Найти в Дзене
МинАкультуры

"Точка опоры" предателя Зуева А.М.

Оглавление

Ему не нравилось одно – служить в ”дырах”, куда его заносило. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии. Казалось бы всё - карьерный старт дан да ещё какой! И как старик у "золотой рыбки" попросил тестя об услуге, чтобы вырваться на ”оперативный простор”, помочь ему поступить в школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Но он получил вежливый отказ: ”Послужи, сынок, полетай, а там видно будет”. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше… от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Видимо случился разговор с тестем при закрытых дверях. И понял Зуев, что его опять "назад в будущее" ждёт "дыра".

Снимая фильм "Ташакор", мы брали интервью у лётчиков, которые были дружны или хорошо знали пропавшего без вести в Афганистане ст. лейтенанта Сергея Пантелюка (падение его самолёта не найдено). Неожиданно в разговоре всплыла история побега в Турцию на новейшем МИГ-29 капитана Зуева Александра Михайловича с некоторыми деталями, которые в другом свете отразили его мотив, далёкий от политического.

Зуев Александр Михайлович - капитан ВВС СССР, в 1989 году совершивший угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
Зуев Александр Михайлович - капитан ВВС СССР, в 1989 году совершивший угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.

Статья опубликована в газете ПРАВДА в понедельник, 22 мая 1989 года:

«МИГ» из Цхакая

Как сообщалось в печати, 20 мая списанный с летной работы военный летчик А. Зуев угнал реактивный истребитель МИГ-29 с аэродрома Цхакая на западе Грузии в Трабзон на черноморском побережье Турции.

Представители Министерства обороны СССР сообщили нам вчера:

— Угнанный самолет поднялся в воздух в 5 чесов 39 минут. В 5 часов 46 минут с того же аэродрома, а спустя пять минут — с другого были подняты истребители с целью пресечения угона, что осуществить не удалось в силу незначительного расстояния до государственной границы и скоротечности событий. Около шести часов утра не замеченный, как представляется, турецкими радиолокационными
станциями МИГ-29 появился в зоне аэродрома Трабзон, причем летчик якобы на английском языке запросил посадку.

В результате энергичных действий, предпринятых Министерством иностранных дел СССР, достигнута договоренность с турецкой стороной о возвращении советского самолета, получено разрешение на прилет в Требзон транспортного ИЛ-76 (21 мая в 9 часов 44 минуты этот лайнер совершил там посадку). На борту ИЛ-76 (командир корабля — военный летчик 1-го класса подполковник С. Жбанков) находятся летчики, которым поручено осуществить перегон истребителя. По данным на 14 часов 21 мая, в Трабзоне ведутся переговоры о
порядке возвращения. На аэродроме Цхакая работает группа генералов и офицеров, возглавляемая первым заместителем главнокомандующего ВВС генерал-лейтенантом авиации Е. Шапошниковым, которая приступила к расследованию инцидента. По имеющимся данным, сразу же после приземления Зуев обратился за врачебной помощью и сейчас находится в одной из трабзонских клиник...

Зуев Александр Михайлович - капитан ВВС СССР, в 1989 году совершивший угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Позирует в турецком госпитале.
Зуев Александр Михайлович - капитан ВВС СССР, в 1989 году совершивший угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Позирует в турецком госпитале.

Мы связались по телефону с командиром авиационной части в Цхакая подполковником А. Антоновичем и его замполитом подполковником В. Довбней. Из коротких рассказов офицеров вырисовывается следующая картина.

В апреле 1989 годе летчик 1-го класса капитан А. Зуев, 1961 года рождения, выпускник Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков, был списан с летной работы по состоянию здоровья. В последнее время он жил один, поскольку его жена уехала к родственникам на Украину в связи с предстоящими родами. В ночь на 20 мая Зуев исполнял обязанности дежурного по приему и выпуску одиночных самолетов, то есть был в составе дежурной смены, что связано, в частности, с получением личного оружия. В шестом часу утра Зуев пришел на стоянку дежурного подразделения, охраняемую младшим
сержантом Али Чумаевым. Появление офицера на стоянке, естественно, подозрений у часового не вызвало, Зуев неожиданно напал на часового, выхватил затем пистолет и начал стрелять. Чумаев получил несколько пулевых ранений, но нашел в себе силы открыть ответный огонь по бегущему к самолету Зуеву, добраться до домика дежурного звена и сообщить о случившемся. По заявлению сержанта, Зуев получил ранение. Считанные секунды понадобились угонщику для автономного запуска двигателей и взлета.

— Хотелось бы подчеркнуть,— сказал командир полка А. Антонович,— что личный состав части выражает презрение и гнев по отношению к своему бывшему однополчанину, а теперь уголовному преступнику, забывшему и о долге гражданина, и о военной присяге. Общее наше желание — сказать ему это в лицо.

Подполковник В, Довбня добавил:

— Младший сержант Чумаев, комсомолец, уроженец станицы Сторожевая Ставропольского края, находится сейчас в госпитале, ему сделана
операция, состояние его здоровья опасений не вызывает. К нам уже приходили его сослуживцы рядовые Андрей Орлов, Валерий Литовкин, Уктам Салимов, другие ребята, спрашивали, когда можно навестить товарища. Наши медики разрешат им сделать это в ближайшее время. А родителям Чумаева хочется выразить сердечную благодарность за воспитание мужественного парня.

МиГ-29 под охраной турецких военных
МиГ-29 под охраной турецких военных

К угону реактивного самолета в Турцию

...Что можно сказать сегодня по горячим следам чрезвычайного, крайне неприятного во всех отношениях происшествия, когда, видимо, еще и у
комиссии ВВС не сложилось достаточно полного суждения на сей счет? Читатель вправе спросить: как такое могло произойти? Думается, нет нужды много говорить о справедливом чувстве гнева в адрес угонщика, негодяй есть негодяй. Но вот что хотелось бы подчеркнуть. Практика показывает, что праведный гнев по отношению к преступнику оборачивается иной раз цепной
реакцией оргвыводов. Конечно, выводы нужны, кто с этим спорит, и они будут сделаны, разберутся и в личности бывшего советского летчика. В любом случае важно не пойти по элементарному пути «накачек», запретительств, перестраховок.
Наши офицеры (хотя в семье, как говорится, не без урода) — люди высокого долга и чести. Не «зуевы» определяют их лицо. Нам еще долго нужна будет эта профессия — профессия защитника Отечества.

Вчера во второй половине дня советские специалисты осмотрели в Трабзоне истребитель, техническое состояние самолета признано нормальным, на ИЛ-76 было перегружено снаряжение. В 17 часов 29 минут МИГ-29 вылетел из Трабзона и через двадцать три минуты приземлился на родном аэродроме. Спустя полчаса в Цхакая прибыл и ИЛ-76. (А. ГОРОХОВ, Г. КАШУБА).

Александр Зуев с американскими военными
Александр Зуев с американскими военными

Как это было

С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс.
Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.
Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.
Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.
Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.
Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся, лишь легко ранил.
Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря — и запускай двигатели.
Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

The interesting clip in this post tells the story of Capt. Alexander Zuyev.
The interesting clip in this post tells the story of Capt. Alexander Zuyev.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.
Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в ”Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции ”Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

Возмездие

Он долго и спокойно жил в тихом городке Сан-Диего, занимался консультациями бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал и книгу, которую назвал ”Точка опоры” (символично для него лично). По классификации НАТО МиГ-29 называют ”Fulcrum” – ”точка опоры”.

P.S. Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэтла.

Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 142 (25860). Понедельник, 22 мая 1989 года.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 142 (25860). Понедельник, 22 мая 1989 года.

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.

Всем желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027

P.S. Для тех, кто не знает, что на все наши публикации введено ограничение видимости контента в поисковых системах.

Публикации не показываются в лентах, рекомендациях и результатах поиска. Горевать от этого не нужно, мы и не такое проходили. Нравится? - оставайтесь глухими, нет - комментируйте, делитесь. Просьба, естественно, к тем, кто прочитал эти строки.