Святополк Владимирович Окаянный
После кончины Владимира Святого в 1015 году Русь вновь захлестнула волна междоусобной брани, и в этой кровавой драме ролей одним из ключевых персонажей стал Святополк Владимирович. В безумной гонке за властью он запятнал себя страшным грехом – братоубийством.
Детство и юность
Личность князя Святополка, главного оппонента Ярослава в борьбе за киевский престол после смерти Владимира, по сей день окутана пеленой тайн. Неизвестность окружает даже его происхождение. «Повесть временных лет» утверждает, что его биологическим отцом был Ярополк Святославич, павший жертвой междоусобной распри между сыновьями Святослава Игоревича в 978 году (по некоторым данным – в 980 году). Летописец сообщает, что князь Владимир, признав Святополка, рожденного незадолго до смерти Ярополка, своим сыном, включил его в систему наследования.
О детских годах "сына двух отцов" история умалчивает, не сохранив практически никаких сведений. Учитывая трагическую роль, которую сыграет Святополк в будущем, это не вызывает особого удивления. Некоторые исследователи полагают, что легенда об усыновлении Святополка Владимиром – всего лишь искусно созданный миф, призванный хоть как-то объяснить его чудовищное поведение в борьбе за киевский престол.
Брак
Принятие христианства и сосредоточение власти в руках Владимира Святого превратили Русь в значимого игрока на политической арене Восточной Европы, интегрированного в систему международных отношений. Одним из главных инструментов для заключения союзов и прекращения вражды между государствами стали династические браки. Владимир умело использовал этот механизм для укрепления позиций Древней Руси среди соседей. Так, был заключен союз с Польшей – дочь короля Болеслава Храброго стала женой Святополка. Точную дату свадьбы установить практически невозможно, но этот брак укрепил связи между Древней Русью и Польшей, что впоследствии привело к вмешательству польского короля во внутренние дела Руси, основанному на родственных связях с Рюриковичами.
Ранние годы и княжение в Турове
Когда Святополку исполнилось 8 или 9 лет, Владимир отправил его княжить в Туров, центр земель дреговичей. После женитьбы князя на польской принцессе, в Турове появился католический священник (что до раскола церквей было обычной практикой), и был возведен храм, где богослужения велись по латинскому обряду. Хронисты свидетельствуют, что под влиянием епископа Райнберна, прибывшего из Германии, Святополк начал вынашивать планы свержения своего названного отца и захвата киевского престола.
Междоусобная война 1015-1019
В 1015 году Святополк попытался реализовать свои амбиции. Заговор против Владимира был раскрыт, и туровский князь вместе с женой оказался в заточении. Одной из причин открытого выступления Святополка стала проблема престолонаследия: после смерти Владимира киевский стол должен был перейти к Борису Владимировичу, который в последние годы правления крестителя Руси фактически был вторым человеком в государстве и руководил дружиной в отражении набегов печенегов. В то же время против отца восстал и новгородский князь Ярослав, движимый, вероятно, теми же мотивами. Недовольство наследников вылилось в открытую конфронтацию, начавшуюся еще при жизни Владимира.
15 июля 1015 года креститель Руси скончался в Киеве. Воспользовавшись отсутствием Бориса, возглавлявшего дружину в походе против печенегов, Святополк захватил власть в столице, получив поддержку части горожан.
Княжение в Киеве
Киевский княжеский стол недолго удерживал Святополка. Разгоревшаяся междоусобная война отвела ему всего год правления. За это время он успел начать чеканку новых монет со своим изображением и одаривать горожан, пытаясь укрепить свою власть и сомнительную легитимность. Однако дальнейшие события подорвали авторитет князя, а выступление Ярослава из Новгорода и поражение в первом же сражении положили конец его правлению в Киеве.
Убийство братьев
Наиболее трагичным и известным эпизодом правления Святополка стало убийство Бориса и Глеба. Борис, как главный претендент на киевский престол, был главным препятствием на пути узурпатора. Получив известие о захвате Киева Святополком, дружина Бориса требовала немедленно выступить против брата и вернуть принадлежащее ему по праву. Однако Борис отказался от братоубийственной войны и признал Святополка князем. Тем не менее, по свидетельству летописей, Святополк опасался популярности брата. Киевский князь отправил к Борису убийц, которые в ночь на 30 июля совершили злодеяние.
Вскоре после этого Святополк пригласил в Киев своего единоутробного брата Глеба, муромского князя. Он опасался мести за убийство Бориса. Источники утверждают, что Глеб узнал о случившемся от гонцов, посланных Ярославом, но в его сердце не было злобы. 9 сентября, недалеко от Смоленска, убийцы Святополка настигли Глеба и лишили его жизни.
Еще одной жертвой братоубийцы стал древлянский князь Святослав, пытавшийся скрыться в Карпатах, но настигнутый убийцами в пути. Таким образом, Святополк жестоко устранил всех потенциальных противников, оставшись один на один с Ярославом. За эти злодеяния он и получил прозвище "Окаянный".
Существуют и альтернативные версии убийства Бориса и Глеба, основанные на исландских сагах. В "Саге об Эймунде" говорится о противостоянии князей Ярислейфа (Ярослава) и Бурислейфа (Бориса), в котором первый подослал убийц ко второму. Некоторые исследователи указывают на отсутствие у Святополка причин для убийства Бориса, признавшего его власть. В пользу этой теории говорит и то, что имя Святополка продолжали использовать Рюриковичи до середины XII века. Лишь позднее, с развитием культа святых Бориса и Глеба, оно постепенно исчезло. Однако убедительных доказательств вины Ярослава не существует, и большинство историков придерживается версии, изложенной в древнерусских летописях.
Внутренняя и внешняя политика
Краткое правление Святополка не оставило свидетельств о его внутренней политике. Год – слишком малый срок, особенно в условиях скудости исторических источников. Но этого нельзя сказать о внешней политике. В противостоянии с Ярославом Святополк понимал, что для удержания киевского престола ему необходима любая помощь. Он использовал династические связи, заключив союз с польским королем Болеславом I, и даже пошел на сотрудничество с печенегами.
Сражения князя Окаянного
Первое столкновение войск Святополка и Ярослава произошло в 1016 году у Любеча. Ярослав призвал на помощь варягов, а Святополк привлек на свою сторону печенегов. Победу одержал Ярослав, во многом благодаря тому, что кочевники не смогли вовремя подойти на помощь Святополку из-за особенностей местности – путь им преграждало озеро. Ярослав вошел в Киев, но уже в следующем году к городу подошло новое войско Святополка, состоявшее в основном из печенегов. Штурм не принес победы, и осаждавшие отступили. Бывший киевский князь стал ожидать подхода польских союзников.
В 1018 году войска Болеслава I вторглись в пределы Руси. Войско Ярослава потерпело сокрушительное поражение, что предрешило падение Киева. Вошедшие в город поляки вели себя как хозяева, отодвинув Святополка на второстепенную роль. Естественно, он был недоволен таким положением дел и начал подстрекать киевлян к восстанию против польских войск. Однако, как только Святополк признал за Болеславом владение Червенскими городами, завоеванными еще Владимиром, король спешно покинул Киев, прихватив с собой княжескую казну.