До сих пор достоверно неизвестно, какой именно смысл заложил автор в название «Красное и черное».
Существует мнение, что автор хотел озаглавить произведение в стиле многовековой традиции XIX в. по имени главного героя «Жюльен», но в последний момент передумал. Современники Стендаля, так же как и его ближайшие друзья отказывались от объяснений. «В названии этой книги заключен порок или, если угодно, своеобразное достоинство: оно оставляет читателя в полном неведении относительно того, что его ожидает», — писал критик в «Revue de Paris» и признавался в том, что и сам он его не понимает.
По этой причине каждый читатель сам определяет для себя смысл названия. Я человек, который мыслит образами, поэтому для меня Жюльен – это и есть олицетворение чёрного цвета. И во внешности его встречаются тому подтверждения: «Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем…». Чёрный цвет – это отсутствие света. И то же самое можно сказать о судьбе Жюльена, жизнь героя сложилась так, что с рождения он был не на своем месте. Поэтому душа его была полна злости и даже ненависти, а желания были о светлом и неизведанном: «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».; «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца…». Конечно, герой Стендаля целеустремленный и даже старательный, но ему присуще и смирение, он старается смиряться с правилами игры общества (здесь можно упомянуть об ассоциации «красного и черного» с игральной рулеткой), потому понимая, что до военной карьеры прямого пути нет, выбирает путь священника. Интересно, что священники носят черную одежду, и для них черный цвет символизирует простоту и смирение.
Многие исследователи творчества Стендаля любят спорить о красном цвете в военных мундирах Наполеоновской армии. Кто-то это утверждает, но большинство опровергает, французская армия предпочитала синие тона в одежде. В этом споре мне нравится, что мечта о военной карьере Жюльена олицетворяет красный цвет. Несмотря на его жестокое воспитание, внутри него все сильнее рождалась борьба за желаемое. Возвращаясь к цитате выше, можно сказать, что красный – это огонь. Огонь, который мелькал в глазах Жюльена, огонь, который пылал на желанном поле боя, где проливается красная кровь.
Про кровь стоит сказать отдельно. Количество пролитой крови на страницах романа мне напомнило книгу совершенно другого автора, который продолжает писать и сейчас. Стивен Кинг в своём романе «Кэрри» так же часто упоминает кровь: от месячных в общественной душевой до целого ведра свиной крови, облитого на главную героиню. В автобиографическом произведении «Как писать книги» Стивен Кинг рассказывает об этом и называет такой символизм случайностью. Кровь связала композицию романа. Кроме этого, роман Кинга напоминает произведение Стендаля религиозным мотивом, хотя и в несколько гипертрофированном смысле – мать Кэрри религиозная фанатичка.
Вернемся к Стендалю. Случайно или нет, но кровь в романе изображает цикл жизни главного героя. Впервые читатель знакомится с Жюльеном, когда отец проливает его кровь, читатель еще не знает, как он говорит и держится в обществе, но уже понимает, что жизнь его не сахар: «Оглушенный ударом и весь в крови, Жюльен все-таки пошел на указанное место…». И хотя в финале романа нет цитаты прямой цитаты со словом «кровь», отрубленная голова подразумевает пролитую кровь.
В тексте не раз упоминается красный цвет. Например, сцена, когда Жюльен зашел в церковь, где «..по случаю праздника все переплеты окон были затянуты темно-красной материей». Там герою попался на глаза клочок газеты, где говорилось о казненном с фамилией, оканчивающейся так же, как «Сорель». И снова кровь: «Когда Жюльен выходил, ему показалось, что на земле, около кропильницы, кровь — это была разбрызганная святая вода, которую отсвет красных занавесей делал похожей на кровь». И настоящая кровь тоже пролилась в церкви, когда Жюльен выстрелил в Госпожу де Реналь. Конечно, как и авторы интеллект-карт, я ассоциирую красный цвет с любовью и страстью Жюльена.
Возвращаясь к утверждению, что чёрный цвет – это отсутствие света, хочу обратить внимание на финальный исход судьбы героя Стендаля: «Жюльен был уже почти не в состоянии переносить тяжкий воздух каземата. На его счастье, в тот день, когда ему объявили, что он должен умереть, яркое солнце заливало все кругом своим благодатным светом, и Жюльен чувствовал себя бодрым и мужественным. Пройтись по свежему воздуху было для него таким сладостным ощущением, какое испытывает мореплаватель, когда он после долгого плавания, наконец, ступает на сушу. "Ничего, все идет хорошо, - сказал он себе, - я не дрожу"». Его жизнь озарилась светом в день его смерти. Чёрный цвет исчез.
Таким образом, символом красного цвета можно считать все, что связано со страстями и желаниями главного героя. Черный цвет – это сам Жюльен и олицетворение его судьбы, человека, не вписавшегося в общество.