Еще зимой в сети встречались мистические фотки, сделанные на развалинах некого особняка, очень атмосферные, захотелось побывать там. Нашла информацию о «заброшке», это оказалось в Джанхоте, особняк баронессы Шмидт, в девичестве фон Вагнер.
Добраться очень легко, да и через навигатор можно найти.
Оставляем авто на конечной и идем через территорию пансионата «Джанхот».
Впечатлили, возможно уже неподвижные, ворота пансионата, с ярким советским антуражем.
Вежливо остановил охранник, спросил – куда? ответили, что идем на развалины, т.к. территория закрытая, он связался по рации со старшим смены, разрешили пройти.
Асфальтированная дорожка под сенью вековых сосен, тут же вдоль тротуара вольер с павлином, чьи «песни» добавляли настроения, что идем к дореволюционному особняку.
Уперлись в спортивную площадку пансионата, тут подошел начальник смены, ну думаю, сейчас будет требовать оплату… а нет, попросил не заходить внутрь, предупредил об обрушениях.
И вот он, некогда изысканный, загородный дом баронессы Екатерины Яковлевны Шмидт.
И вот тут, мурашки. Вот оно то самое послевкусие, которого ждешь от посещения места.
Возможно, больше впечатления от места, зная историю Екатерины Яковлевны (1835 – 1877).
Урожденная фон Вагнер, по матери происходила из князей Свирских, потомков великого князя литовского Гедимина, отец – потомок того самого кузнеца Антона Шмидта (с немец. «шмидт» кузнец), приглашенного в Россию самим Петром I. Здесь он женился на русской девушке и его дети, внуки и остальные потомки стали корабелами, инженерами, офицерами армии и флота, чиновниками и учёными. Все Шмидты отличались усердием в работе и службе, преданностью России и воинскому долгу. Имя Пётр в родословной стало своеобразным символом почитания царя Петра I.
В 19 лет, повинуясь душевному призванию, Екатерина с подругами Екатериной Бакуниной, внучкой Кутузова и Екатериной Грибоедовой приехала в осажденный Севастополь, шла Крымская война. Екатерины проявила себя как добровольная сестра милосердия. Очень сложно представить кого-то из сегодняшних «селебрити», отказавшихся от благ праздной жизни и уйти на фронт.
Там она и познакомилась с будущим мужем, вытаскивая того из-под обстрела тяжело раненым.
Екатерина Яковлевна прожила не долгую жизнь, но, когда ее не стало, в память о заслугах, в последний путь её провожал троекратный воинский салют взвода моряков. Такой чести в Российской империи удостоились всего 51 женщина.
Кроме титула и примеры высочайшего милосердия и самопожертвования, Екатерина Яковлевна является интересной личностью тем, что она мама того самого лейтенанта П. Шмидта, возведенного чуть ли не в лик святых, насколько это возможно сделать советской властью, который, является очень спорной исторической фигурой.
После революции загородный дом использовался вплоть до 90-х, различными организациями, как административное здание, после пожара его не стали восстанавливать и теперь он стоит разрушается, хотя стоит отметить крепкий фундамент и мнение нескольких людей, сведущих в строительстве, его вполне возможно вернуть к жизни.
В некоторых источниках читала, что особняк принадлежал всего лишь однофамильцу знаменитой семьи, но хочется верить, что именно она, женщина с огромным сердцем в полуденный час пила чай на этой веранде наслаждаясь пением птиц и вдыхая аромат соснового бора, принесённого морским бризом.