Найти в Дзене

глава 1.1. искусство - что это такое?

ИСКУССТВО. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Задача этой главы: сориентироваться в самом общем смысле. Формула: искусство и игра – это подражание жизни, чтобы ее рассмотреть с безопасной дистанции и, одновременно, это размышление об идеале. 1 ЧЕЛОВЕК НА ФРОНТИРЕ МЕЖДУ ДВУХ РЕАЛЬНОСТЕЙ С чем взаимодействует человек? Он сталкивается с внешней реальностью мира, в том числе виртуального. И с внутренней реальностью собственного тела и собственной психики. Человек существует на фронтире, на границе между миром психическим и миром внешним. Внешняя реальность, то, что вне нас, окружающий мир. Окружающий мир можно поделить на видимый и невидимый мир, на ощутимый и неощутимый диапазон. На обычный мир, доступный непосредственному наблюдению в пространстве и времени. На микромир, уходящий за пределы нашего восприятия. На макромир, мир больших масштабов, геополитики и космоса, также уходящий за пределы нашего восприятия. На настоящее, доступное нашему наблюдению. На прошлое и будущее во времени, уже или еще недоступ

ИСКУССТВО. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Задача этой главы: сориентироваться в самом общем смысле.

Формула: искусство и игра – это подражание жизни, чтобы ее рассмотреть с безопасной дистанции и, одновременно, это размышление об идеале.

1 ЧЕЛОВЕК НА ФРОНТИРЕ МЕЖДУ ДВУХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

С чем взаимодействует человек? Он сталкивается с внешней реальностью мира, в том числе виртуального. И с внутренней реальностью собственного тела и собственной психики. Человек существует на фронтире, на границе между миром психическим и миром внешним.

Внешняя реальность, то, что вне нас, окружающий мир. Окружающий мир можно поделить на видимый и невидимый мир, на ощутимый и неощутимый диапазон. На обычный мир, доступный непосредственному наблюдению в пространстве и времени. На микромир, уходящий за пределы нашего восприятия. На макромир, мир больших масштабов, геополитики и космоса, также уходящий за пределы нашего восприятия. На настоящее, доступное нашему наблюдению. На прошлое и будущее во времени, уже или еще недоступные нам. На дальнее и ближнее пространство.

Мы также делим доступный нам мир на природу, материю, предметы, неживое и живое, технику и машины, общество и взаимодействия, артефакты и т.д. – пытаясь описать все многообразие внешней реальности.

А также мы контактируем с информационным и виртуальным миром. Который сейчас занимает больший объем, чем мир реальный, данный нам в непосредственных ощущениях.

Внутренняя реальность, то, что внутри нас, с нашей психикой. В мире психического человек сталкивается с инстинктом, с сознанием и подсознанием, с личным бессознательным и коллективным бессознательным. С тем, что реально, то есть доступно опыту и чувствам. С тем, что трансцендентально, то есть познается только мыслью, как философские и математические абстракции. И с тем, что трансцендентно, то есть принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта – с «потусторонним».

То есть вообще получается человек существует на фронтире - на подвижной границе: между внешним и внутренним, между микромиром и макромиром, между прошлым и будущим, между природой и технологиями, между сознательным и бессознательным, между реальностью, трансцендентальным и трансцендентным.

2 ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Кто и что в человеке взаимодействует с реальностью? Сознание, то, что наблюдает, чувствует, переживает, рефлексирует и мыслит. Оно задает фильтры: установки и доминанты, убеждения, нормы, правила. Интуиция, то, что быстрее сознания. Инстинкт и бессознательное, как то, что не осознается, но довлеет, вызывает автоматические и бессознательные реакции. Эмоции и чувства, как нейро-химические и гормональные реакции на воздействия.

Иногда человек может провалиться в психическое – в состоянии острого психоза. Иногда он может отрицать психику и, как бы, иметь дело строго с реальностью. Но обычно человек существует на границе физического и психического мира, на фронтире.

Но главный контакт – через взаимодействие, через касание, непосредственно. В искусстве, кстати, мы часто этого касания лишены: «экспонаты руками не трогать».

Какие способы взаимодействия со всем этим доступны человеку?

Опыт. Непосредственное проживание жизни здесь и сейчас, обучение, обретение опыта.

Деятельность – созидательная или разрушительная.

Воспоминания о прошлом, мечты и планы на будущее.

Фантазии и воображение – мысленные эксперименты.

Сны – автоматическая обработка информации.

Рефлексии – размышления и наблюдения сознания за самим собой.

Эксперимент – что будет, если я сделаю так?

Научное познание. Доказательное, проверяемое, непротиворечивое, рациональное, системное и этим ограничивающее само себя.

Философия - мысль о мысли о чем-то.

Визионерство – непосредственное переживание трансцендентного.

Религия – как связь со сверхъестественным. Ритуал – как деятельная часть этой связи.

Мистерия – как проживание запредельного опыта.

Магия – практическое воздействие на мир с помощью сверхъестественного.

А также - искусство и игра.

Еврипид: Истинной жизни нет без искусства.

Шопенгауэр: Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства.

Ключевский: Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.

Гоголь: Искусство есть примирение с жизнью.

Ницше: Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления.

Цветаева: Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т. е. — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.
Франс: Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом.

Кастанеда: Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

3 МОЖНО ПО-НАСТОЯЩЕМУ – МОЖНО ПОНАРОШКУ

Искусство и игра

Инструмент искусства и игры – мимезис.

Мимезис – подобие, подражание искусством действительности. Что это значит?

Во-первых, когда мы проживаем жизненный опыт непосредственно, нам затруднительно его наблюдать, оценивать и рассматривать. Мы внутри него, он часто травмирует, или, наоборот, доставляет наслаждение. Мы его переживаем. Убегая от бешеного тигра трудно философствовать и давать происходящему эстетические оценки. Наслаждаясь любовью в моменте также трудно смотреть на себя со стороны и рефлексировать.

Искусство, как и игра, во-первых, позволяет установить дистанцию между наблюдением и опытом, делает этот опыт безопасным, позволяет рассматривать его.

И, во-вторых, искусство позволяет размышлять об идеале, воплощать идеал, так как явления жизни несовершенны, в них есть необходимый элемент асимметрии, временности, изменчивости и хаоса. Слово «искусный» говорит о сделанности, тщательности, мастерстве, отточенном навыке.

В-третьих, организует взаимосвязь психики и реальности.

То есть – искусство, подражание жизни, и, одновременно, размышление об идеале.

Аристотель различал три вида подражания. Он говорил, что поэт, как и художник, или «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть»

Игра – обучающее и развлекающее подражание жизни.

Игра в чистом виде - это искусственно сконструированная модель, имитирующая те или иные стороны реальной деятельности, обеспечивающей выживание человека.

Для подражания мы используем зеркальные нейроны - mirror neurons — это нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении действия, так и при наблюдении за выполнением какого-либо действия другим животным. Считается, что механизм «зеркальных нейронов» возник эволюционно для ускоренной адаптации детёныша, опираясь на авторитет родителя и подражая ему.

Они важны в освоении новых навыков путём имитации (например, воспринимать окружающую среду также как более опытная особь или перенимать повадки своих сородичей). Зеркальные нейроны сопоставляют внешние сенсорные сигналы с некой памятью об эталоне. Кроме этого нейроны также обрабатывают сигналы, посылаемые на двигательные нейроны. В итоге получается точно повторять какие-либо программы других людей. Можно сказать, что происходит обучение за счёт подражания. Мы учимся через подражание. Мы - «обезьянничаем».

Некоторые учёные считают, что эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии.

Эмпатия – это способность со-чувствовать, переживать сходное чувство с другим человеком, но понимая, что это его чувство, не заражаясь им, как при коллективной истерии. Со-переживать, со-страдать, со-радоваться.

4 ЗАЧЕМ НАМ ИСКУССТВО

Для чего мы используем искусство?

Чтобы пережить эмоции, которых нам не хватает в данный момент. То есть, возбудить нейро-химические и гормональные процессы, через их имитацию.

Чтобы получить некий опыт, через моделирование возможных ситуаций, не испытывая их в реальности. Опыт смерти, насилия, безвыходности, потерь, обретений, цены, жертвы и т.д.

Чтобы объединиться в некоем общем актуальном переживании, испытать единое чувство в совместном празднике или ритуале.

Чтобы разрядить вовне наши внутренние напряжения.

Чтобы пережить катарсис. Катарсис — это кратковременное состояние облегчения и радости, наступающее после того, как проходит сильное негативное переживание или отступает тяжелая болезнь. Очищение, исцеление, выздоровление, обнуление. Эмоциональное состояние, когда тяжесть на душе сменяется невероятной легкостью.

Аристотель называл это «очищением через сострадание», когда при просмотре трагедии человек, через сопереживание, высвобождал внутреннюю неосознаваемую боль, которую раньше подавлял и держал внутри. И это возвышает его душу. В сущности – это лечение души, схожее с лечением тела. Может быть, это эмоциональная рвота.

Сюда же мы можем отнести – и слезы раскаяния, и просветление, и инсайт, и сатори и т.д. Не знаю насчет оргазма.

Более академично это описывают так.

«Функции искусства:

Познавательная. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.

Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.

Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.

Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического и эмоционального наслаждения.

Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.

Компенсаторная. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (просмотром шоу и мелодрам люди компенсируют дефицит собственной личной жизни и эмоций)

Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а может призывать к чему-либо (пропагандистская).

Развлекательная (например, массовая культура)».

5 ОТЛИЧИЕ ИСКУССТВА ОТ МАГИИ

Дистанция.

Мистерия и магия.

Если говорить о мистерии, то это не искусство, на мой взгляд. Или это иммерсивное, интерактивное искусство, искусство непосредственного переживания и проживания опыта. Без дистанции. В процессе мистерии человек проживал опыт смерти, выхода за грани сознания, галлюцинаций, т.е. выхода в виртуальную реальность.

В каком-то смысле современное искусство стремится к мистерии, но не обладает тем древним целостным сознанием. Не контактирует с божественным, сверхличным.

Известны виды мистерий, что назывались «праздниками посвящения» - греческие телетаи - τελεταί ὄργια, римские инициации – initiatio. Они прямо указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сверхвозбуждения или экстаза, греческая оргия - ὄργια. Это выход человека за пределы вещественно-психической данности. Участники мистерии разделялись на мистов – μύστις - проживающих мистерию. На эпоптов - ἐποπτεία – созерцающих ее. И, наконец, мистагогов - μυστᾰγωγός – руководивших мистерией.

Через мистерию передавалось тайное знание, нечто более концентрированное, системное и эффективное, чем народная вера.

Тайный внутренний круг знаний существует в каждой религии. Дзен – в буддизме. Исихазм – в ортодоксальном христианстве. Кабала, хасидизм – в иудаизме. Суфизм – в исламе. Пиетизм – в протестантизме.

А что же магия?

Для рациональных установок и убеждений, не признающих трансцендентный компонент, магия является ложью и лженаукой. Для магов важен прецедент.

Зачем вообще здесь об этом говорить? Опыт показал, что в искусстве ты начинаешь с ремесла, потом уходишь в психологию, затем тебя начинает интересовать магия и визионерство и в голову закрадывается мысль, что, по сути, идеальный текст - это заклинание. Так как это слово прямого действия...

Магия – это какой-то другой тип деятельности. Магия — искусство (особое умение) оказывать воздействие на мир с помощью сверхъестественных сил. Через проводников, посредников, заклинания, шепотки, ритуалы, амулеты, алфавиты и множеством другим способов.

От науки магия отличается тем, что использует законы не физического, а какого-то иного мира, а от религии тем, что ориентирована на конкретные и практические результаты.

Магия — это мост между мирами — проявленным и непроявленным, физическим и тонким, низшим и высшим. Это практика, изучающая таинства природы и связь человека с божественными силами.

Виды магии: Психургия – это применение психических сил человека. Недавно она приобрела другое название — парапсихология. Это медиумизм, магнетизм, гипнотизм, психометрия и т.д. Теургия — направлена на обращение к потусторонним силам для получения от них знаний и содействия в делах. Человек использует ее через ритуалы и молитвы. Гоетия — это средневековая магическая практика вызова демонов и создания талисманов. Мантика – гадания и предсказания. Некромантия – общение с мертвыми и использование их помощи.

Сакральная геометрия, символизм, глифы и сигилы, нумерология, алфавиты, астрология и алхимическое делание, западные и восточные практики и т.д. – видов «внутреннего знания» довольно много.

6 ВИДЫ ИСКУССТВА

Виды искусства.

Необходимость существования различных видов искусств следует из того, что ни одно из них не может дать достаточно полную художественную картину мира, так как они ограничены в своих инструментах. Полную картину могут дать только все искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом.

В познании действительности в определенной мере участвуют все органы чувств. Разные виды искусства затрагивают по преимуществу разные органы чувств.

Самая распространенная классификация искусства делит его на три группы:

- пространственные (статические) - это изобразительное искусство, фотография и архитектура, они воспринимается зрением;

- временные (динамические) – это литература и музыка; композиция, развёрнутая во времени. Они воспринимаются слухом. Литература предназначена для чтения вслух (аудиокниги и т.п.), чтение «про себя» более поздний навык, когда мы учимся читать, мы проговариваем слова вслух, потом про себя, потом эта привычка тормозится, так как замедляет чтение.

- пространственно-временные - балет, театр, кино – они воспринимаются и зрением, и слухом.

Также искусства делятся просто на изобразительные и неизобразительные. То есть те, которые дают непосредственное изображение явлений. И те, в которых прямое воспроизведение материального облика отражаемых явлений отсутствует.

Вот еще пример подхода:

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать.

Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

1. Изобразительное искусство : статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.); динамическое (например, немое кино, пантомима).

2. Выразительное искусство (или неизобразительное): статическое (архитектура и литература); динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).

3. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

прикладное (декоративно-прикладное); изящное (музыка).

По времени создания: традиционное (скульптура, литература); новое (кино, телевидение, фотография), новейшее (компьютерная анимация, игры, видеоарт, анимадок и т.д.)

По соотношению время-пространство: пространственное (архитектура); временное (музыка); пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

простое (музыка, скульптура); сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

В этой книге мы занимаемся сценариями и частично писательским мастерством, динамикой рассказывания историй.

То есть искусствами временными и пространственно-временными, зрелищными, новыми и новейшими, сложными и синтетическими.