Людмила Петровна - моя свекровь. Про неё я рассказывала тут и тут:
В конце 2024 года в нашей семье случилось несчастье - инсульт у Людмилы Петровны. Я рассказывала об этом. Особенно пугало психическое состояние свекрови - она просто-напросто перестала узнавать нас, близких ей людей.
Затем Людмила Петровна прошла курс реабилитации, и, вроде как, ей стало гораздо лучше - и физически, и в плане психического здоровья.
Вроде как...
Знаете, когда я завела канал в Дзене, то я завела его не для денег, а просто поболтать. Разумеется, с теми, кто прочитает то, что я пишу - так называемый "эффект попутчика", и чтобы поболтать сама с собой - рассказать самой себе - что я вижу, что чувствую.
Я очень много сейчас думаю о своей свекрови. И мысли эти грустные. Нет, в настоящее время состояние Людмилы Петровны гораздо лучше, чем было зимой - она уже живёт дома, всех узнаёт, готовит еду, сама себя обслуживает - за всё это огромная благодарность медикам, но...
Но. Как говорит супруг Людмилы Петровны Павел Степанович (он её нынешний спутник жизни, не отец моего мужа) - "не та Люда, не та..."
Последствия инсульта сказались на психике моей свекрови гораздо больше, чем на её физическом состоянии.
Я очень много думала и думаю на эту тему, и мне очень грустно.
Знаете, я поняла, что любила Людмилу Петровну не только как мать своего мужа и бабушку нашей дочери. Я любила её как подругу. И это, наверное, в первую очередь. Да, она моя свекровь, но наши отношения никогда не были отношениями "свекровь"-"невестка". По крайней мере, я этого никогда не чувствовала. Я не считаю её второй матерью и называю её по имени-отчеству, но я разговаривала с ней о том, о чём никогда не говорила со своей мамой. Разумеется, маму я любила и люблю, но в наших с ней отношениях никогда не было духовной близости, к сожалению. Может быть потому, что мама была постоянно меня критиковала - не то одела, не за того вышла замуж, не там живу и т.п.
А вот от своей свекрови я никогда не слышала ни слова недовольства. Она никогда не лезла в наши с мужем отношения, никогда не критиковала процесс воспитания нашей дочери, не критиковала мою еду и не учила готовить.
По телефону мы с Людмилой Петровной могли болтать часами - обо всем. О компьютерных играх, о коллегах по работе, о животных, о детских воспоминаниях, о политике и проблемах ЖКХ. Наверняка у всех моих читательниц женского пола есть близкие подруги, с которыми можно "зацепиться языками" по телефону до бесконечности. Обо всём и ни о чём.
Так и мы с Людмилой Петровной.
И вот уже полгода я лишена подобного общения. Иногда мне бывает так плохо от этого, что я реву. Особенно когда муж на смене, а я обычно в такие вечера и болтала со свекровью до полуночи.
Во-первых - Людмила Петровна перестала мне звонить сама.
Во-вторых. Я ей, разумеется, звоню, через день. Она отвечает, узнаёт меня. Но наш разговор продолжается от силы минут 5-10. Людмила Петровна очень стремится его закончить. Как будто она не знает о чём со мной говорить. Когда она отключается, я опять реву.
Это очень тяжело - близкий человек - вот он, он живой, он есть, а вроде как его и нет...
А причём здесь дачные сезоны?
А вот причём.
Разумеется, что моя свекровь до своей болезни была заядлой дачницей. И исподволь пыталась приобщить и меня к этому занятию. Просто выращивала для меня рассаду и передавала "с оказией". Я не протестовала, брала всё переданное, сажала. Правда, безуспешно в основном.
В этом году, само собой, ни о каких дачных делах моей свекрови и речи быть не может. Видимо эта мысль очень расстраивала саму Людмилу Петровну.
В дни весенних школьных каникул мы с мужем взяли по неделе отпуска каждый - и у него, и у меня на работе знают о болезни Людмилы Петровны, идут нам навстречу. В общем, взяли мы отпуск и всей семьёй, с дочкой Дашей, поехали к Людмиле Петровне.
Дня через два после нашего приезда, за ужином, Людмила Петровна торжественно объявила:
-Посуду сегодня пусть Даша помоет, а всех остальных я попрошу собраться в большой комнате!
Мы только переглянулись с мужем и Павлом Степановичем, но ничего не спросили. Закончили ужин и собрались где было велено.
Сели и приготовились слушать.
Людмила Петровна начала опять же торжественно, но с ноткой трагизма (до болезни такое ей не было свойственно - всегда на позитиве):
-До следующего лета я не доживу.
И тут же замахала на нас руками, потому что мой муж встал, пытаясь прекратить этот разговор. Мы с Павлом Степановичем чуть ли не силой заставили его вернуться на место.
-Да, - так же торжественно-трагично продолжила Людмила Петровна. - Не доживу! И не спорьте!
Спорить мы не осмелились...
-Поэтому у меня будет наказ для каждого из вас!
И обращаясь ко мне, Людмила Петровна возвестила:
-Василиса, тебе первой! Подойди.
Я встала и подошла. Свекровь порылась в стоявшей рядом сумке и протянула мне какой-то бумажный кулёчек. Я взяла кулёчек и пощупала его через бумагу. Что-то сыпучее.
-Людмила Петровна, а что это? - робко поинтересовалась я.
-Петуньи.
-Что?
-Петуньи, - повторила свекровь. - Павел запретил мне сажать рассаду, но я хочу, чтобы в последнее лето моей жизни у меня на даче все росло и цвело. В следующем году меня не будет - делайте, что хотите, пусть хоть всё зарастает. Но в это лето посадите всё, что я скажу - таков мой вам наказ! Может и урожай уже без меня собирать будете...
Тут Людмила Петровна прослезилась, мой муж опять вскочил:
-Мама, прекрати чушь нести!
От его слов моя свекровь взбодрилась и продолжила:
-А тебе, Серёженька, наказ такой - посадить картошку! У Паши тоже давление, так что кроме тебя некому!
Далее последовал наказ и для Павла Степановича. Ему было велено посадить рассаду помидоров и перцев, а затем высадить всё это в теплицы на даче.
-И как хотите, - говорила дальше Людмила Петровна. - Как хотите, а в июле я на дачу приеду! Не хотите везти - такси вызову. Приеду и посмотрю - как вы мой наказ выполняете!
Такие дела...
Хуже всех в данной ситуации пришлось мне. Ибо я понятия не имела как надо выращивать эти петуньи.
Про петуньи я слышу каждую весну - от коллег, друзей и знакомых, увлекающихся дачными делами. Петуньи покупают, хвастаются ими, фотографируют и восхищаются. Я такого ажиотажа не понимаю, этот цветок не кажется мне особо красивым. Честно сказать - петуньи мне вообще не нравятся.
Поэтому, не мудрствуя лукаво, я, по приезду домой, взяла два стаканчика из-под ацидофилина и небольшой пластиковый горшок, наполнила их землёй, высыпала семена из кулёчка Людмилы Петровны, сверху ещё немного присыпала землицей, и поставила всё это хозяйство на кухонное окно.
Ранее я никогда не выращивала петуньи из семян.
Честно скажу - я была уверена, что никакие петуньи у меня не вырастут. Куплю потом рассаду и высажу на даче у свекрови.
Но мы с Дашей честно, по очереди поливали горшочек и стаканчики с посаженными семенами.
К моему глубочайшему удивлению, через какое-то время я обнаружила в земле мелкие зелёные всходы. Вскоре этих зелёненьких ростков стало очень много. Затем ещё больше. Росли они весьма резво и им явно стало тесно. А на улице ещё лежал снег.
Пришлось обращаться за советом к людям опытным. Мне рассказали, что петуньи надо рассаживать в отдельные стаканчики, и дело это очень муторное. И что не надо мне было высыпать много семян.
Ну да, лопухнулась я, надо было узнавать детали разведения петуний заранее, хотя бы в интернете. Но я была просто уверена, что они у меня не взойдут.
Мы с Дашей всё не могли собраться с силами и заняться пересадкой петуний. Муж категорически отказался нам помогать, аргументируя это тем, что ему наказ - посадить картошку, мол, каждый отвечает только за свой наказ.
Тут моя подруга стала жаловаться, что у неё опять, уже который год, не взошли петуньи. Она действительно переживает из-за этого каждый год, но я ранее всегда пропускала её слова мимо ушей. В этом году мои ушки были на макушке!
-Могу дать тебе один стакан с петуниями Людмилы Петровны, - предложила я. - Только будешь сама их рассаживать.
Подруга тут же согласилась и была очень рада!
Я тоже с радостью сбагрила ей один стакан. Как потом оказалось, в нём было 30 петуний. Всех моя подруга рассадила, ни один саженец не погиб.
Остальные петуньи рассаживали мы с дочкой, потратив на это дело целый выходной день. У нас получилось больше 100 стаканчиков с саженцами. Устали так, как будто огород вскопали.
Пришедший с работы глава нашего семейства скептически осмотрел итог наших трудов и поинтересовался - куда мы собираемся расставить всё это хозяйство?
-На окна, - сообщили мы и принялись расставлять.
Стаканчики заняли все два подоконника. Дашины любимые кактусы пришлось поставить на холодильник.
Но тут взбунтовались наши кошки. Конечно, как это они не могут сидеть на подоконниках и смотреть в окна? В результате кошачьего бунта несколько стаканчиков оказались рассыпанными на полу.
Пришлось выделять под петуньи отдельный стол и освобождать для кошек по половине подоконника.
А мой муж, поужинав в одиночестве, продолжал интересоваться судьбой петуний:
-Интересно - ты собираешься все 100 штук посадить у мамы на даче?
-Так да, а где ещё? Пусть видит, что я её наказ выполнила.
-Наказ-то наказ, - смеялся Сергей. - А кто их будет поливать? Павел Степанович?
Точно, поливать!
И я позвонила Павлу Степановичу.
Услышав про 100 петуний, Павел Степанович сильно распереживался.
-Василисушка, я не знаю, кто помидоры с перцами поливать будет! Мне-то не выехать теперь на дачу на постоянку - Люду-то одну не оставишь, и с собой не возьмёшь. Буду соседей просить. Что ты так много посадила-то? Надо было штучек 10.
-Сколько семян дали, столько и посадила.
-Так надо было горсточку в землю кинуть!
Надо было... Поздно уже об этом говорить.
Короче, петуньи я невзлюбила ещё больше. Вот куда их теперь девать?
Пару стаканчиков забрала у меня соседка Галина Ивановна. У неё были свои петуньи, просто ради интереса взяла - какого цвета окажутся петуньи моей свекрови?
А потом...
В один из вечеров я увидела в местной группе объявление: "продам петуньи" и мой номер телефона. И практически сразу мне позвонила какая-то женщина с желанием купить цветочки. Мы договорились о встрече, она приехала и купила 10 штук.
Затем позвонила коллега по работе - почему я не сказала, что продаю петуньи? Ей надо. Надо - так бери. Только никаких денег. Она приехала с мешком конфет. Тоже взяла 10 штук.
Мы с Дашей ничего не понимали - кто дал объявление? Честно говоря, я думала на дочку. Но нет - объявление дал наш папа.
-Смотреть не могу, как ты маешься с этими цветами, - сообщил он. - Да и места много занимают.
И тут же добавил:
-Надеюсь, ты мне тоже поможешь сажать картошку? Хотя бы морально. Не бросишь одного, поприсутствуешь? Кофе там принесёшь, бутербродик сделаешь?
Конечно, помогу, поприсутствую и сделаю.
Петуньи разобрали в течение двух дней. Деньги отдали дочке. Конфеты съели втроём, очень вкусные.
Оставила я 10 стаканчиков с петуньями для дачи Людмилы Петровны. И нам на балкон 3 штучки, Даша попросила оставить, ладно, пусть будут.
На сегодняшний день наказ Людмилы Петровны выполнен в полном объёме. Картошка посажена. Перцы, помидоры и даже огурцы в теплице. Петуньи в горшках стоят пока в дачном домике, но скоро переселятся на улицу.
А автор наказа - Людмила Петровна - в санатории, недалеко. Скоро вернётся и потребует, чтобы её везли на дачу.
Петуньи Людмилы Петровны, которые я отдала моей подруге, уже цветут. У нас на балконе пока распустился только один цветок.
Смотрю я на него иногда - и всё равно не понимаю - почему всем так нравятся эти петуньи? Я их точно больше никогда сажать не буду.
А ещё я думаю - поправилась бы моя свекровь окончательно, стала бы такой, как до болезни - вот бы мы с ней посмеялись над моим первым опытом выращивания петуний!
Всем здоровья!