Ему не нравилось одно – служить в ”дырах”, куда его заносило. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии. Казалось бы всё - карьерный старт дан да ещё какой! И как старик у "золотой рыбки" попросил тестя об услуге, чтобы вырваться на ”оперативный простор”, помочь ему поступить в школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Но он получил вежливый отказ: ”Послужи, сынок, полетай, а там видно будет”. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше… от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Видимо случился разговор с тестем при закрытых дверях. И понял Зуев, что его опять "назад в будущее" ждёт "дыра".
Снимая фильм "Ташакор", мы брали интервью у лётчиков, которые были дружны или хорошо знали пропавшего без вести в Афганистане ст. лейтенанта Сергея Пантелюка (падение его самолёта не найдено). Неожиданно в разговоре всплыла история побега в Турцию на новейшем МИГ-29 капитана Зуева Александра Михайловича с некоторыми деталями, которые в другом свете отразили его мотив, далёкий от политического.
Статья опубликована в газете ПРАВДА в понедельник, 22 мая 1989 года:
«МИГ» из Цхакая
Как сообщалось в печати, 20 мая списанный с летной работы военный летчик А. Зуев угнал реактивный истребитель МИГ-29 с аэродрома Цхакая на западе Грузии в Трабзон на черноморском побережье Турции.
Представители Министерства обороны СССР сообщили нам вчера:
— Угнанный самолет поднялся в воздух в 5 чесов 39 минут. В 5 часов 46 минут с того же аэродрома, а спустя пять минут — с другого были подняты истребители с целью пресечения угона, что осуществить не удалось в силу незначительного расстояния до государственной границы и скоротечности событий. Около шести часов утра не замеченный, как представляется, турецкими радиолокационными
станциями МИГ-29 появился в зоне аэродрома Трабзон, причем летчик якобы на английском языке запросил посадку.
В результате энергичных действий, предпринятых Министерством иностранных дел СССР, достигнута договоренность с турецкой стороной о возвращении советского самолета, получено разрешение на прилет в Требзон транспортного ИЛ-76 (21 мая в 9 часов 44 минуты этот лайнер совершил там посадку). На борту ИЛ-76 (командир корабля — военный летчик 1-го класса подполковник С. Жбанков) находятся летчики, которым поручено осуществить перегон истребителя. По данным на 14 часов 21 мая, в Трабзоне ведутся переговоры о
порядке возвращения. На аэродроме Цхакая работает группа генералов и офицеров, возглавляемая первым заместителем главнокомандующего ВВС генерал-лейтенантом авиации Е. Шапошниковым, которая приступила к расследованию инцидента. По имеющимся данным, сразу же после приземления Зуев обратился за врачебной помощью и сейчас находится в одной из трабзонских клиник...
Мы связались по телефону с командиром авиационной части в Цхакая подполковником А. Антоновичем и его замполитом подполковником В. Довбней. Из коротких рассказов офицеров вырисовывается следующая картина.
В апреле 1989 годе летчик 1-го класса капитан А. Зуев, 1961 года рождения, выпускник Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков, был списан с летной работы по состоянию здоровья. В последнее время он жил один, поскольку его жена уехала к родственникам на Украину в связи с предстоящими родами. В ночь на 20 мая Зуев исполнял обязанности дежурного по приему и выпуску одиночных самолетов, то есть был в составе дежурной смены, что связано, в частности, с получением личного оружия. В шестом часу утра Зуев пришел на стоянку дежурного подразделения, охраняемую младшим
сержантом Али Чумаевым. Появление офицера на стоянке, естественно, подозрений у часового не вызвало, Зуев неожиданно напал на часового, выхватил затем пистолет и начал стрелять. Чумаев получил несколько пулевых ранений, но нашел в себе силы открыть ответный огонь по бегущему к самолету Зуеву, добраться до домика дежурного звена и сообщить о случившемся. По заявлению сержанта, Зуев получил ранение. Считанные секунды понадобились угонщику для автономного запуска двигателей и взлета.
— Хотелось бы подчеркнуть,— сказал командир полка А. Антонович,— что личный состав части выражает презрение и гнев по отношению к своему бывшему однополчанину, а теперь уголовному преступнику, забывшему и о долге гражданина, и о военной присяге. Общее наше желание — сказать ему это в лицо.
Подполковник В, Довбня добавил:
— Младший сержант Чумаев, комсомолец, уроженец станицы Сторожевая Ставропольского края, находится сейчас в госпитале, ему сделана
операция, состояние его здоровья опасений не вызывает. К нам уже приходили его сослуживцы рядовые Андрей Орлов, Валерий Литовкин, Уктам Салимов, другие ребята, спрашивали, когда можно навестить товарища. Наши медики разрешат им сделать это в ближайшее время. А родителям Чумаева хочется выразить сердечную благодарность за воспитание мужественного парня.
К угону реактивного самолета в Турцию
...Что можно сказать сегодня по горячим следам чрезвычайного, крайне неприятного во всех отношениях происшествия, когда, видимо, еще и у
комиссии ВВС не сложилось достаточно полного суждения на сей счет? Читатель вправе спросить: как такое могло произойти? Думается, нет нужды много говорить о справедливом чувстве гнева в адрес угонщика, негодяй есть негодяй. Но вот что хотелось бы подчеркнуть. Практика показывает, что праведный гнев по отношению к преступнику оборачивается иной раз цепной
реакцией оргвыводов. Конечно, выводы нужны, кто с этим спорит, и они будут сделаны, разберутся и в личности бывшего советского летчика. В любом случае важно не пойти по элементарному пути «накачек», запретительств, перестраховок.
Наши офицеры (хотя в семье, как говорится, не без урода) — люди высокого долга и чести. Не «зуевы» определяют их лицо. Нам еще долго нужна будет эта профессия — профессия защитника Отечества.
Вчера во второй половине дня советские специалисты осмотрели в Трабзоне истребитель, техническое состояние самолета признано нормальным, на ИЛ-76 было перегружено снаряжение. В 17 часов 29 минут МИГ-29 вылетел из Трабзона и через двадцать три минуты приземлился на родном аэродроме. Спустя полчаса в Цхакая прибыл и ИЛ-76. (А. ГОРОХОВ, Г. КАШУБА).
Как это было
С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс.
Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.
Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.
Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.
Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.
Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся, лишь легко ранил.
Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря — и запускай двигатели.
Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.
Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.
Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в ”Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции ”Буря в пустыне” была оценена очень высоко.
Возмездие
Он долго и спокойно жил в тихом городке Сан-Диего, занимался консультациями бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал и книгу, которую назвал ”Точка опоры” (символично для него лично). По классификации НАТО МиГ-29 называют ”Fulcrum” – ”точка опоры”.
P.S. Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэтла.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.
Всем желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027
P.S. Для тех, кто не знает, что на все наши публикации введено ограничение видимости контента в поисковых системах.
Публикации не показываются в лентах, рекомендациях и результатах поиска. Горевать от этого не нужно, мы и не такое проходили. Нравится? - оставайтесь глухими, нет - комментируйте, делитесь. Просьба, естественно, к тем, кто прочитал эти строки.