Найти в Дзене
КП - Спорт

Пьяный гений против человека из огня: как Хант и Лауда устроили самое безумное соперничество в истории Формулы-1

Оглавление
Джеймс Хант и Ники Лауда. Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Джеймс Хант и Ники Лауда. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Джеймс Хант против Ники Лауды: История легендарного соперничества

15 июня 1993 года автоспортивный мир понес невосполнимую утрату: Джеймс Хант, чемпион Формулы 1 1976 года, скончался от сердечного приступа в своем доме в Уимблдоне. Ему было всего 45 лет. Трагедия случилась через несколько часов после того, как он сделал предложение Хелен Дайсон, официантке, с которой познакомился зимой 1989 года и с которой его связывали романтические отношения. Хант даже завещал £5000 на поминальную вечеринку, чтобы она продолжалась всю ночь, что идеально отражало его яркую и бескомпромиссную натуру. Его жизнь, полная страсти и риска, оборвалась внезапно, но соперничество с Ники Лаудой остается одной из самых захватывающих глав в истории автоспорта.

Джеймс Хант: Рок-звезда Формулы 1

Джеймс Саймон Уоллис Хант родился 29 августа 1947 года в Белмонте, графство Суррей, в семье среднего достатка. С юности он был бунтарем, отвергавшим условности. Увлекавшись теннисом и сквошем, он даже участвовал в юниорском Уимблдоне, но в 18 лет, посетив гонку в Сильверстоуне, загорелся автоспортом. Родители не поддерживали его мечту, но Хант, подрабатывая, купил разбитый Mini Cooper, который два года готовил к гонкам. Его не допустили к соревнованиям в Королевском автомобильном клубе из-за отсутствия ремней безопасности, что, как он позже признавался, спасло ему жизнь во время аварии в 1968 году, когда он утопил машину в озере на трассе Ултон-Парк.

Хант пробился в Формулу 3, где его агрессивный стиль вождения принес прозвище «Хант-таран». Там он познакомился с молодым аристократом Александром Хескетом, который создал команду Hesketh Racing, подписав контракт с Хантом на пивном коврике в бельгийском пабе. Команда славилась экстравагантностью: шампанское в паддоке ценилось выше бензина, а длинноногие девушки окружали механиков. В 1973 году Hesketh дебютировала в Формуле 1, и Хант, несмотря на слабую технику, занял третье место в Нидерландах и второе в США. В 1975 году он принес команде единственную победу на Гран-при Нидерландов, но вскоре Хескет закрыл проект из-за финансовых трудностей.

В 1976 году Хант присоединился к McLaren, заменив Эмерсона Фиттипальди. Его стиль жизни — вечеринки, алкоголь, женщины и даже наркотики — не мешал показывать результаты. Нашивка на его комбинезоне гласила: «Секс — завтрак чемпионов». В том сезоне он выиграл шесть гонок и завоевал титул, обойдя Ники Лауду на одно очко. После триумфа карьера пошла на спад: McLaren M26 был ненадежен, а переход в Wolf Racing в 1979 году оказался провальным. Хант завершил карьеру, но остался в Формуле 1 как комментатор BBC, где его прямота и резкость — вроде критики апартеида на Гран-при ЮАР или оскорблений пилотов в прямом эфире — сделали его культовой фигурой. Даже на первой трансляции Гран-при Монако в 1980 году он явился босиком, с бутылкой розе, выпив половину.

Ники Лауда: Человек-машина

Андреас Николаус «Ники» Лауда, родившийся 22 февраля 1949 года в Вене, был полной противоположностью Ханта. Его семья, владевшая бумажной империей, не одобряла гонки, но Лауда, взяв кредит в £30,000, пробился в Формулу 1. Дебютировав в 1971 году с March, он в 1974 году присоединился к Ferrari, где его аналитический подход и фанатичная работа с инженерами принесли первый титул в 1975 году. Лауда, прозванный «мрачным педантом», был невысок, немногословен и лишен харизмы Ханта, но его упорство и сила воли не знали равных.

Сезон 1976 года стал для Лауды испытанием. На Гран-при Германии на Нюрбургринге, прозванном «Зеленым адом» из-за сложных поворотов и перепадов высот, он предложил бойкотировать гонку из-за дождя, но Хант и другие настояли на старте. На втором круге, предположительно из-за поломки подвески, Ferrari Лауды врезалась в барьер, загорелась, и болид Бретта Лангера протащил ее по трассе. Лауду зажало в кокпите, но итальянский гонщик Артуро Мерцарио, рискуя жизнью, вытащил его из огня. Лауда получил ожоги лица, головы и рук, повреждение легких и впал в кому на четыре дня. Через 44 дня он вернулся, заняв четвертое место на Гран-при Италии, управляя эмоциями с помощью «трезвых рассуждений».

Джеймс Хант. GLOBAL LOOK PRESS
Джеймс Хант. GLOBAL LOOK PRESS

Лауда выиграл титулы в 1977 и 1984 годах, основал авиакомпании Lauda Air и Niki, а позже стал архитектором успеха Mercedes в Формуле 1. Он воспитал пятерых детей и пережил две пересадки почек. Лауда скончался 20 мая 2019 года в возрасте 70 лет, оставив наследие мужества и профессионализма.

Соперничество 1976 года: Дуэль на грани

Хант и Лауда знали друг друга с юности, деля квартиру в Англии во времена Формулы 3 и сохраняя дружбу до смерти Ханта. Их соперничество, однако, было бескомпромиссным. В 1976 году Лауда доминировал на Ferrari 312T, выиграв пять гонок в первой половине сезона, тогда как Хант на McLaren M23, усовершенствованном Cosworth DFV, одержал две победы, одну из которых отобрали из-за протеста Ferrari. После аварии Лауды в Германии Хант выиграл три гонки подряд, сократив отставание. К финалу в Японии Лауда лидировал с 68 очками против 65 у Ханта.

Гран-при Японии стало апогеем. Дождь скрыл гору Фудзи, и Лауда, памятуя о Нюрбургринге, сошел на втором круге, заявив: «В жизни есть вещи важнее титула». Хант, наоборот, рискнул всем. Лидируя, он столкнулся с износом шин, а на 68-м круге левая передняя покрышка расслоилась. Пит-стоп затянулся на 27 секунд из-за проблем с домкратом, и Хант вернулся пятым. На свежих шинах он обогнал Алана Джонса и Клея Регаццони, финишировав третьим, что принесло ему титул. Марио Андретти выиграл гонку на Lotus 77, а Патрик Депайе стал вторым на шестиколесном Tyrrell P34. Хант, не веря в победу, узнал о титуле только в боксах от менеджера Тедди Майера.

«Гонка»: Кино, оживившее эпоху

В 2013 году Рон Ховард выпустил фильм «Гонка», оживляющий дуэль Ханта и Лауды. Сценарист Питер Морган консультировался с Лаудой, показывая ему каждую страницу сценария. Лауда одобрил фильм, сказав: «Я доволен. Я никогда не смог бы злиться на Ханта». Крис Хемсворт и Даниэль Брюль, сыгравшие Ханта и Лауду, брали уроки вождения на симуляторах под руководством Лауды, чтобы выглядеть убедительно. Брюль даже летел с Лаудой на Гран-при Бразилии, где тот шутливо предупредил: «Возьми вещи в салон, вдруг ты мне не понравишься».

Для съемок использовали реальные болиды, включая McLaren M23 и Ferrari 312T, но в гонках применяли копии, вроде девяти Hesketh 308 на шасси Reynard Opel Lotus или Ligier-Matra с двигателями Rover V8. Съемки велись на Нюрбургринге, Кристал Пэлас и аэродроме Блэкбуш, где за ночь создавали декорации Монцы или Японии. Ховард, посетив заезды FIA Historic F1 в 2011 году, решил минимизировать CGI, чтобы передать дух эпохи. Несмотря на неточности — вроде выдуманной аварии на Кристал Пэлас, где Хант якобы выбил Лауду, или преувеличенной вражды, — фильм захватывает динамикой и драмой. Лауда консультировал команду, а сцены аварий, снятые с графикой, потрясают реализмом.

Наследие: Два лица Формулы 1

Хант стал рок-звездой автоспорта, живя на грани и вдохновляя своей харизмой. Его титул 1976 года, завоеванный в Токио после бурных вечеринок с Барри Шином, стал кульминацией карьеры. Лауда, напротив, олицетворял рациональность и волю. Его возвращение после аварии и титулы сделали его легендой. Их дружба и соперничество, показанные в «Гонке», напоминают, что величие рождается в борьбе, уважении и преодолении. Хант и Лауда — это два лица Формулы 1, чьи истории продолжают вдохновлять.