Найти в Дзене

2025 год: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?

Действия (бездействие) сотрудника ГИБДД можно обжаловать вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган), в прокуратуру и (или) в суд. Некоторые действия сотрудников ГИБДД не подлежат самостоятельному обжалованию. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) входит в систему МВД России (п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711). Гражданин, права которого нарушены действиями и (или) бездействием сотрудника ГИБДД, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру и (или) в суд (ст. 53 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения). 1. Действия сотрудников ГИБДД, не подлежащие и подлежащие самостоятельному обжалованию Не все действия (бездействие) сотрудника ГИБДД могут быть предметом самостоятельного обжалования. Так, если сотрудником ГИБДД неправомерно вынесено постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об админ

Действия (бездействие) сотрудника ГИБДД можно обжаловать вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган), в прокуратуру и (или) в суд. Некоторые действия сотрудников ГИБДД не подлежат самостоятельному обжалованию.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) входит в систему МВД России (п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711).

Гражданин, права которого нарушены действиями и (или) бездействием сотрудника ГИБДД, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру и (или) в суд (ст. 53 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 13 Положения).

1. Действия сотрудников ГИБДД, не подлежащие и подлежащие самостоятельному обжалованию

Не все действия (бездействие) сотрудника ГИБДД могут быть предметом самостоятельного обжалования.

Так, если сотрудником ГИБДД неправомерно вынесено постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, то обжалуется не действие (бездействие) сотрудника ГИБДД, а указанное постановление (определение) в порядке, установленном КоАП РФ (п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

Не могут быть предметом самостоятельного обжалования и действия (бездействие), которые неразрывно связаны с конкретным делом об административном правонарушении (доказательства по делу об административном правонарушении) (п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021).

Вместе с тем гражданин вправе обжаловать действия сотрудников ГИБДД, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, повлекшие нарушение его прав и свобод (например, незаконная эвакуация автомобиля), если производство по делу прекращено или не возбуждалось, а иной порядок оспаривания таких действий законодательством не предусмотрен (п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021).

Кроме того, могут быть обжалованы в установленном порядке действия (бездействие) сотрудников ГИБДД, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (например, связанные с задержанием транспортного средства или его возвратом после устранения причины задержания), которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, но повлекшие нарушение прав и свобод участников производства по делу (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).

2. Порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД

Рассмотрим общий порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД.

2.1. Обжалование вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган)

Жалоба на действия (бездействие) сотрудника ГИБДД может быть направлена вышестоящему должностному лицу (в вышестоящее подразделение ГИБДД) в письменной форме или в форме электронного документа, с использованием Единого портала госуслуг, информационной системы ГИБДД или официального сайта ГИБДД, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (ст. 53 Закона N 3-ФЗ; п. п. 1, 4 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. 13 Положения).

Жалоба может быть подана в том числе в ходе личного приема (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 3, 4 ст. 13 Закона N 59-ФЗ).

Письменная жалоба должна обязательно содержать (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ):

• наименование подразделения ГИБДД, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица подразделения ГИБДД, или его должность;

• фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;

• почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;

• суть жалобы;

• личную подпись гражданина и дату.

Обращение в форме электронного документа обязательно должно содержать (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ):

• фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;

• адрес электронной почты либо адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале госуслуг или в информационной системе ГИБДД, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, по которым должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения.

При необходимости для подтверждения своих доводов гражданин может приложить к жалобе необходимые документы и материалы или их копии. В случае подачи жалобы в электронной форме указанные документы и материалы прилагаются к жалобе в электронной форме (ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Письменная жалоба по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации (ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 13 Закона N 59-ФЗ).

Порядок обжалования неправомерных действий (бездействия) сотрудника ГИБДД при оказании государственных услуг (например, по регистрации транспортных средств, проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и т.д.) имеет определенные особенности, которые в настоящем материале не рассматриваются (п. 181 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950; п. 331 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.02.2021 N 80; п. 101 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10.09.2019 N 612).

О порядке обжалования таких действий (бездействия) см., например, ситуацию "Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?".

2.2. Обжалование в прокуратуру

Действия (бездействие) сотрудника ГИБДД, в результате которых нарушены законы и (или) права и свободы человека и гражданина, можно обжаловать в прокуратуру (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 1.1 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).

О порядке подачи жалобы в прокуратуру см., например, ситуацию "Как составить заявление (жалобу) в прокуратуру?".

По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).

В рамках надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

2.3. Обращение в суд

Обязательное досудебное урегулирование спора для обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД законодательством не предусмотрено. Поэтому обратиться в суд можно как после обращения с жалобой к вышестоящему должностному лицу и (или) в прокуратуру, так и не используя указанные способы обжалования.

Для обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД необходимо подать административное исковое заявление в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором исполняет свои обязанности данный сотрудник, либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Административное исковое заявление об обжаловании действий сотрудника ГИБДД может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление об обжаловании бездействия сотрудника ГИБДД может быть подано в течение срока, в рамках которого у сотрудника ГИБДД сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ).

В административном исковом заявлении необходимо указать, в частности (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) фамилию, имя и отчество административного истца, его место жительства или место пребывания, дату и место его рождения.
Если административный иск подается представителем, также указываются фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании.
Также указываются номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте);

3) подразделение ГИБДД и должностное лицо, совершившее оспариваемое действие (бездействие);

4) дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие сотрудника ГИБДД (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, он уклоняется);

6) иные известные данные в отношении оспариваемого действия (бездействия);

7) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);

8) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (бездействие);

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконным действия (бездействия) сотрудника ГИБДД;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К административному исковому заявлению прилагаются, в частности (ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ):

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются указанные копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины при подаче административного искового заявления в суд составляет 3 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования (при условии, что он не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств);

4) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подается представителем);

5) копия ответа из вышестоящего органа или от вышестоящего лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (если такая жалоба подавалась).

Административное исковое заявление можно подать в суд в письменной форме или, при наличии технической возможности в суде, в электронном виде в установленном порядке (ч. 2, 2.1 ст. 45, ч. 1, 8 ст. 125 КАС РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).

Срок рассмотрения административного искового заявления об оспаривании действий (бездействия) сотрудника ГИБДД по общему правилу составляет один месяц со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, который составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме. Если решение суда было обжаловано, то оно вступает в законную силу после рассмотрения апелляционной жалобы, если обжалуемое решение не отменено. Если обжалуемое решение суда отменено или изменено определением суда апелляционной инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ст. 186, ч. 5 ст. 227, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Если действия (бездействие) сотрудника ГИБДД признаны незаконными, он обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить их указанным судом способом в установленный им срок. Также он должен сообщить об этом в суд и гражданину в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).