Дата
Поездка была на выходные, 7-8 июня 2025 года, совпало с праздником Троицы и у католиков, и у православных.
Маршрут
Прилетел в пятницу поздно вечером, можно даже сказать, в субботу утром. Аэропорт не большой и организованный. Из аэропорта до Болоньи не далеко, 7-10 км. Такси по счётчику, 20-30 евро, в зависимотси от района. Есть скоростной монорельсовый трамвайчик Маркони Экспресс, можно воспользоваться им, но следует учесть:
- глубокой ночью, с 00:00 до 05:00, он не курсирует
- от железнодорожного вокзала еще топать до отеля
- билет 12.50 евро (продаются в автоматах прямо перед посадочными турникетами, можно оплатить как картой, так и наличными евро)
- выходить надо на второй остановке (независимо от того, в аэропорт или из него)
- аццкая машина, особенно если едешь стоя, держаться надо двумя руками; турбулентности в самолёте ничто по сравнению с этим монорельсом
В самом городе транспорт только автобусный, трамвай в стадии строительства. Есть hop on / hop off экскурсионный автобус. В историческом центре города расстояния не большие, без значительных перепадов высот, есть места присесть отдохнуть, и, когда идешь, есть на что посмотреть вокруг. Далеко и в гору до святилища Сан Лука (Santuario Madonna di San Luca), но об этом отдельный сказ.
Обратно в аэропорт ехал Маркони Экспресс.
Погода солнечная, в начале июня ещё камень и здания не раскалённые, ходить было комфортно, не жарко и не душно. Говорят, что в разгар лета это уходит - становится и жарко, и душно из-за высокой влажности. Очень выручают галереи-портики - кепка, можно сказать, и не нужна.
Есть серьёзные ограничения по въезду в историческую часть города на личных автомобилях.
Умная, Красная, Жирная
Эти три эпитета Болоньи экскурсоводы приписывают Данте:
- Умная - старейший ныне действующий университет Европы, в котором бывал и путешественник по загробному миру
- Красная - окрестности не имеют мраморных каменоломен, но богаты красноватой глиной, а обжигать кирпич умели уже очень давно; это задает цветовую гамму болонских зданий. Сами болонцы это подчеркивают, окрашивают дома в яркие красноватые оттенки, используют на окнах плотные красные шторы. На государственных тендерах по ремонту и реконструкции красный цвет штор - официальное требование
- Жирная - кулинарная столица Италии.
Город не большой, общее население около 400 000, но центральная часть - значительно меньше. За всю историю города крепостные стены возводили трижды, каждый раз охватывая всё большую площадь. Исторический центр очерчен нынче магистралями; стен, по большей части, уже нет, а вот ворота пооставались.
Университет Болоньи (Студио) считается основанным в 1088 году, и, в отличие от других учебных заведений того времени, его направленность была не теологическая, а юридическая. Изучали право Юстиниана, комментировали его, адаптировали и внедряли. Долгое время университет не имел своего собственного здания, и лишь в 1563 году, по инициативе папы Пия IV, было построено здание Архигимназии - в центре, поближе к церковным корпусам, чтобы собрать всех учёных вместе и проще контролировать. Сейчас в здание можно войти - большая часть доступна бесплатно. В здании Архигимназии:
- городская библиотека
- анатомический театр. По центру стоит мраморный столик, на котором церковью было разрешено препарировать трупы для изучения анатомии, но только в течение двух зимних месяцев
- коллекция гербов, принадлежащих выпускникам университета
- красивая деревянная отделка стен и потолков
Болонский университет разросся, занимает множество корпусов в отдельном районе города. В нем сейчас учатся 80 000 - 100 000 студентов. Поэтому Болонья - город молодежный, и жильё в нём дорогое.
С университетом и наплывом студентов связана ещё одна достопримечательность Болоньи - крытые галереи, иначе называемые портиками. Болонья архитектурно спланирована очень хорошо и грамотно, с широкими улицами по меркам средневековых городов. И, когда университет стал привлекать студентов, достаточно быстро в городе закончилось доступное жильё. Власти не позволили сокращать ширину улиц, и новые помещения начали достраивать над улицами, на высоте, позволявшей проехать всаднику в головном уборе. Вначале это были примитивные навесы, потом - портики пошире с деревянными опорами. В связи с опасностью пожаров дерево для опор вскоре запретили, и галереи стали каменные.
Портики защищают от палящего солнца и от мокрых осадков, болонцы быстро сообразили, как это хорошо случайно получилось, и издали закон, по которому новые здания должны строиться обязательно с портиками. Если портиков нет, то нужно заплатить большой (в народе говорили "солёный") штраф.
Есть и легендарный портик - Казо Изолани (Casa Isolani). К жене владельца повадился любовник захаживать, и хозяин нанял лучников-стрелков, дабы его отвадить. А женщина узнала об этом, и, когда молодой человек спускался от нее, подошла к окну, распахнула халатик, а там - всё без ничего! И лучники выстрелили куда попало, а не в цель; цель убежал, а попало в крышу портика, и до сих пор три стрелы там торчат из деревянных балок.
Всего в Болонье портиков понастроили аж 36-40 километров. Но, кроме портиков, есть и другие интересности. Первая из них - внутрение дворики.
Болонья всегда была развитым богатым регионом Италии. И здесь были купцы, которые возили товары. А в те далёкие времена, когда железных дорог ещё не было, возить по воде было дешевле всего. Через Болонью течет только один ручей Апозо, но болонцы построили сеть каналов, которая наполнялась водами текущей вблизи реки Рено, и использовали эти каналы как транспортные пути, и как источник гидроэнергии. Но, кроме обычных мукомельных мельниц, были ещё и мельницы, которые приводили в движение ткацкие станки - в Болонье ткали шелковые ткани, и даже был рынок, на котором торговали шелкопрядом. Болонский порт потерял своё значение и был демонтирован при Муссолини, каналы спрятаны под землёй в трубах, но небольшой фрагмент Венеции присутствует.
Есть более живописный ракурс, вид через окошко (Finestrella de Via), но сейчас туристам фото недостаточно, надо снять на видео, как окошко открывается, поэтому к нему всегда очередь.
Следующая изюминка Болоньи - это башни.
В неспокойное время знатные и богатые семьи Болоньи предпочитали иметь крепость, в которой можно укрыться и пересидеть опасность. Такие персональные крепости строились в виде башен. Строились основательно:
- мощный фундамент
- две стены (наружная и внутреняя) с наполнителем (песок) между ними
- постепенное сужение кверху для устойчивости
- отсутствие входов внизу (те, что есть сейчас - это перепланировка; изначально был вход только на большой высоте, к нему перебрасывался деревянный мостик, по мостику забежали, мостик затащили внутрь, чик-чик и в домике)
- повыше одна из стен заканчивалась, и верхняя оконечность башни уже была одностенной - облегчение вершины конструкции. На башне (см. выше) Prendiparte o Coronata окончание одной из стен оформлено в виде зубцов, отсюда слово Корона (Coronata) в названии.
Строились башни около XII века, и стоят до сих пор, несмотря на землетрясения и прочие катаклизмы - т.е. умели и делали качественно.
Достаточно быстро оборонительное значение башни потеряли, и стали объектом престижа - богатые семьи стали между собой меряться, у кого длиннее. В период расцвета строительства башен было около сотни; сейчас примерно двадцать, все кроме двух - в частных руках. В башне Prendiparte o Coronata был дорогой отель (в нём останавливались "Орел и Решка", когда посещали Болонью), в период COVID он закрылся, и сейчас доступны воскресные туры с подъёмом на башню (по ступенькам, лифта нет). Тур надо бронировать заранее on-line.
Кафедральный собор Болоньи находится не на главной площади, а рядом с башней Prendiparte o Coronata. У собора есть своя башня, но она значительно более новой постройки, и была изначально круглой. Потом её огородили традиционным квадратом стен, и сделали винтовую лестницу между внешней стеной и старой башней.
Символом Болоньи являются башни Garisenda и degli Asinelli. Обе закрыты для посещения и находятся в аварийном состоянии из-за своего наклона. Развитие городских коммуникаций привело к подвижкам грунта, и сейчас реставраторы пытаюсть спасти строения. Раньше была возможность взобраться, но у студентов университета это считалось плохой приметой - тот, кто влез на башню, обучение не закончит.
Как видно по предыдущей фото, зелёной растительности в городе очень не много. Золотой осени нет - из-за августовской жары листва жухнет и осыпается без ярких красок. Но к гинкго билоба это не относится.
Что делает Нептун на главной площади Болоньи (версия, озвученная экскурсоводом):
- экономически развитая и независимая Болонья достаточно долго была самостоятельным, вольным городом
- в 1512 году папа Юлий II присоединил Болонью к римским владениям
- болонцы были недовольны, и роптали по этому поводу
- папский легат Карло Борромео через памятник в образе Нептуна, успокаивающего морскую стихию, подал горожанам знак: отныне будет так, затихните и не ропщите.
Ещё один знатный болонец - папа Григорий XIII (1502, Болонья - 1585, Рим), автор григорианского календаря. Но над памятником ему надпись "Петроний". "Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим" (С) Козьма Прутков. Немного пояснений:
- Святой Петроний - католический святой, епископ и покровитель Болоньи, жил в V веке
- Когда Наполеон Бонапарт пришел со своими войсками в Италию вообще, и в Болонью в частности, то он уничтожал всё, что было связано с папством
- Чтобы спасти статую Григорий XIII от разрушения Наполеоном, ей сняли папскую тиару, вставили в руку епископский посох, и поменяли надпись, что это покровитель города Св. Петроний
- Это сработало. При Наполеоне статую не демонтировали. Позднее тиару вернули, посох забрали, а надпись осталась.
Базилика Св. Петрония
Теперь нужно вернуться к Св. Петронию, покровителю Болоньи. Жил он в V веке, совершил паломничество в Иерусалим, посетил храм Гроба Господня. Вернувшись в Болонью, построил церков Св. Стефана и уменьшенную копию храма Гроба Господня, чтобы верующие могли посетить его в Болонье, а не совершать долгий, дорогой и опасный путь в Святую Землю (мой испорченный мозг подсказывает "пусть денежки несут сюда").
Экономически сильная, вольная Болонья всегда поддерживала папскую власть (стояла на стороне про-папских гвельфов, а не имперских гибеллинов), но не желала оказываться под контролем папы. Покровителем Болонья хотела видеть, ни много ни мало, самого апостола Петра. Но папская курия считала, что Пётр - это их фигура, и делиться не хотела. Тогда покровителем города был выбран Св. Петроний, и в 1390 году началось строительство базилики в его честь. Она была огромна по изначальному проекту, но позже, через два года после присоединения Болоньи к Папской области, горожане пожелали сделать её ещё больше, даже больше, чем собор Св. Петра в Риме. Естественно, это вызвало папский гнев, и строительство заморозили. Работы неоднократно возобновлялись, но без должных усилий, и нынешний свой облик церковь приобрела к 1659 году: недостроенное здание (должно было быть в форме креста), недооблицованный мрамором фасад (мрамор закупили на весь фасад, потом продали).
Внутри базилики находится "солнечный меридиан" - линия, на которой нанесены дни года; солнечный луч, пересекая эту линию, показывает день года.
Центральная площадь Маджоре
На площади Маджоре есть еще интересные здания - палаццо Подеста ("подеста" дословно переводится с итальянского как "власть", т.е. горсовет) и примыкающий к нему палаццо Ре Энцо. Палаццо Ре Энцо, что в переводе означает "дворец короля", был построен как тюрьма для пленённого короля Сардинии Энцо, который в нём жил как заложник мира, и умер в 1272 году.
Палаццо Подеста построили около 1200 года, но потом многократно перестраивали. Архитектор и инженер Ридольфо Аристотель Фиораванти на пределе технических возможностей своего времени водрузил на башню Аринго огромный колокол. И приложил руку к зубцам в форме буквы "М" на Ре Энцо.
В июне 1473 г. Аристотель Фиораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и он был отпущен.
В 1474 г. в Московском Кремле произошла катастрофа - рухнул почти достроенный Успенский собор. Иван III стал искать инженера и архитектора в Европе, и заключил договор с Фиораванти. Он приехал в Москву, построил Успенский собор. Во время походов на Новгород, Казань и Тверь служил как начальник артиллерии и военный инженер. Хотел уехать на родину, но отпущен не был. Хотел сбежать, но был пойман и посажен в тюрьму, потом выпущен. Есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых, обветшавших белокаменных.
Продолжение здесь: Отпущение грехов