Найти в Дзене

«Смерть Единорога»: средневековые полотна и их значение в фэнтези-триллере с Дженной Ортегой и Полом Раддом

Стильный фэнтези-триллер о силе искусства, с главными звёздами «нового поколения», Дженной Ортегой и Полом Раддом – предлагает нам радикально переосмыслить идею о добрых мифических существах, которые, внезапно, могут оказаться не такими уж и добрыми. Картина Алекса Шарфмана и студии А24, вышедшая весной этого года (2025), показала довольно свежий подход к созданию приключенческого блокбастера – основанного, к тому же, на настоящем произведении искусства. Это, и ещё умение создателей фильма искусно переплести между собой правду и вымысел, а затем «упаковать» всё это в современный, понятный для молодёжи формат «ужастика» – привело к тому, что для многих молодых людей, интересующихся культурой и искусством, «Смерть Единорога» – точно станет культовой картиной. Сама я пересматривала его дважды, и, наверное, посмотрю ещё раз, когда будет подходящее настроение. Мне кажется, что это один из тех фильмов, который спокойно можно пересматривать раз в год, и при этом – тебе никогда не будет скучно
Промо-постер к фильму "Смерть Единорога" (2025, реж. Алекс Шарфман), Фото из свободных источников
Промо-постер к фильму "Смерть Единорога" (2025, реж. Алекс Шарфман), Фото из свободных источников

Стильный фэнтези-триллер о силе искусства, с главными звёздами «нового поколения», Дженной Ортегой и Полом Раддом – предлагает нам радикально переосмыслить идею о добрых мифических существах, которые, внезапно, могут оказаться не такими уж и добрыми.

Картина Алекса Шарфмана и студии А24, вышедшая весной этого года (2025), показала довольно свежий подход к созданию приключенческого блокбастера – основанного, к тому же, на настоящем произведении искусства.

Это, и ещё умение создателей фильма искусно переплести между собой правду и вымысел, а затем «упаковать» всё это в современный, понятный для молодёжи формат «ужастика» – привело к тому, что для многих молодых людей, интересующихся культурой и искусством, «Смерть Единорога» – точно станет культовой картиной.

Постер фильма, выполненный в стилистике 80-х. Фото из открытых источников
Постер фильма, выполненный в стилистике 80-х. Фото из открытых источников

Сама я пересматривала его дважды, и, наверное, посмотрю ещё раз, когда будет подходящее настроение. Мне кажется, что это один из тех фильмов, который спокойно можно пересматривать раз в год, и при этом – тебе никогда не будет скучно.

🦄 Отец и дочь против семейства буржуа

Конфликт фильма с виду довольно прост: это противостояние двух семей, и, как следствие – столкновение двух совершенно противоположных культур как воспитания, так и жизненных ориентиров и ценностей.

Главные герои – юрист-трудоголик Эллиот (Пол Радд) и его дочь-первокурсница Ридли (Дженна Ортега), вынуждены провести совместный уикенд в имении Леопольдов: богачей, а по совместительству, владельцев суперуспешной фармацевтической компании.

Кадр из фильма "Смерть Единорога", Фото: свободные источники
Кадр из фильма "Смерть Единорога", Фото: свободные источники

И, хотя поначалу кажется, что отец с дочерью не так, чтобы сильно ладят – позже выясняется, что их отношения гораздо более честные и глубокие, чем у Леопольдов. Последние, при всей своей показной дружелюбности – на самом деле разобщены, и каждый из членов семьи уже давно живёт своей жизнью.

Объединяет их лишь огромный семейный капитал и общий бизнес, частью которого так страстно хочет стать Эллиот, которому за преданность компании и семье – обещают, через несколько лет, членство в совете директоров.

Контраст, проявляющийся между словами, и истинным стремлением богачей обогатиться за счёт сбитого Эллиотом детёныша единорога – становятся одной из центральных «фишек» картины. Это несёт в себе настоящий трагикомический эффект, так называемое «драмеди» – особенно ярко проявляющееся в одной из финальных сцен с Шепардом и его матерью, погибающей от зубов Папы-единорога.

Семейство бизнесменов и Эллиот, лелеящий надежду стать их полноправным партнёром. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Семейство бизнесменов и Эллиот, лелеящий надежду стать их полноправным партнёром. Кадр из фильма, фото из свободных источников

В то время, как Эллиот готов пожертвовать собой ради спасения жизни дочери и её свободы – Шепард не может отказаться от идеи «единорожьей фермы», из-за чего упускает шанс спасти собственную мать и остановить весь тот хаос, что устроили, мстящие им за своего детёныша, мифические существа.

И вот за эту жертву, а ещё за стремление понять и принять свою дочь такой, какая она есть – Эллиот получает в финале второй шанс. Пожалуй, это самая трогательная сцена во всём фильме, и один из лучших хэппи-эндов в, подобного рода, картинах – который я, когда-либо, видела.

🦄 История Единорога

Любопытно, что весь фильм – представляет собой, по сути, «переложенную» киношным языком историю Единорога, запечатлённую в знаменитой серии европейских гобеленов под названием «Охота на Единорога». За это, создателям фильма хочется сказать отдельное «спасибо», так как при работе над картиной – были использованы реальные произведения искусства, лишь слегка дополненные таким образом – чтобы разнообразить и обогатить сюжет фильма, в соответствии с выбранным жанром.

История героев как бы «двигается» по семи гобеленам, дизайн которых был создан во Франции, в начале 16-го века. Сами же гобелены, по мнению учёных-историков, были сотканы в Брюсселе, в период с 1495 по 1505 годы.

Эти гобелены, и по сей день, считаются одним из самых выдающихся произведений искусства среди ткацкого мастерства – ведь цвета тканей за несколько веков практически не поблёкли, а сюжет, изображённый на них – до сегодняшнего времени подвергается различным трактовкам. Самой распространённой из них считается версия, связанная с «зашифрованными» в гобеленах символами христианства.

Полотна сейчас висят в Клойстерс, филиале Метрополитен-музея на севере Манхэттена (Нью-Йорк), и любой желающий может на них взглянуть.

Сюжет «охоты» вполне традиционен для искусства того времени – группа дворян пытается вычислить и пленить прекрасное волшебное животное, чей рог и кровь обладают целебными свойствами. После пленения, которое возможно лишь в присутствии «чистой сердцем Девы» - Единорога привозят в замок средневековой знати, где тот воскресает, и содержится уже в небольшом загоне, как домашний питомец.

🦄 Знай мифы, чтобы выжить

Забавно, что история семейства лордов повторяется в настоящем времени – в контексте фильма, ими, как раз, и становятся Леопольды. Сценаристы даже сделали особую «отсылку» к средневековым дворянам, наградив героев слегка старомодными, «хищными» именами: так, неизлечимо больного главу семейства зовут Оделл, что созвучно со «Львом», его сына именуют Шепард (Гепард), ну, а мать семейства носит имя Белинда, или Белла – что в дословном переводе значит «красавица» или «блондинка» (исполняющая её актриса Теа Леони также имеет светлые волосы).

Самый знаменитый промо-кадр из фильма, где герои гадают, что за существо оказалось перед ними. Фото из свободных источников
Самый знаменитый промо-кадр из фильма, где герои гадают, что за существо оказалось перед ними. Фото из свободных источников

Последняя ещё может ассоциироваться с ядовитой травой – Беленой, что здорово раскрывается в изображении женщины как слегка токсичного персонажа, фальшиво пытающейся сопереживать Ридли в её стремлении «просветить» Леопольдов относительно темы с Единорогами.

И лишь Ридли с Эллиотом, во всей этой истории, явно те самые «простолюдины», которые приезжают в поместье Леопольдов в качестве вассалов, приглашённых, чтобы оказать услугу своим господам.

Самое интересное в картине – это якобы восстановленный, но на самом деле утраченный фрагмент полотна «Пленение Единорога Чистой Девой». Скажу честно, когда его показали в середине фильма, а затем и на финальных титрах – мне стало даже интересно, а, вдруг, эту часть гобелена действительно давно нашли и восстановили, а я ничего не знаю? К сожалению, эта часть оказалась фикцией, однако – очень качественно и правдоподобно исполненной.
В фильме этот фрагмент играет ключевую роль, так как события, изображённые на нём – зеркально отражают то, что происходит с героями после вторжения в их имение родителей похищенного детёныша. И именно эту часть полотна демонстрирует Леопольдам Ридли, пытаясь объяснить им всю опасность и несостоятельность их затеи.

А Леопольды, напомню, хотели – ни много, ни мало – синтезировать целебное вещество из рога Единорога, и продавать его в качестве эксклюзивного лекарства от всех недугов – самым богатым людям мира.

В конечном итоге, именно невежество богачей и становится причиной их трагического краха (во всех смыслах), в то время как Ридли и её отец – сумели верно истолковать гобелены, и за счёт этого знания, а также гораздо более высоких нравственных качеств – спастись от гнева мифических существ.

Большинство героев фильма ждала печальная участь.... Кадр из фильма, фото из свободных источников
Большинство героев фильма ждала печальная участь.... Кадр из фильма, фото из свободных источников

Ридли ещё оказывается и той самой «чистой Девой», что способна успокоить Единорога. Согласно легенде, в присутствии чистой сердцем девушки – Единорог склоняется перед ней, после чего, запрыгнув к ней на колени, точно кошка – успокаивается и засыпает.

Тот самый фрагмент с Девой, усмиряющей Единорога. Здесь изображена соединённая из двух частей серия, в то время как в оригинале присутствует ещё одна - на ней запечатлена рука той, кто действительно смог успокоить волшебное существо. При восстановлении утраченного фрагмента гобелена - в фильме опирались как раз на эту часть, как на ключевую для понимания концепции общения с Единорогами.
Тот самый фрагмент с Девой, усмиряющей Единорога. Здесь изображена соединённая из двух частей серия, в то время как в оригинале присутствует ещё одна - на ней запечатлена рука той, кто действительно смог успокоить волшебное существо. При восстановлении утраченного фрагмента гобелена - в фильме опирались как раз на эту часть, как на ключевую для понимания концепции общения с Единорогами.

Приятно было увидеть, что даже эта «легендарная» составляющая была оставлена сценаристами без изменений. Авторы также подчёркивают связь Ридли с волшебными существами, возникшей в момент, когда в самом начале фильма – героиня Ортеги прикасается к рогу раненого детёныша, и получает через это доступ к неким священным, можно даже сказать сакральным – знаниям об устройстве Вселенной.

В фильме ясно дают понять, что Единороги обладают поистине уникальными способностями - они словно проводники между мирами, способные контролировать даже сам жизненный цикл любого живого существа. Отсюда их способности к регенрации и воскрешению. Кадр из фильма, фото из свободных источников
В фильме ясно дают понять, что Единороги обладают поистине уникальными способностями - они словно проводники между мирами, способные контролировать даже сам жизненный цикл любого живого существа. Отсюда их способности к регенрации и воскрешению. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Здорово, что через подобные детали – режиссёр и сценаристы картины пытались донести до нового поколения идею о том, что даже в суровом капиталистическом мире, где правят, в основном, деньги – можно оставаться человеком цельным, придерживающимся верных ориентиров на своём моральном компасе.

Причём «ориентиры» эти, не так уж и сложны: сочувствие, милосердие, и, конечно же – бережное отношение к природе, которую невозможно оградить никаким «забором» (как было с заповедником Леопольдов, в котором, по сути – и проживали Единороги, в одной из горных пещер, о чём богачи даже не догадывались).
Соприкосновение с рогом Единорога даёт человеку доступ к неким, сверъестественным знаниям об устройстве Вселенной, и об их собственном предназначении. Но получить его могут лишь люди, заслужившие это знание своими добрыми поступками и чистыми помыслами - всё по заветам куртуазной, рыцарской литературы. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Соприкосновение с рогом Единорога даёт человеку доступ к неким, сверъестественным знаниям об устройстве Вселенной, и об их собственном предназначении. Но получить его могут лишь люди, заслужившие это знание своими добрыми поступками и чистыми помыслами - всё по заветам куртуазной, рыцарской литературы. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Такой подход говорит об авторах фильма как о людях, пытавшихся сделать кино не только, чтобы заработать деньги, но и вложить в свою работу некое важное послание – универсальное для всех возрастов. Это особенно приятно в современном мире, где кино, по большей части – просто аттракцион, призванный подарить зрителю острые впечатления, но не более того.

🦄 Актёры и музыка в фильме

На мой скромный взгляд, актёры подобраны отлично. Если говорить о центральных персонажах, то авторы «Смерти Единорога» сделали ставку на популярные, среди молодёжи, лица – это и Пол Радд, больше известный как Человек-Муравей, и модная нынче Дженна Ортега, которая большинству подростков больше знакома по роли Уэнсдэй – умной, и острой на язык, дочери семейства Аддамсов, блиставшей в недавнем телехите от Netflix.

Радду и Ортеге хорошо удалось воплотить экранный дуэт отца и дочери, которые пытаются наладить отношения после того, как из жизни ушла мать  Ридли. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Радду и Ортеге хорошо удалось воплотить экранный дуэт отца и дочери, которые пытаются наладить отношения после того, как из жизни ушла мать Ридли. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Но и семейство Леопольдов безупречно в своём актёрском составе -тут и гениально сыгравший главу семейства Ричард Э. Грант, в отдельных ракурсах страшно похожий на Кристофера Уокена, и замечательная Теа Леони, и поразительно красивый (но забавный и, в какие-то моменты реально опасный) Уилл Поултер.

Все они создают потрясающе комичный, и в то же время жутковатый альянс «продвинутых» предпринимателей, готовых поступиться чем угодно, какими угодно моральными качествами – ради чистой прибыли.

Ричард Э. Грант создаёт потрясающий образ злодея-капиталиста, помешанного на охоте и собственном долголетии (читай: бессмертии). Самое смешное, что практически никто в фильме не воспринимает его всерьёз до того момента, как герой берёт в руки винтовку - и отправляется "лично" охотиться на Единорога. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Ричард Э. Грант создаёт потрясающий образ злодея-капиталиста, помешанного на охоте и собственном долголетии (читай: бессмертии). Самое смешное, что практически никто в фильме не воспринимает его всерьёз до того момента, как герой берёт в руки винтовку - и отправляется "лично" охотиться на Единорога. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Отдельно хочется отметить актёра, сыгравшего дворецкого Леопольдов – Гриффа: Энтони Кэрриган просто великолепен в этой небольшой роли человека, положившего всю свою жизнь на обслуживание беспринципных богачей, но люто ненавидящий их в душе.

За счёт специфической внешности, Грифф до некоторой степени напоминает дворецкого той же Семейки Аддамсов, с той лишь разницей – что этот персонаж отлично шутит, и становится одним из ведущих персонажей этой безумной истории.

Энтони Кэрриган - человек с удивительным талантом к перевоплощению, кого бы он ни играл. В "Смерти Единорога" ему досталась роль комичного, но проинцательного и умного слуги, который долгие годы служит семейству Леопольдов. Фото из свободных источников.
Энтони Кэрриган - человек с удивительным талантом к перевоплощению, кого бы он ни играл. В "Смерти Единорога" ему досталась роль комичного, но проинцательного и умного слуги, который долгие годы служит семейству Леопольдов. Фото из свободных источников.

Кроме того, живописный, и местами готичный видеоряд фильма подчёркивает оригинальная музыка, которая представляет собой интересную смесь техно и современных «битов». Мотивы, звучащие в сценах исцеления Оделла, а также в моменты изучения детёныша Единорога – прекрасно вписываются в образ «продвинутого» семейства фарм-гигантов, чьи современные технологии и неограниченные ресурсы – открывают им доступ в мир практически безграничных возможностей.

Итог: 4,5⭐ из 5⭐ . Бодрый, живой приключенческий фильм, который, к тому же – прекрасно справляется с задачей популяризации культуры и искусства, лишний раз напоминая зрителям об их ценности. Особенно в условиях, когда от них, напрямую, может зависеть ваша жизнь 😉

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые поступления в «Лавке Хеллы: о книгах и кино». Увидимся в новом материале! 📚🐾💜