- По причине дня меди-цинского работника хо-чу рассказать вам про киношные "мифы" про работу медицинского персонала (штампы и "клише, которые ввели в обиход режиссёры ки-но, либо в результате за-блуждений или желания сделать более эффект-ную картинку и "уси-лить впечатление для кинозрителя). Фильмы и сериалы про врачей — один из самых популяр-ных жанров в современ-ном кинематографе. От «Доктора Хауса» и «Клиники» до отечес-твенных «Интернов» и «Склифосовского». Мы решили разобрать часть медицинских штампов, которые часто повторя-ются в сюжетах. Помо-гает в этом сердечно-сосудистый хирург Ом-ской Областной клини-ческой больницы Миха-ил Лепилин.
- Дефибриллятор всегда и везде помог
- После комы, как огурчик
По причине дня меди-цинского работника хо-чу рассказать вам про киношные "мифы" про работу медицинского персонала (штампы и "клише, которые ввели в обиход режиссёры ки-но, либо в результате за-блуждений или желания сделать более эффект-ную картинку и "уси-лить впечатление для кинозрителя). Фильмы и сериалы про врачей — один из самых популяр-ных жанров в современ-ном кинематографе. От «Доктора Хауса» и «Клиники» до отечес-твенных «Интернов» и «Склифосовского». Мы решили разобрать часть медицинских штампов, которые часто повторя-ются в сюжетах. Помо-гает в этом сердечно-сосудистый хирург Ом-ской Областной клини-ческой больницы Миха-ил Лепилин.
Пациент в больнице сорвал кате-тер и убежал.
Нередко в фильмах и сериалах про-исходит следующая сцена: пациент пробуждается после операции, сры-вает с тела венозный катетер и убе-гает из больницы по срочным делам. При этом человек чувствует себя вполне сносно — он быстро ходит, ясно мыслит и четко говорит. Так ли всё на самом деле?
Сердечно-сосудистый хирург Ом-ской Областной клинической боль-ницы Михаил Лепилин говорит: "Ес-ли у пациента стоят катетеры, осо-бенно если это катетеры централь-ные, которые ставят в большие вены — на шее, в подключичных облас-тях, то это значит, что пациенту тре-буется постоянное вливание какого-то препарата, — говорит Михаил Лепилин. — Например, препарата, который поддерживает функцию сердца. Естественно, если пациент в нем нуждается, он не может встать и побежать. Если человек просыпа-ется в реанимации после операции, никуда он не пойдет — в ближайшие часы точно. Пациент может потерять сознание. Да хоть что может прои-зойти!" Человек потеряет много кро-ви, потому что катетеры стоят в со-судах. Когда мы убираем их, то мед-сестра прижимает место прокола, предотвращая возможное кровоте-чение. Если ты просто выдернешь катетор, ты истечёшь кровью и мо-жешь от этого умереть. Хотя бывают всякие ситуации: после операции пациент может "словить психоз". В состоянии аффекта он может всё с себя сорвать и попытаться куда-то уйти, но, как правило, это кратко-временно. Пациенты быстро исто-щаются и благополучно возвраща-ются.
Дефибриллятор всегда и везде помог
Когда в фильме пациент находится на грани жизни и смерти, врачи, пы-таясь вытащить его с того света, практически всегда хватаются за де-фибриллятор — прибор, который, по мнению сценариста и режиссера, способен в любых случаях творить чудеса. Ход мысли киноделов поня-тен. Суетящиеся медики, доктор кричит «Разряд!» — на экране всё это выглядит весьма эффектно. Но так ли часто нужен дефибриллятор, как нам показывают в фильмах?
— Дефибриллятор используется в экстренных ситуациях, когда у па-циента случаются жизнеугрожаю-щие нарушения ритма. Например, фибрилляция желудочков. Сердце начинает хаотично молотить, и эти сокращения неглубокие и неэффек-тивные. Человек может потерять сознание, у него может не опреде-ляться пульс, так как сокращения вялые. Если ничего не сделать, то фибрилляция переходит в отсут-ствие сокращений. Тогда человек умирает. В этом случае пациенту нужно постараться восстановить ритм, и тогда дефибриллятор — во-прос выбора. Вместе с ним человеку вводятся и антиаритмические пре-параты.
Нередко в фильмах и сериалах про-исходит следующая сцена: пациент пробуждается после операции, сры-вает с тела венозный катетер и убе-гает из больницы по срочным делам. При этом человек чувствует себя вполне сносно — он быстро ходит, ясно мыслит и четко говорит. Так ли всё на самом деле?
— Если у пациента стоят катетеры, особенно если это катетеры цен-тральные, которые ставят в большие вены — на шее, в подключичных областях, то это значит, что паци-енту требуется постоянное вливание какого-то препарата, — говорит Ми-хаил Лепилин. — Например, препа-рата, который поддерживает фун-кцию сердца. Естественно, если па-циент в нем нуждается, он не может встать и побежать. Если человек просыпается в реанимации после операции, никуда он не пойдет — в ближайшие часы точно. Пациент может потерять сознание. Да хоть что может произойти!
Человек потеряет очень много крови, потому что катетеры стоят в сосудах. Когда мы убираем их, то медсестра прижимает место прокола, предотвращая возможное кровотечение. Если ты просто выдернешь катетер, ты истечешь кровью и можешь от этого умереть. Хотя бывают всякие ситуации. После операции пациент может словить психоз. В состоянии аффекта он может всё сорвать с себя и даже попытаться куда-то уйти, но, как правило, это кратковременно. Пациенты быстро истощаются и благополучно возвращаются.
Врач, который умеет всё
Одна из главных задач сценариста — создать обаятельного персонажа, который должен нравиться всем. Нередко в кино и сериалах про медиков главный герой — это талантливый врач, который умеет вообще всё. Его коллеги по срав-нению с ним кажутся статистами, от которых мало что зависит. Кроме то-го, персонаж бывает настолько уве-рен в себе, что, например, говорит об операции на сердце как о походе за хлебом в ближайший супермар-кет. Что в реальности?
— Во-первых, абсолютной уверен-ности в реальной жизни не встре-тишь. Любой хирург, даже самый опытный, никогда не скажет, что всё точно пройдет хорошо. В хирургии всегда есть такой момент — нужно быть начеку. Любая мелочь может стоить человеку жизни. И когда в кадре персонаж бравирует опытом, то это бросается в глаза. Во-вторых, всегда есть четкое разделение обязанностей. Каждый должен за-ниматься своим делом. Это не по-тому, что хирург, к примеру, не умеет интубировать пациента, а потому что другой специалист, который делает это постоянно, справится и быстрее, и качественнее, — пояснил сердечно-сосудистый хирург.
После комы, как огурчик
Еще один штамп в кино и сериалах: человек наконец выходит из комы, однако последствий от нее будто бы не ощущает. Адаптация ему не нужна. Пациент может ходить и разговаривать. Была ли кома вообще? Может, персонаж хорошо выспался? Разбираемся, что есть в реальности.
— Всё зависит от длительности и причины комы, — отметил Михаил Лепилин. — Если речь идет об отравлении и пациента искусственно держали в коме, чтобы защитить функции внутренних органов, то такое возможно. Если у пациента нет тяжелых сопутствующих заболеваний, он может быть относительно в ясном уме. Тем не менее если человек долго находится в коме, то его мускулатура подвергается атрофии. Он, конечно, не сможет встать на ноги и пойти. Такие пациенты ис-тощены и нуждаются в уходе. Очень долго они находятся под наблюде-нием врача лечебной физкультуры.
Если мы говорим о коме после оперативных вмешательств, когда пациенты настолько тяжелые, что длительное время лежат в коме и не могут дышать, то это вообще исклю-чено. У таких людей выход из комы постепенный. Несколько дней они только тренируют самостоятельное дыхание.
Ударился головой и забыл всё
В большом количестве фильмов сюжет основан на том, что персонаж теряет память после какого-либо происшествия. Например, человек попадает в серьезное ДТП, ударя-ется головой и забывает, что с ним происходило в жизни до этого мо-мента. Может ли в реальной жизни случиться подобное?
— Это возможно. Амнезий бывает несколько видов. Например, ретро-градная амнезия, когда ты забыва-ешь события, предшествующие травмирующему событию. Также есть антероградная амнезия, когда ты помнишь всё до случившегося, но не помнишь, что произошло после. Так бывает, это разные виды потери памяти, — заключил врач.
Врач бригады скорой помощи Олег Миронов из «Аритмии», не-смотря на героизм, постоянно на-рушает правила, за что постоянно пишет объяснительные, да ещё и пьёт каждую ночь. Мог бы такой человек рабо-тать в ярославской скорой помощи? Миф. Такой че-ловек вряд ли бы проработал на скорой дольше недели. Во-первых, его объяснительные — это такая мелочь из того, на что можно нарваться за подобные нарушения. Это всё можно прочитать и в административном, и даже в уголовном кодексах. Ну и чисто физически при такой работе нельзя так много пить. Судя по фильму, работает он много. Тут до дома бы поскорее добраться и выспаться. Пить, конечно, тоже можно, не такой уж это и тяжёлый труд. Но первый день, второй... Да на станции скорой помощи его просто к работе перестанут допус-кать из-за его самочувствия.
Продолжение следует