Признавайтесь, кто из вас слышал про Toyota Belta до сегодняшнего дня? Думаю, немногие. И это не удивительно – этот седан ворвался на российский рынок волной параллельного импорта, и главный вопрос: "Как Тойота может стоить от 1.7 млн рублей, дешевле новой Лады Весты?" Давайте разбираться вместе, что это за зверь и стоит ли на него смотреть.
Toyota и Suzuki в 2018 году решили быстро и недорого расширить модельные ряды на "не самых жирных", но стратегических рынках вроде Индии, Африки или Ближнего Востока. Suzuki получает в Европе тойотовские гибриды, а Toyota получает целую линейку бюджетников на базе Suzuki! Glanza (он же Starlet), Urban Cruiser, Rumion – и, словно вишенка на торте, седан Toyota Belta.
Само имя "Belta" – не новое. Так в Японии звали седан на базе Yaris с 2005 по 2012 год. Символично, что новая Belta пришла на смену как раз старенькому Yaris-седану на тех самых небогатых рынках. А теперь она добралась и до нас, благодаря предприимчивым импортерам. Откуда везут? Чаще всего из Египта или стран Персидского залива, но корни у машины строго индийские – ее собирают на заводе Maruti Suzuki.
Toyota Belta – это практически клон Suzuki Ciaz индийского производства. Когда говорят "бейдж-инжиниринг" – это как раз про наш случай. Отличия? В основном, эмблемы и шильдики. Даже решетка радиатора осталась родной, просто с приклеенным значком Toyota. Никаких уникальных кузовных панелей, особого дизайна или эксклюзивной техники под капотом.
Для российского покупателя, изголодавшегося по новым иномаркам, это не недостаток, а благо. Потому что Ciaz – машина известная, давно обкатанная, с понятной репутацией и, что критически важно, с доступными запчастями. Все, что подходит Ciaz, подойдет и Belta: от масляного фильтра до крыла. Это огромный плюс в реалиях параллельного импорта.
Belta – типичный компактный седан длиной ровно 4 метра 49 сантиметров. Дизайн? Без вычурности и понтов. Чистые линии, аккуратная оптика. Впечатляет клиренс – 17 см. Для седана – это почти кроссоверный уровень. Присмотритесь к бордюру – зазор действительно солидный, наши дороги такому "брюху" будут не страшны.
Что бросается в глаза? Японцы все еще любят хром. Решетка радиатора – черная, но окантовка хромированная. Многие владельцы в будущем наверняка уйдут в "антихром", закрашивая все в черный – будет смотреться брутальнее.
Оптика – светодиодная, с линзами и стильной полосой дневных ходовых огней через всю фару. Противотуманки – в наличии. С завода идут 16-дюймовые легкосплавные диски. В общем, для своего ценника и задач – внешность более чем достойная и современная.
В салоне удивительно просторно. Колесная база 2.65 метра творит чудеса. При росте 1.85 м водитель, отодвинув сиденье до упора, спокойно садится сзади – и колени не упираются в спинку! Голова до потолка тоже не дотрагивается. Это редкий комфорт в классе компактных седанов.
Качество материалов? Тут сюрприз: в топовых комплектациях Belta приезжает с кожаной отделкой! И это не дерматит, а вполне тактильно приятная кожа на сиденьях (с боковой поддержкой), руле, ручке КПП. Сами сиденья – не пуховики, но и не табуретки: комфорт на уровне "тверденько, но приятно".
- Оснащение: бесключевой доступ и кнопка Start/Stop. Ключ можно забыть в кармане.
- Автоматический климат-контроль. Не просто кондей, а именно "климат".
- Круиз-контроль с управлением на руле (мультируль в наличии).
- Камера заднего вида и задние парктроники.
7-дюймовый экран мультимедиа с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. Подключаете телефон – и вот вам русский интерфейс, Яндекс.Навигатор, музыка. Это огромный плюс для импортной машины.
Автоматический свет, USB, прикуриватель, подстаканники спереди и сзади, глубокий бардачок.
Под капотом
А вот тут все абсолютно предсказуемо и это хорошо. Под капотом Belta бьется проверенное "сердце" Suzuki – бензиновый атмосферник K15B объемом 1.5 литра (1462 см³).
Что о нем нужно знать
Мощность скромные, но достаточные 106 л.с. и 138 Нм крутящего момента.
В конструкции алюминиевый блок R4, 16 клапанов (DOHC), цепной привод ГРМ (не ремень), фазорегулятор на впуске. Гидрокомпенсаторов нет – клапана нужно регулировать вручную.
Ресурс заявленный производителем и подтвержденный опытом – 300 000+ км. Это тот случай, когда конструкция при должном уходе реально отхаживает огромные пробеги.
Расход один из главных козырей! В смешанном цикле – около 5.9-6.5 л/100км, по трассе – легко уложиться в 4.9-5.5 л, по городу – 7.3-7.5 л. Для 2025 года с его ценами на бензин – очень актуально. Заливаем АИ-95.
Возможные проблемы: Двигатель выпускают с 2018 г, статистика поломок пока невелика, но форумы намекают на:
- Течи по передней крышке (сальники?).
- Отказы бензонасосов.
- Небольшой расход масла "с нуля" у некоторых экземпляров.
Главное! Растяжение цепи ГРМ может проявиться уже к 100 000 - 150 000 км. Цепь – не вечная! Регулярная диагностика обязательна.
- Классика жанра: 4-ступенчатый "автомат"
Да, вы не ослышались. В паре с K15B часто идет 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия. В эпоху 8-9-10 ступеней это звучит архаично. Плюсы? Феноменальная простота, проверенная надежность и ремонтопригодность. Такие АКПП ходят долго, а если что – починить их относительно недорого. Минусы?
Более скромная динамика разгона (хотя двигатель не гоночный) и чуть больший расход топлива по сравнению с современными коробками. Но в городском потоке и на трассе для спокойной езды ее возможностей хватает с головой. Это выбор в пользу "неубиваемости". Есть, конечно, и варианты с "механикой".
Цена
Новая Toyota Belta на российских площадках "параллельщиков" сейчас стартует примерно от 1.7 млн рублей. Новая Lada Vesta (особенно в топовых комплектациях) легко переваливает за 2 млн.
Вот и получается: японский седан (пусть и на платформе Suzuki), с кондиционером, климатом, камерой, Apple CarPlay, кожаным салоном и надежной связкой мотор+акпп – ДЕШЕВЛЕ Лады Весты. Но считать его доступным можно с трудом. Просто на фоне безумно дорогой Весты с китайскими комплектующими он выглядит неплохо. А вы как считаете?