Нетипичная история для большинства семейных споров произошла в Ленинградской области. К нашему юристу-партнеру по семейным делам обратился Максим, 37-летний житель Санкт-Петербурга, за консультацией по целому ряду вопросов. По просьбе юриста Виктор подготовил подробный рассказ о своей интересной ситуации для нашего блога.
Развод и повторный брак…
Развелся я пять лет назад. От первого брака у меня сын, Артем, ему уже одиннадцать. Классный пацан, весь в меня — чуть-чуть хулиганит, любит машины и футбол. После развода с его мамой, Леной, я исправно плачу алименты, забираю его пару раз в месяц на выходные. Мы с ним тусим, то в парк пойдем, то в кино, то дома в приставку рубимся. Он мне рассказывает про школу, про друзей, а я ему — про работу и всякие байки из молодости.
Год назад я женился второй раз. Катя, моя вторая жена, — человек редкой души. Ей 32, она дизайнер, работает из дома, да еще и у нее какой-то невероятный талант находить общий язык с детьми. С Артемом они сразу поладили. Она может часами с ним обсуждать его любимых супергероев или даже помогать собирать лего.
Я смотрю на них и думаю: «Ну как так бывает, что человек настолько легко вписывается в чужую семью?»
Моя бывшая, к слову, всегда от ребенка отмахивалась. Почему и разбежались – ну не было у нее времени на семью. Работа-отдых, отойди-дай-в-тишине-побыть. И мне, и ребенку.
Катя всегда говорит:
— Макс, он же твой сын, а значит, и мой тоже.
И вот, пару недель назад, жизнь подкинула сюрприз, к которому я был совсем не готов. Лена, моя бывшая, позвонила вечером, голос у нее был какой-то усталый, но решительный.
— Максим, нам надо поговорить, — сказала она. — Я тут подумала..., нет, я решила, что Артему будет лучше жить с тобой.
— В смысле, Лен? — переспросил я, пытаясь собрать мысли в кучу. — Ты о чем вообще? Как это?
Она вздохнула и начала объяснять:
— У меня сейчас на работе завал, карьера пошла в гору, я в офисе с утра до ночи. Проекты, командировки... Я не справляюсь, Макс. Артем почти все время с няней или у бабушки. Ему нужен отец. А у тебя Катя, она же его обожает. Я знаю, у вас ему будет хорошо.
Принимайте!
В голове был полный бардак. С одной стороны, я люблю Артема, и мысль, что он будет жить со мной, грела сердце. Но с другой — это же такая ответственность! Я привык, что он приезжает на выходные, мы весело проводим время, а потом он возвращается к маме. А тут — постоянка. Школа, уроки, режим, вся эта рутина. И как Катя на это отреагирует? Она хоть и любит Артема, но мы с ней вообще не обсуждали, что он может жить с нами насовсем.
— Лен, ты серьезно? — спросил я. — Ты же всегда была против, чтобы он приезжал ко мне. Сколько ты мне крови выпила, когда у меня с Катей отношения завязались?
— Я знаю, — ответила она тихо. — Но сейчас... Я правда думаю, что так будет лучше для него. Переходный возраст, ему отец нужен.
— А если я против? — спросил я.
— Сам ему и скажи…. – подытожила Ленка.
— Ты же понимаешь, что я алименты платить не буду? — спросил я.
— Макс… я тебе эту же сумму готова платить, не переживай! — даже ехидно как-то сказала она.
Мы проговорили еще минут двадцать. Лена рассказала, что уже поговорила с Артемом, и он вроде не против, хотя и сам в шоке. Она предложила попробовать на пару месяцев, а там посмотреть, как пойдет. Я согласился, но, честно, внутри все кипело. И злости, и от какого-то странного коктейля эмоций — радость, страх, растерянность.
Когда я рассказал все Кате, она сначала молчала, а потом улыбнулась и сказала:
— Макс, ну и хорошо! Артем будет с нами. Не переживай, мы справимся.
Я смотрел на нее и думал, что, наверное, мне невероятно повезло с ней. Но все равно было страшно. Вдруг я не потяну? Вдруг Артему будет некомфортно? Вдруг Лена передумает и начнет потом какие-то разборки?
Через несколько дней Артем переехал. Мы с Катей выделили ему комнату, купили новый письменный стол, все обустроили. С документами вопрос решили, перевели в школу поблизости. Он, конечно, сначала был немного потерянный — новый дом, новая школа рядом. Но Катя, как всегда, включила свой супер-режим. Она готовила ему его любимые сырники, помогала с уроками, заказала ему целый стеллаж для «Лего». Я смотрел на них и думал: «Может, и правда все получится?»
Но внутри все равно неспокойно. Я привык быть «выходным папой», а теперь я — полноценный родитель. Каждый день. И это, черт возьми, сложно. Артем иногда капризничает, пытается нас с Катей "строить", иногда скучает по маме. Лена звонит ему каждый вечер, раз в две недели забирает с ночевкой. По телефону я слышу, как он ей рассказывает про школу, про тренировки. Я не знаю, как долго это будет продолжаться, но стараюсь. Катя меня поддерживает, и это главное.
Алименты Лена мне платит, прожиточный минимум, как и я. Документы от приставов забрала. Что нужно сделать, чтобы избежать проблем в будущем?
Комментирует юрист
В данный момент Максим по-прежнему обязан платить алименты, так как судебное решение не отменено. Малейшее разногласие с бывшей женой и она «автоматом» определит задолженность по алиментам через приставов. Отменить ее можно, но только через суд и процедура доказывания будет непростой.
В идеале с момента переезда сына к Максиму нужно было хотя бы письменное соглашение составить с матерью, которым подтверждается проживание ребенка у отца.
В дальнейшем лучше определить место жительства сына с отцом. Можно подать иск об определении и отмене алиментов, бывшая жена его признает или в суде заключаете соглашение. Алименты отменяются. Далее можно заключить соглашение уже с ней о порядке уплаты.
Сейчас же Максим сильно рискует и может оказаться с долгом по алиментам.
Читайте еще по теме: