Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Казанские мошенники развели «Месси» волейбольного мира

Оглавление

Олимпийский чемпион сборной России по волейболу, один из самых титулованных игроков страны Максим Михайлов стал жертвой телефонных мошенников, передав им более 8 миллионов рублей. Источники «Вечерней Казани» раскрыли подробности дела.

Автор фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com
Автор фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com

В сентябре 2023 года игрока казанского «Зенита» и олимпийского чемпиона в составе сборной России по волейболу Максима Михайлова обманули телефонные мошенники. Спортсмен перевел злоумышленникам 8,4 миллиона рублей, а когда опомнился, написал заявление в полицию. Силовики смогли задержать лишь низший слой преступной группы – на скамье подсудимых по делу оказалось двое: 23-летний Ильмир Салимгараев и 24-летний Руслан Монахов.

Каждому из них вменяется по два эпизода «мошенничества, совершенного в особо крупном размере» – максимальное наказание составляет 10 лет лишения свободы. При этом все, в чем, по версии следствия, оказались замешаны подсудимые, это подбор дропов, через чьи банковские карты проводились похищенные средства.

Общий ущерб по делу превысил 28 миллионов рублей – в деле фигурируют четверо пострадавших. Обвиняемые с предъявленным им составом не согласились.

Как мошенники переиграли Михайлова?

По данным источника «Вечерней Казани», близкого к следствию, в каждом преступном эпизоде преступники руководствовались идентичной схемой: сначала в мессенджер потенциальной жертвы поступало сообщение от «начальства», в котором говорилось об угрозе оформления кредита – или уже оформленном займе.

Затем злоумышленники предлагали решение проблемы: сообщали, что в ближайшее время с ними свяжутся сотрудники Центробанка и ФСБ для исправления ситуации. С жертвой действительно связывались – но связывались мошенники, которые путем умелых манипуляций «раскручивали» собеседников до перевода своих сбережений на «безопасный счет».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Схема, сработавшая с Михайловым, началась с сообщения от Шевченко Станислава Владимировича, президента Всероссийской федерации волейбола, правда, фейкового. Лже-Шевченко написал Михайлову в «Телеграме» о том, что в федерации произошла утечка данных – и в ближайшее время с ним по этому вопросу свяжется куратор.

Далее олимпийскому чемпиону позвонил номер, определившийся как «Поддержка». Человек на том конце трубки представился сотрудником ЦБ и заявил, что в федерации волейбола действительно произошла утечка данных, из-за чего есть риск потерять все свои сбережения. Для сохранения средств требовалось заменить корреспондентский счет в ЦБ.

Михайлов в это поверил, поскольку почти сразу же ему позвонил «следователь ФСБ». Силовик неизвестного происхождения представился Владимиром и заявил, что данные действительно «утекли» и по данному факту проводится расследование. После чего он уточнил у спортсмена: в каких банках тот хранит сбережения? Михайлов ответил, а после поехал к банкоматам за наличкой.

Под давлением «особиста» спортсмен снял с двух банкоматов Тинькофф банка 7,4 миллиона рублей. Эти деньги требовалось внести на «безопасный счет», для чего Михайлов по требованию Владимира купил телефон на «Андроиде» с NFC. А дальше через приложение «Мир Пей» он под диктовку сотрудника ФСБ вбил несколько карт, на которые через банкоматы внес обналиченные деньги.

Сразу после внесения средств эти карты требовалось удалить из приложения – якобы для того, чтобы мошенники не имели к ним доступ. Михайлов удалил. А затем он обналичил и внес на «ячейку ЦБ» еще один обналиченный миллион. Итог: 8,4 миллиона рублей оказались в руках злоумышленников.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Вероятно, от еще больших потерь спортсмена спас случай: на часах уже было 19:30, как вдруг Владимир попросил Михайлова никому не рассказывать о случившемся и даже пригрозил статьей о разглашении гостайны – все его телефоны якобы стоят на прослушке. Мужчины условились, что завтра продолжат «спасать» сбережения олимпийского чемпиона.

Михайлов вернулся домой, поговорил с женой, позвонил реальному президенту федерации волейбола и понял, что нарвался на мошенников. Уже на следующий день он давал показания следователю.

Как работала группа преступников?

Из обвинительного заключения по делу следует, что «рулил» всем неустановленный следствием человек, который искал жертв, разрабатывал план действий и делил внутри ОПГ прибыль. При этом он же «обрабатывал» потерпевших: писал им от лица «начальства» и разговаривал по телефону.

У этого неустановленного лица был второй неустановленный следствием сообщник, который тоже «работал голосом». Под их началом в ОПГ действовали и другие злоумышленники, выполнявшие всю «оперативку» по делу: они обналичивали деньги, находили дропов и выполняли другие услуги «на земле».

По данным силовиков, два этих лагеря «обзвонщиков» и «дропперов» были незнакомы между собой.

Источник: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Всего же по делу привлекли четверых человек — помимо вышеуказанных Салимгараева и Монахова статус «обвиняемых» имели Рамир Загрутдинов и Линар Агишев — они оба ушли на СВО. Как стало известно «Вечерней Казани», следствие видело их роль по делу все в том же поиске дропов, с банковских карт которых и обналичивались похищенные деньги.

Известно также, что для связи с потерпевшим подсудимые использовали звонки через интернет, что позволяло скрывать исходящий номер и даже менять его. Так, например, по одному из эпизодов удалось выдать номер злоумышленника за реальный номер телефона доверия ФСБ.

Другие жертвы ОПГ

Больше всего от действий подсудимых и их неустановленного руководства пострадала 64-летняя жительница Москвы Жанна Гультяева. После сообщения от своего «начальника» она перевела телефонным мошенникам 6,5 миллиона рублей личных накоплений — и еще 12,5 миллиона кредитных средств.

Женщина поняла, что ее обманули, лишь когда ей об этом сказал сын, случайно услышавший ее телефонный разговор. Но было уже поздно: пенсионерка перевела на «безопасный счет» более
19 миллионов рублей — мошенники с ней «работали» три недели. Все это время Гультяева пыталась разрешить вопрос с якобы оформленным на ее имя кредитом, завладел которым террорист.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Еще одной жертвой мошенников по делу оказалась Валентина Гункина — начальник отдела Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях. Ей в «Телеграме» также написал «начальник», сказал, что с ней свяжутся «сотрудники ФСБ», которые чуть позднее действительно позвонили и сказали, что от ее лица была попытка взять кредит — и для спасения средств деньги необходимо перевести на «безопасный счет». Ущерб в ее случае составил 85 тысяч рублей.

Куда меньше повезло учительнице географии из города Мегион Галине Андреевой — под аналогичным предлогом с якобы поступившей заявкой на кредит от ее имени злоумышленники убедили женщину перевести деньги на «безопасный счет». Ущерб составил 678 тысяч рублей.

Что с «уголовкой» не так?

Никто из подсудимых вину на следствии не признал — каждый из них утверждает, что ни в какую организованную группу не вступал. И занимался лишь «черновой» работой для дополнительного заработка. Так, например, Салимгараев говорил на следствии, что лишь помогал знакомому своего друга —некоему Вильмиру Маннапову, находить людей, которые в обмен на заработок готовы были отдать свою кредитку.

Салимгараев свел Маннапова с двумя своими бывшими одногруппниками и подругой своей девушки — при этом сам непосредственного участия в переговорах не принимал. По словам источников «Вечерней Казани», молодой человек предлагал «дропам»
10—15 тысяч рублей и обещал через три дня вернуть карты, но после того как они оказывались у него на руках, просто исчезал.

Примечательно, что Салимгараев оказался знаком с Маннаповым фактически случайно — он какое-то время жил у него на квартире, которую подсудимый снимал вместе с другом. Друг Салимгараева лучше был знаком с Маннаповым.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Главным доказательством обвинения по делу служат признательные показания одного из обвиняемых, ныне ушедшего на СВО, Загрутдинова. Следствию он рассказал, что под контролем подсудимого Монахова занимался «обналом» денежных средств с разных банкоматов. При этом обвиняемый уточнил, что вместе с ним состоял в ОПГ «Стандарт» Авиастроительного района — и Монахов там был старшим.

Монахов якобы угрожал ему расправой в случае, если тот не будет жестко исполнять требования, а именно обналичивания денег в течение 1-2 минут поступления на карту или моментального ответа на сообщение. За нарушения этих правил полагались штрафы, так что Загрутдинов в какой-то момент начал работать бесплатно, ночевать в машине и видеть семью 1-2 раза в месяц.

Сам же Монахов в своих показаниях на следствии просто все отрицает, поделились источники «Вечерней Казани». Ожидается, что в июле Московский райсуд Казани начнет рассматривать дело по существу.

Автор материала: Андрей Мартыгин