Стильный фэнтези-триллер о силе искусства, с главными звёздами «нового поколения», Дженной Ортегой и Полом Раддом – предлагает нам радикально переосмыслить идею о добрых мифических существах, которые, внезапно, могут оказаться не такими уж и добрыми.
Картина Алекса Шарфмана и студии А24, вышедшая весной этого года (2025), показала довольно свежий подход к созданию приключенческого блокбастера – основанного, к тому же, на настоящем произведении искусства.
Это, и ещё умение создателей фильма искусно переплести между собой правду и вымысел, а затем «упаковать» всё это в современный, понятный для молодёжи формат «ужастика» – привело к тому, что для многих молодых людей, интересующихся культурой и искусством, «Смерть Единорога» – точно станет культовой картиной.
Сама я пересматривала его дважды, и, наверное, посмотрю ещё раз, когда будет подходящее настроение. Мне кажется, что это один из тех фильмов, который спокойно можно пересматривать раз в год, и при этом – тебе никогда не будет скучно.
🦄 Отец и дочь против семейства буржуа
Конфликт фильма с виду довольно прост: это противостояние двух семей, и, как следствие – столкновение двух совершенно противоположных культур как воспитания, так и жизненных ориентиров и ценностей.
Главные герои – юрист-трудоголик Эллиот (Пол Радд) и его дочь-первокурсница Ридли (Дженна Ортега), вынуждены провести совместный уикенд в имении Леопольдов: богачей, а по совместительству, владельцев суперуспешной фармацевтической компании.
И, хотя поначалу кажется, что отец с дочерью не так, чтобы сильно ладят – позже выясняется, что их отношения гораздо более честные и глубокие, чем у Леопольдов. Последние, при всей своей показной дружелюбности – на самом деле разобщены, и каждый из членов семьи уже давно живёт своей жизнью.
Объединяет их лишь огромный семейный капитал и общий бизнес, частью которого так страстно хочет стать Эллиот, которому за преданность компании и семье – обещают, через несколько лет, членство в совете директоров.
Контраст, проявляющийся между словами, и истинным стремлением богачей обогатиться за счёт сбитого Эллиотом детёныша единорога – становятся одной из центральных «фишек» картины. Это несёт в себе настоящий трагикомический эффект, так называемое «драмеди» – особенно ярко проявляющееся в одной из финальных сцен с Шепардом и его матерью, погибающей от зубов Папы-единорога.
В то время, как Эллиот готов пожертвовать собой ради спасения жизни дочери и её свободы – Шепард не может отказаться от идеи «единорожьей фермы», из-за чего упускает шанс спасти собственную мать и остановить весь тот хаос, что устроили, мстящие им за своего детёныша, мифические существа.
И вот за эту жертву, а ещё за стремление понять и принять свою дочь такой, какая она есть – Эллиот получает в финале второй шанс. Пожалуй, это самая трогательная сцена во всём фильме, и один из лучших хэппи-эндов в, подобного рода, картинах – который я, когда-либо, видела.
🦄 История Единорога
Любопытно, что весь фильм – представляет собой, по сути, «переложенную» киношным языком историю Единорога, запечатлённую в знаменитой серии европейских гобеленов под названием «Охота на Единорога». За это, создателям фильма хочется сказать отдельное «спасибо», так как при работе над картиной – были использованы реальные произведения искусства, лишь слегка дополненные таким образом – чтобы разнообразить и обогатить сюжет фильма, в соответствии с выбранным жанром.
История героев как бы «двигается» по семи гобеленам, дизайн которых был создан во Франции, в начале 16-го века. Сами же гобелены, по мнению учёных-историков, были сотканы в Брюсселе, в период с 1495 по 1505 годы.
Эти гобелены, и по сей день, считаются одним из самых выдающихся произведений искусства среди ткацкого мастерства – ведь цвета тканей за несколько веков практически не поблёкли, а сюжет, изображённый на них – до сегодняшнего времени подвергается различным трактовкам. Самой распространённой из них считается версия, связанная с «зашифрованными» в гобеленах символами христианства.
Полотна сейчас висят в Клойстерс, филиале Метрополитен-музея на севере Манхэттена (Нью-Йорк), и любой желающий может на них взглянуть.
Сюжет «охоты» вполне традиционен для искусства того времени – группа дворян пытается вычислить и пленить прекрасное волшебное животное, чей рог и кровь обладают целебными свойствами. После пленения, которое возможно лишь в присутствии «чистой сердцем Девы» - Единорога привозят в замок средневековой знати, где тот воскресает, и содержится уже в небольшом загоне, как домашний питомец.
🦄 Знай мифы, чтобы выжить
Забавно, что история семейства лордов повторяется в настоящем времени – в контексте фильма, ими, как раз, и становятся Леопольды. Сценаристы даже сделали особую «отсылку» к средневековым дворянам, наградив героев слегка старомодными, «хищными» именами: так, неизлечимо больного главу семейства зовут Оделл, что созвучно со «Львом», его сына именуют Шепард (Гепард), ну, а мать семейства носит имя Белинда, или Белла – что в дословном переводе значит «красавица» или «блондинка» (исполняющая её актриса Теа Леони также имеет светлые волосы).
Последняя ещё может ассоциироваться с ядовитой травой – Беленой, что здорово раскрывается в изображении женщины как слегка токсичного персонажа, фальшиво пытающейся сопереживать Ридли в её стремлении «просветить» Леопольдов относительно темы с Единорогами.
И лишь Ридли с Эллиотом, во всей этой истории, явно те самые «простолюдины», которые приезжают в поместье Леопольдов в качестве вассалов, приглашённых, чтобы оказать услугу своим господам.
Самое интересное в картине – это якобы восстановленный, но на самом деле утраченный фрагмент полотна «Пленение Единорога Чистой Девой». Скажу честно, когда его показали в середине фильма, а затем и на финальных титрах – мне стало даже интересно, а, вдруг, эту часть гобелена действительно давно нашли и восстановили, а я ничего не знаю? К сожалению, эта часть оказалась фикцией, однако – очень качественно и правдоподобно исполненной.
В фильме этот фрагмент играет ключевую роль, так как события, изображённые на нём – зеркально отражают то, что происходит с героями после вторжения в их имение родителей похищенного детёныша. И именно эту часть полотна демонстрирует Леопольдам Ридли, пытаясь объяснить им всю опасность и несостоятельность их затеи.
А Леопольды, напомню, хотели – ни много, ни мало – синтезировать целебное вещество из рога Единорога, и продавать его в качестве эксклюзивного лекарства от всех недугов – самым богатым людям мира.
В конечном итоге, именно невежество богачей и становится причиной их трагического краха (во всех смыслах), в то время как Ридли и её отец – сумели верно истолковать гобелены, и за счёт этого знания, а также гораздо более высоких нравственных качеств – спастись от гнева мифических существ.
Ридли ещё оказывается и той самой «чистой Девой», что способна успокоить Единорога. Согласно легенде, в присутствии чистой сердцем девушки – Единорог склоняется перед ней, после чего, запрыгнув к ней на колени, точно кошка – успокаивается и засыпает.
Приятно было увидеть, что даже эта «легендарная» составляющая была оставлена сценаристами без изменений. Авторы также подчёркивают связь Ридли с волшебными существами, возникшей в момент, когда в самом начале фильма – героиня Ортеги прикасается к рогу раненого детёныша, и получает через это доступ к неким священным, можно даже сказать сакральным – знаниям об устройстве Вселенной.
Здорово, что через подобные детали – режиссёр и сценаристы картины пытались донести до нового поколения идею о том, что даже в суровом капиталистическом мире, где правят, в основном, деньги – можно оставаться человеком цельным, придерживающимся верных ориентиров на своём моральном компасе.
Причём «ориентиры» эти, не так уж и сложны: сочувствие, милосердие, и, конечно же – бережное отношение к природе, которую невозможно оградить никаким «забором» (как было с заповедником Леопольдов, в котором, по сути – и проживали Единороги, в одной из горных пещер, о чём богачи даже не догадывались).
Такой подход говорит об авторах фильма как о людях, пытавшихся сделать кино не только, чтобы заработать деньги, но и вложить в свою работу некое важное послание – универсальное для всех возрастов. Это особенно приятно в современном мире, где кино, по большей части – просто аттракцион, призванный подарить зрителю острые впечатления, но не более того.
🦄 Актёры и музыка в фильме
На мой скромный взгляд, актёры подобраны отлично. Если говорить о центральных персонажах, то авторы «Смерти Единорога» сделали ставку на популярные, среди молодёжи, лица – это и Пол Радд, больше известный как Человек-Муравей, и модная нынче Дженна Ортега, которая большинству подростков больше знакома по роли Уэнсдэй – умной, и острой на язык, дочери семейства Аддамсов, блиставшей в недавнем телехите от Netflix.
Но и семейство Леопольдов безупречно в своём актёрском составе -тут и гениально сыгравший главу семейства Ричард Э. Грант, в отдельных ракурсах страшно похожий на Кристофера Уокена, и замечательная Теа Леони, и поразительно красивый (но забавный и, в какие-то моменты реально опасный) Уилл Поултер.
Все они создают потрясающе комичный, и в то же время жутковатый альянс «продвинутых» предпринимателей, готовых поступиться чем угодно, какими угодно моральными качествами – ради чистой прибыли.
Отдельно хочется отметить актёра, сыгравшего дворецкого Леопольдов – Гриффа: Энтони Кэрриган просто великолепен в этой небольшой роли человека, положившего всю свою жизнь на обслуживание беспринципных богачей, но люто ненавидящий их в душе.
За счёт специфической внешности, Грифф до некоторой степени напоминает дворецкого той же Семейки Аддамсов, с той лишь разницей – что этот персонаж отлично шутит, и становится одним из ведущих персонажей этой безумной истории.
Кроме того, живописный, и местами готичный видеоряд фильма подчёркивает оригинальная музыка, которая представляет собой интересную смесь техно и современных «битов». Мотивы, звучащие в сценах исцеления Оделла, а также в моменты изучения детёныша Единорога – прекрасно вписываются в образ «продвинутого» семейства фарм-гигантов, чьи современные технологии и неограниченные ресурсы – открывают им доступ в мир практически безграничных возможностей.
Итог: 4,5⭐ из 5⭐ . Бодрый, живой приключенческий фильм, который, к тому же – прекрасно справляется с задачей популяризации культуры и искусства, лишний раз напоминая зрителям об их ценности. Особенно в условиях, когда от них, напрямую, может зависеть ваша жизнь 😉
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые поступления в «Лавке Хеллы: о книгах и кино». Увидимся в новом материале! 📚🐾💜