о начале каменного строительства в Тюмени и Тобольске благодаря усердию святителя и личному разрешению Петра Великого.
В строительстве храмов Филофей преуспел. В 1704 году он пристроил к Софийскому кафедральному собору в Тобольске теплый придел во имя основателей Киево-Печерской Лавры - преподобных Антония и Феодосия Печерских. Строительство теплого придела в те времена в Сибири означало одно - там и зимой смогут служить литургию. Кроме того, заботой Филофея в Соборе был установлен резной иконостас, над которым работали приглашенные из Киева мастера. К трудам святителя относят и постройку колокольни Тобольского Успенского Собора.
Каменный Собор по благословению Владыки был построен Иркутске.
По пути евангельской проповеди Филофея на Север было построено 37 церквей для новокрещеных. Исследователи указывают, что к моменту оставления святителем кафедры их было уже 448. Центрами проповеди стали и возрожденные Филофеем монастыри - Березовский Воскресенский и Кондинский Троицкий. В 1706 году митрополит Филофей дал благословение на возведение на берегу реки Шилки (по грамоте Петра от 31 мая 1706 года) Нерчинского Успенского монастыря.
Ну и особое внимание Владыка уделял любимому им Свято-Троицкому Тюменскому монастырю. Напомним читателю, что обитель основал в 1610 г. по приказу царя Михаила Феодоровича, монах Нифонт из Казани. Первая церковь монастыря - деревянная, шатровая, во имя Спаса-Преображения сгорела в 1705 году во время большого пожара. После этого печального события обитель начала угасать, и, наверное бы исчезла, если бы Бог не послал сюда Филофея. В духовном завещании схимник Феодор пишет: «Се аз Филофей... многажды в путешествии моем чрез Тюмень видел обитель Преображения Господня, вконец опустошенную от строителей неискусных и приходящую в падеж последний. Умилихся душою и да не взыщет Бог на мне, егда хваление Божие в той обители угаснет».
Будущий главный символ первого русского города Сибири на высоком берегу реки Туры расцвел молитвами, трудами и заботами святителя, его административными способностями, полученными и наработанными ещё на родине и в Свенском монастыре Брянска. Как отмечает Елена Сластинина, в этой тихой обители «выразилась потребность души «осуществлять память своей родины в священных зданиях далекой Сибири». Прославляет святителя в этом труде историк и краевед П.А. Словцов. Кстати, белый камень для строительства церкви доставили на 4-х стругах крестьяне из Верхотурья, где Филофей прославил святого праведного Симеона. Исследователи отмечают, что в Тюмени тогда не было собственных мастеров, имевших опыт каменного зодчества, и для строительства Тюменского Троицкого собора специально прислали из Тобольска «каменного мастера Матвея Максимова». И мастер оправдал надежды святителя.
Вот как сказано об этом в его Духовном завещании 1708 года: «В церкви же той, мною выстроенной, имут быти 5 престолов: первый и больший, по извещению, Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. Второй в пределе нижнем Успения Пресвятыя Богородицы Печерския, - в память, в той бо аз смиренный родихся духовне, в той воспитан, от тоя взят на мирское архиерейство. Третий, на верху того престола, имать быти Преображения Господня, яко на сия составися издревле та обитель. Четвертый и пятый могут быть на хорех в память святых великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского - Ангела и патрона Сибирскаго и преподобных отец Антония и Феодосия Печерских, им же престол иконостасов пять изрядным художеством делаются». Отметим, что сам святитель Филофей жил в Тюменском монастыре с 1711-го по 1719 год и затем с 1721-го по 1727 год, уже пребывая в схиме под именем Феодора. Для устройства иконостасов и росписи храма Филофей привлекал своих талантливых земляков. Вот так «малоросское барокко» стало сибирским. Нет, Сибирским - именно с большой буквы.
Барочный архитектурный облик получили, соответственно, и Троицкий собор и заложенная митрополитом Филофеем незадолго до его смерти Петропавловская церковь с шатровой колокольней. Тюменский Троицкий монастырь возвышался в общем пейзаже на берегу Туры тогда и продолжает возвышаться сейчас, после возвращения его Тобольско-Тюменской епархии. Как только убрали из него службы и хозяйственные постройки горводоканала, что располагался там в поздние советские времена, монастырь трудами новых подвижников начал возрождаться, а вместе с ним стала возрождаться Тюмень.
А сподвижник Сперанского Петр Андреевич Словцов писал в своих «Письмах из Сибири»: «Поднявшись вверх к боковым сводам храма, я очутился посреди двух горних церквей, сооруженных митрополитом Филофеем, который, кажется, желал бы, если бы возможность слушалась ревности, заселить жертвенниками и атмосферу во славу Всевышнего» ....
В последние годы жизни митрополит-схимонах Феодор (Филофей) жил в маленькой деревянной келье при Мученической церкви на юго-восточной стороне монастыря, на берегу Туры. Свидетельствуют, что еще и в конце XIX века келья эта была цела.
Мы уже говорили о страшном пожаре в Тюмени в 1705 году. Тогда, в июле 1705 года сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви (построена в 1704 г.). В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь (монастырь первоначально назывался Преображенским). Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году именно митрополит Филофей Лещинский исходатайствовал у Петра разрешение построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь». Каменная соборная церковь возводилась с 1708 по 1715 гг. 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви.
Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников). Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, и святитель добился разрешения на строительство церкви Апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось в 1724-1739 годах. Именно каменные здания в деревянном по большей части к началу XX века городе были объектом интереса новых властей. И, разумеется, немалое значение играла борьба большевиков с Православием. Основанная в 1616 году обитель, только в 1995-м возобновила свою деятельность. С появлением первого монаха - отца Тихона (Бобова) (ныне епископ Ишимский и Аромашевский).
19 июня 1994 года впервые за 70 лет в Тюме ни прошел крестный ход к стенам монастыря, а 22 июня монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, что говорит о значимости этого форпоста Православия в Сибири. И сегодня мощи самого святителя Филофея вернулись в красивейшую обитель первого русского города Сибири, а в библиотеки вернулись печатные труды святителя Филофея и его друга и соратника святителя Ионна Тобольского, мощи которого почивают в Тобольской Софии.
Время собирать, время беречь камни...
Сергей КОЗЛОВ