Найти в Дзене
Generalissimus

Ремейки фильмов о Великой Войне. Часть 3-я. «…А зори здесь тихие» (1972) / «А зори здесь тихие…» (2015)

Предыдущую часть публикации данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке Приступая к съёмкам фильма, сюжет которого уже был с триумфальным блеском экранизирован, а первоисточник, лёгший в основу сценария, известен подавляющему большинству жителей нашей страны, учившихся в советской школе, режиссёр наверняка должен руководствоваться какими-то очень вескими доводами и серьёзной мотивацией. Даже с точки зрения простого зрителя, не искушенного в кинематографических премудростях и режиссерских изысканиях, новый фильм, как минимум, должен получиться не хуже предыдущего шедевра, снятого Станиславом Ростоцким в 1972 году. Кроме того, фильм российский не должен банально копировать кинокартину советскую, а также иметь какие-то принципиальные и существенные отличия. Какие именно конечные цели ставил перед собой Ренат Давлетьяров, запуская масштабный съёмочный процесс в 2014 году, и к чему он стремился, заново экранизируя известную военную повесть Бориса Васильева, до сих пор доподлинно н
Оглавление

Предыдущую часть публикации данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

-2
-3

Приступая к съёмкам фильма, сюжет которого уже был с триумфальным блеском экранизирован, а первоисточник, лёгший в основу сценария, известен подавляющему большинству жителей нашей страны, учившихся в советской школе, режиссёр наверняка должен руководствоваться какими-то очень вескими доводами и серьёзной мотивацией.

Даже с точки зрения простого зрителя, не искушенного в кинематографических премудростях и режиссерских изысканиях, новый фильм, как минимум, должен получиться не хуже предыдущего шедевра, снятого Станиславом Ростоцким в 1972 году. Кроме того, фильм российский не должен банально копировать кинокартину советскую, а также иметь какие-то принципиальные и существенные отличия.

Какие именно конечные цели ставил перед собой Ренат Давлетьяров, запуская масштабный съёмочный процесс в 2014 году, и к чему он стремился, заново экранизируя известную военную повесть Бориса Васильева, до сих пор доподлинно неизвестно. Однако маститый отечественный режиссёр неоднократно заявлял, что «А зори здесь тихие…» (2015) – это, однозначно, не ремейк одноимённого художественного фильма 1972 года, а принципиально новая режиссёрская экранизация.

Что же принципиально нового, самобытного и отличного от фильма Станислава Ростоцкого показал зрителям Ренат Давлетьяров. Как выяснилось, совсем немного. Периодически слышен закадровый голос рассказчика, на суд зрительской аудитории представлены измененные истории довоенной жизни главных героинь, а кроме того, на экране изредка мелькает абсолютно лишний второстепенный персонаж – почтальон Макарыч.

С одной стороны, очень хорошо, что создатели нового фильма дали крохотную роль известному актёру Виктору Алексеевичу Проскурину в очень сложный для него период, когда он тяжело болел и очень нуждался в деньгах. С другой стороны, как уже говорилось, почтальон Макарыч не несёт никакой смысловой нагрузки для сюжета, а экранная гибель его – это и вовсе очередная похабная заштампованная издёвка над жертвами фашизма.

Ну, почему немецкие диверсанты не убили несчастного почтальона, встретив его в лесу во время прогулки, а не во время оправления малой нужды? В последнее десятилетие в российском военном художественном кино пошла нездоровая тенденция к акцентированию внимания режиссеров на актах мочеиспускания. Причём, чаще всего свои мочевые пузыри опорожняют в кадре немецкие военнослужащие, при этом, обычно это происходит в непосредственной близости от советских солдат или партизан.

Ну, ладно, не будем переходить на неблагодарную туалетную тему, продолжим разговор об отличиях фильма 2015 года от киноленты, вышедшей на экраны в году 1972-ом. Одной из особенностей повести Бориса Васильева являются короткие, но очень содержательные рассказы о довоенных девичьих судьбах пяти зенитчиц, отправившихся вместе со старшиной Васковым на поимку немецких диверсантов.

Станислав Ростоцкий очень эмоционально, но вместе с тем реалистично и просто показал эти истории в цветном формате на фоне основного чёрно-белого повествования, не отклоняясь от первоисточника и сценария, написанного специально для фильма самим Борисом Васильевым. Ренат Давлетьяров пошёл по другому пути. Он решил внести изменения в судьбы нескольких героинь.

Кадры из фильма «…А зори здесь тихие» (1972 год; производство – СССР. Режиссёр – Станислав Иосифович Ростоцкий. Авторы сценария – Борис Львович Васильев и Станислав Иосифович Ростоцкий)
Кадры из фильма «…А зори здесь тихие» (1972 год; производство – СССР. Режиссёр – Станислав Иосифович Ростоцкий. Авторы сценария – Борис Львович Васильев и Станислав Иосифович Ростоцкий)
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

В конечном итоге этих изменений Лиза Бричкина оказалась дочерью кулака, у которого бессердечные представители советской власти отняли дом, скотину, имущество и земельный участок, сослав в Восточную Сибирь. Именно по пути к новому месту жительства (ссылки) умерла мама Елизаветы.

Круглая сирота Галина Четвертак, которая по сюжета повести, никогда не знала и не видела своих родителей, оказывается до определенного момента жила в полноценной и счастливой семье. Но вот пришли под покровом ночи кровавые палачи и нежити из ведомства под названием НКВД, арестовали папу и маму Гали, увезли в машине, и маленькая девочка оказалась в детском доме очень похожем на детскую колонию строго режима. Хорошо, что в историях остальных трёх главных героинь и старшины Васкова не нашлось места неуместной, однотипной и набившей оскомину махровой антисоветчины.

У фильма 2015 года существенных отличий от сюжета картины Станислава Ростоцкого практически столько же, сколько и явных плюсов. Говоря о положительных моментах киноленты Рената Давлетьярова, можно выделить следующие моменты: хорошее качество цифрового цветного широкоформатного фильма, очень красивые натурные съёмки и добротную постановку боевых сцен.

Конечно же, не качество Full HD 1080 р, не захватывающие природные пейзажи и не перестрелки определяют главный успех того или иного фильма. Помимо качественного сценария и талантливой режиссерской работы огромнейшее значение имеет актёрское мастерство. Лишний раз говорить о предельно точном, удачном и грамотном подборе актёров на главные роли в фильме 1972 года смысла нет, об этом неоднократно и подробно рассказывалось в СМИ, различных передачах и публикациях.

По мнению многих современных кинокритиков, кинематографистов и обычных зрителей, Ренат Давлетьяров обрёк на неуспех свою картину в том момент, когда окончательно утвердил исполнительниц главных ролей. Из всей пятёрки актрис, воплотивших на киноэкранах образы зенитчиц, можно выделить лишь одну Василису Микульчину, которая исполнила роль Риты Осяниной.

Наблюдая за игрой Василисы Микульчиной, видно, что актриса по-настоящему старается, играет в кадре, старается максимально достоверно вжиться в образ своей героини, а не просто отбывает свой номер, монотонно произнося плохо заученные диалоги и реплики. Однако одна актриса не в состоянии вытянуть весь квинтет, если остальные его участницы свои роли откровенно не тянут.

Самым главным провалом или ошибкой Рената Давлетьярова стало утверждение своей супруги – Евгении Малаховой на одну из ключевых ролей всего фильма Жени Комельковой. Многие режиссеры снимают собственных жён в своих фильмах, но всё-таки нужно учитывать таланты и реальные возможности своих «вторых половин».

Евгения Малахова со своей ролью не справилась, однозначно. Ни внешностью, ни состоянием души, ни интонацией, ни мимикой она не соответствует образу Жени Комельковой. Очень жаль, что кинематографический дебют Евгении Малаховой оказался столь неудачным, но откровенно говоря, хорошей и профессионально актрисой она вряд ли когда-нибудь станет.

Столь же неубедительно выглядят в кадре Софья Лебедева и Агния Кузнецова, сыгравшие роли Лизы Бричкиной и Сони Гурвич соответственно. Кристина Асмус и вовсе не справилась с воплощением образа Галины Четвертак. Видимо, пределом актёрского мастерства для Кристины являются её роль в сериале «Интерны» и скандальный эпизод из кинофильма «Текст».

Большинство претензий кинокритиков и зрителей как заключаются в том, что в фильме 2015 года подавляющее большинство женских персонажей – главных и второстепенных с экрана воспринимаются как красивые, но изначально картонные изображения, лишенные настоящих чувств и эмоций, а некоторые и вовсе выглядят как гламурные ожившие манекены. Неудивительно, что при таком восприятии важнейшие эпизоды с участием главных героинь не запоминаются, не врезаются в память, а потому особого и требуемого сочувствия и сопереживания эти персонажи не вызывают.

Что касается Петра Фёдорова, сыгравшего в фильме Рената Давлетьярова главную мужскую роль, то перед ним изначально стояла практически не выполнимая задача – сыграть старшину Васкова не хуже, чем это в 1972 году сделал Андрей Мартынов. Пётр Фёдоров правильно сделал, что не стал копировать манеру игры Андрея Леонидовича, исполнив роль в своём собственном стиле.

Кадры из фильма «А зори здесь тихие…» (2015 год; производство – Россия. Режиссёр – Ренат Фаварисович Давлетьяров. Авторы сценария – Ренат Фаварисович Давлетьяров, Юрий Марксович Коротков и Артём Виткин)
Кадры из фильма «А зори здесь тихие…» (2015 год; производство – Россия. Режиссёр – Ренат Фаварисович Давлетьяров. Авторы сценария – Ренат Фаварисович Давлетьяров, Юрий Марксович Коротков и Артём Виткин)
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Игру Петра Петровича точно нельзя назвать халтурой, а созданный им на экране образ смотрится вполне достоверно и убедительно. В целом игра Фёдорова получилась вполне профессиональной и заслуживающей положительных отзывов, но не более того. Однако, без сомнения, большинство зрителей из двух киноэкранных образов старшины Васкова предпочтение отдадут главному герою, сыгранному Андреем Мартыновым.

Подводя общий итог, фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» нельзя назвать безнадёжным провалом или полной режиссерской неудачей. Фильм 2015 года представляет собой классический образец ремейка одной из самых известных и любимых зрителями советских военных драм, до сих пор не утратившей своей актуальности и повышенного внимания зрительской аудитории.

В одном из своих интервью Андрей Леонидович Мартынов поделился своими впечатлениями и мыслями относительно собственной оценки фильма «А зори здесь тихие…» (2015) и личного отношения к ремейкам: «Картину Давлетьярова вряд ли станут часто крутить. Сильно сомневаюсь. И не из-за того, что кино плохое.

В нашей ленте тоже вижу массу недостатков, но она уже стала классикой, к ней особое отношение и счет другой... Поймите правильно: я не имею ничего против ремейков… Со временем многое устаревает, у людей меняются взгляды, вкусы. Это нормально. Важно не скатиться в лубок или халтуру, не паразитировать на желании состричь дивиденды с чужого успеха»[1].

[1] - Нордвик В. Андрей Мартынов: Начал читать сценарий «Зорь» и расплакался. Беседа с актером, сыгравшим в знаменитом фильме старшину Васкова, о его главной роли, мифах истории и ремейках великих картин // Сетевое издание Интернет-портал журнала «Родина», 2016. Федеральный выпуск №3 (10.03.2016).

-22

Полностью цикл публикаций «Ремейки фильмов о Великой Войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. «Звезда» (1949) / «Звезда» (2002). «Двое в степи» (1962) / «Дорога на Берлин» (2015)

Часть 2-я. «Обратной дороги нет» (1970) / «Исчезнувшие» (2009). «Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)

Часть 3-я. «…А зори здесь тихие» (1972) / «А зори здесь тихие…» (2015)

Часть 4-я. «В августе 44-го» (2001) / «Операция Неман» (2023). «Противостояние» (1985) / «Противостояние» (2024)

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)