Автор - Александр Иваненко
Все события и фамилии подлинные
Автор сердечно благодарит Дмитрия Владимировича, Юлию Николаевну, Анастасию Анатольевну и двух неизвестных меценатов , благодаря которым стал возможен выход этой статьи.
13 июня 2021 года в Киеве проходили торжественные похороны пана Ореста Васкула. Отпевали покойного в Михайловском Златоверхом соборе. Хоронили его по официальному церемониалу Министерства обороны Украины с почетным караулом Отдельного президентского полка имени Богдана Хмельницкого.
Чем же Орест Петрович Васкул заслужил такие почести? Дадим слово ему самому, а сами послушаем внимательно интервью 2018 г. Оно крайне любопытно. Перевод на русский язык выполнен автором статьи.
"Мой отец Петр Васкул родился 6 мая 1895 года в селе Верхний Березов Косовского района Ивано-Франковской обл. Окончил Коломыйскую учительскую семинарию. В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, отец был призван в австрийскую армию и направлен на выучку в офицерскую школу. После окончания школы он был направлен на итальянский фронт в составе австрийской армии....В октябре 1918 года 81-й полк, где служил мой отец, был передислоцирован из Альп в Коломыю. Здесь его застала Украинская революция, поэтому в начале ноября 1918 года отец принес присягу на верность Украинскому государству, а затем в составе куреня УГА отправился на фронт во Львов для борьбы с поляками."
Поляков одолеть не получилось, пришлось отправиться на восток.
"Отец находился в составе УГА до конца 1920 года. Получил звание сотника. После Галиции УГА отошла на Восток, где боролась против большевиков."
Орест Петрович только не уточнил, что УГА до конца 20 - го года успела повоевать и против красных, и против белых, и за белых, а потом из УГА превратилась в ЧУГА (Червона Українська Галицька армія), то бишь стала Красной Украинской Галицкой армией.
"После того как Украина проиграла освободительную борьбу, отец вернулся в Галицию....Я родился 28 мая 1928 года....Отец продолжал работать директором школы, и в 1939 году мы поехали на летний отдых в Городенку и здесь нас захватила польско-германская война. Отцу возвращаться на работу в Польшу не было смысла, поэтому мы остались в Галиции. К нам пришла новая большевистская власть"
Многие читатели сейчас решат, что батьку - директора коммуняки расстреляли , вот и пошел мальчонка затем в УПА мстить красным. А вот и нет.
"Отец, по знакомству, через Василишина Ивана, который был тогда инспектором, устроился работать директором школы в селе Ясенев-пильный в Городенковском районе."
Разумеется за трудоустройство, неплохой социальный статус и отсутствие репрессий Петр Васкул не замедлил отблагодарить "совитов" сразу летом 1941 года.
"Когда 30 июня 1941 года во Львове был провозглашен Акт восстановления Украинского государства Ярославом Стецьком, то отец получил приказ и задание создать в Городенке подстаршинскую школу для будущей украинской армии."
Плохая Советская власть заставляла учить украинских детей географии и физике. Но пришли гитлеровцы и все изменилось. Теперь можно было готовить новые кадры для войны с москалями. Но что то пошло не так.
"К нам в Городенку пришла оккупационная мадьярская власть. В Коломые и Городенце были мадьяры, которые очень враждебно относились к украинцам.. Они стали требовать от отца всего того, что было запрещено Законом...распустить подстаршинскую школу, чтобы оставить только одну чету украинской полиции для порядка"
Немцы и мадьяры доходчиво объяснили украинским националистам, кто теперь хозяин на Украине. Васкул упирался и с ним венгерские борцы с большевизмом церемониться не стали.
"2 августа на Илье мадьяры вывезли отца в Семаковский лес (Городенковский р-н) и расстреляли..Похороны состоялись 31 августа. Процессия вместе с 19 священниками, хором из 100 человек растянулась на 5 км. Несли 280 венков. Впереди на подушке несли папины награды: крест Петлюры, который папа получил на 40-летие, крест УГА, крест славы и некоторые другие австрийские награды. Отца похоронили в Городенке. Последнее слово имел хорунжий Василий Гонтарь, который был адъютантом у отца: "Курень смирно! Пане Сотник, докладываю-курень готов к бою!".
Сильно. Правда потом дистрикт Галиция был одной из самых спокойных оккупированных территорий Третьего Рейха. Так что курень готовился к бою, но совсем не с убийцами своего побратима. Но что же юный Орест - ведь он очевидно горел жаждой мести и отомстил?
"Я имел сильное желание продолжать учебу, поэтому поступил в Коломыйскую гимназию..в 1942 году я вступил в ряды юношества ОУН, где проходили различные выучки — военные, идеологические, исторические... Воспитанный отцом в любви к Украине, где отец мне сказал: "сын, люби Украину превыше всего!", я вместе с другой молодежью в 1943 году добровольно записался в Городенке в дивизию "Галичина". С целью вступления я соврал, что 1926 года рождения и поскольку я был рослый, то мне поверили. "
Нормально так его отец и ОУН научили Украину любить. "Я сынок немцам служил, теперь твоя очередь." Это вам не советский пионер украинец Валя Котик.
"Во Львове состоялось большое шествие, откуда я был отправлен на выучку в Гайделягер возле Дембицы в Польше. Там располагался учебный полк дивизии Галичина....я был зачислен в ряды 5-й сотни. В 5-й сотне долго меня не держали и перевели в 12-ю тяжелую сотню в чету тяжелых гранатометов. Выучка была общая, поэтому я должен был так же изучить автомат (пистолет-пулемет), пулеметы легкий и тяжелый и др. 12-я сотня была полуподстаршинская, то есть когда мы из выучки выходили, то могли уже обучать других. Условия были достойные, отношения между воинами — братские и мы знали, что надо изучить военное дело. К нам часто приезжали родственники и украинские коллективы."
Трогательно. Заботлив был "старина Хайни" - он же Генрих Гиммлер. Всю эту славянскую биомассу надо было бросить против русских танков. А чтобы биомасса не шибко думала - вот вам хлопцы форма стильная и украинские коллективы.
"Нам выдали новое оружие и сразу поездом отправили в Раву-Русскую. Оттуда мы двинулись на Любачей, Таргород, Билгорай бороться с советскими партизанами Федорова...Нашу боевую группу называли по немецкому обычаю именем ее командира Байерсдорфа. Там мы пробыли до 20 марта 1944 года..."
Такая вот борьба за волю Украины. Кстати Федорова там не было. Под командованием оберштурмбаннфюрера СС Байерсдорфа Орест Васкул воевал против партизанской дивизии украинца Ковпака, которой тогда командовал украинец же Петр Вершигора. А дальше был Восточный фронт.
"Мне назначили командиром роя в звании обер-шютце СС (нем. SS-Oberschütze)...На фронт мы рвались как на свадьбу, но когда понюхали уже пороха, то хотели скорее вернуться в Нойгаммер."
А что случилось? А как же форма и украинские коллективы?
"также мы навязали связи с УПА. Они к нам приходили, мы им помогали легким оружием — автоматы, винтовки, патроны, гранаты ручные, а они нам подавали разведданные и другую информацию."
Напомню, что Степан Бандера официально еще сидит в немецком концлагере. Но бандеровцам это совсем не мешает сотрудничать с эсэсовцами.
"По состоянию на 21 июля 1944 г. я вместе с 50 воинами занял позиции за деревней Княже. Мы сразу окопались и приняли бой с большевиками...Где-то в 4 утра 22 июля 1944 г. бой затих. Мы располагались возле железнодорожной насыпи в с. Княже. Я огляделся по сторонам, но никого живого не увидел. Я был присыпан землей, и тут мне сапог стал на руку: "Куда?! Руки вверх! Hände hoch!"
Вот так вот. Хочешь повоевать с москалями - а потом лежишь под сапогом. Куда делись остальные 50 однополчан, Орест Петрович не уточнил.
"Вижу их стоит двое — один с усами, украинец, а другой-москаль, сразу берет автомат и хочет стрелять. На то украинец ему говорит: "что ты будешь стрелять, ты же не знаешь, что это за человек".
Я понял, что надо играть мармалика (дурачка). Москаль продолжал: "Кто ты?! Ну я русский, а он — хахол". Я ему отвечаю: "Ja jestem Poljak", а он тогда: "а, поляк? Ну пошли тогда".
Тут все прекрасно. Оуновская выучка не подвела юного ария, и он мгновенно забыл украинский язык и стал канать под польского дурня. Достойно. Дальше несломленного героя отводят в штаб, там происходит следующая сцена:
"Заводят меня в штаб, там сидит еврей который меня спрашивает: "Кто ты?". Я говорю:"Поляк". Спрашивают откуда, а я отвечаю — Gmina Doruchów, Качмарский Юзеф. На что сразу идет проверка: "а ты не украинец?". Я же понимаю, к чему идет и сразу отвечаю: "Нет! Psia krew! Да этих украинцев нада..." Он меня останавливает, предлагает поесть, и после этого меня отправляют снова в стодолу."
Советское зверство на каждом шагу. Сначала москаль, который не застрелил, потом еврей, который накормил. Кстати, закос под польского дурачка - это ноу - хау Васкула - другие "галицаи" попав в плен, никаких поляков из себя не строили. Очевидно, что 16 -летний обершютце попав в советский плен просто перепугался до смерти. Что же было дальше?
"Нас украинцев и прибалтийцев отправили поездом в товарных вагонах в Башкирскую АССР на строительство нефтепровода "Туймаза — Уфа" на станцию Субканхулово. На следующий день после приезда нас всех выстроили и зачитали приказ, что именем Президиума Верховного Совета СССР для всех воинов, находившихся на службе в дивизии "Галичина" и других формированиях, объявляется ссылка на шесть лет. С нас сняли охрану и распределили в рабочие бригады. Мы, так сказать, стали свободными людьми."
Сталинский тоталитаризм, что тут еще скажешь?
"Меня все время не покидала мысль Как добраться до Украины и вступить в ряды УПА..Со мной захотели ехать еще два парня....Мы выехали поездом Уфа — Москва, а из Москвы — поездом Москва — Львов.На станции Броды мы сошли и направились в село где мы во время Бродской кампании были на постои и имели связь с УПА. Дом мы нашли скоро, но в доме оказались другие хозяева — гарнизон войск НКВД, которые нас очень "учтиво" встретили палками, шомполами, ногами и на другой день отвезли нас в район.
Держали нас несколько дней, наверняка связывались с администрацией в Башкирии, которые подтвердили, что мы сбежали. Нас вызвали и заставили писать заявление, что мы возвращаемся в ссылку."
Это просто праздник какой то. Захотел, взял и спокойно уехал на Западную Украину с пересадкой на поездах. В военное время. Попался бойцам Внутренних Войск, был задержан, опознан и...и все закончилось заявлением и обещанием вернуться.
"Я подобрался к Жидачеву и рассказал о желании уходить в подполье.
С подпольем я не встретился, зато меня спросили смогу ли обратно поехать в Башкирию и привезти оттуда ребят. Я понял, что это проверка меня или я не являюсь большевистским агентом. Мне ничего не оставалось, как дать согласие поехать в Башкирию и привезти ребят, прежде всего Мацука. Купили билет через Москву до Туймазы, и я уехал."
Все отлично. На Западной Украине в разгар борьбы с УПА спокойно передвигается беглый эсэсовец, и налаживает связи с террористическим подпольем. А потом едет обратно - по приказу этого же подполья.
"В Башкирии меня ждали "органы", и когда я приехал, то рассказал, что из подполья ни с кем не встречался. Мы с ребятами решили ехать снова в Украину. Вместе со мной согласились ехать Иосиф Мацук из Жидачева, Глодко Козий из Рясы-польской и Дмитрий Гурмак из Надворной. Рядом со станцией был элеватор, директором которого был татарин. Однажды он пришел к нам с предложением заработать. С тех пор мы начали разгружать вагоны и зарабатывать деньги. После того как мы немного заработали, зимой решили бежать из ссылки...Нам удалось вскочить в вагон поезда Москва — Львов и доехать во Львов. Во Львове мы разошлись.."
Тут больше всего умиляет, что советские товарищи даже не дали Оресту по морде за побег, не говоря уже о накрутке судимости. Иди, мальчик и больше не шали. Ага, безусловно.
"В 1946-47 годах в подполье была сильная конспирация, попасть в его ряды было очень трудно. Через своих знакомых, давних друзей, я стал действовать в сетке ОУН, имея связь с "могилой", "Эдуардом" и другими"
Продолжение следует. Желающие удостовериться в подлинности перевода могут прочитать полный текст интервью украинской газете "Iсторична правда" от 13 июля 2017 года. Ссылка в открытом доступе - "Боротися, щоб перемогти. Життєвий шлях голови Київського братства ОУН-УПА Ореста Васкула"http://www.istpravda.com.ua/articles/2017/07/9/150008/х
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, в том числе на украинском и польском языках, это весьма затратный труд в свободное от основной работы время, по ночам. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели.