Это вторая заметка из нового цикла об истории магнитофоностроения. В первой статье была речь о компании Roberts, а сейчас будет рассказ о становлении компании Ampex. На самом деле начинать лучше было бы именно с этой статьи, так как трудно переоценить вклад Ampex в процесс становления высококачественной и профессиональной магнитной записи.
В основе этой статьи лежат воспоминания бывших сотрудников Джона Лесли (John Leslie) и Росса Снайдера (Ross Snyder),инженеров Ampex, опубликованные в 2010 году. Скорее всего, будет 2 части.
Общеизвестные факты.
Александр М. Понятоф (Alexander M. Poniatoff) основал Ampex в 1944 году, чтобы заниматься производством небольших моторов и генераторов для военного использования. После окончания Второй Мировой Войны поток военных заказов начал истощаться и Алекс (в оригинала вместо полного имени Александр часто используется Алекс, так поступлю и я) начал задумываться о том, чем бы заняться дальше, чтобы сохранить компанию «на плаву». Он и небольшая группа инженеров-единомышленников прослышали о демонстрации привезенного из Германии устройства Magnetophon, рекордера на который, по слухам, записывали речи Гитлера для последующей трансляции.
Слова «магнитофон» тогда еще не было, это было имя собственное, присвоенное изготовителем (AEG/Telefunken) своему изделию. У нас оно прижилось, а в английском языке, как использовалось, так и используется обозначение tape recorder или magnetic tape recorder.
Демонстрация быстро убедила Алекса, в какую сторону перенацелить компанию и вскорости они стали разрабатывать и производить магнитофоны профессионального уровня. Большую помощь на ранней стадии развития компании оказал Бинг Кросби (Bing Crosby).
Компания быстро росла и заняла доминируюшие позиции на рынках магнитной записи для телевидения, радио, грамзаписи, промышленных и военных устройств инструментальной записи.
Погружаемся в историю.
Начало.
Прошло много лет (более 50) но много людей до сих пор задается вопросом о вкладе Ampex в индустрию звукозаписи, индустрию радио — и телевещания, а также в индустрию домашнего стерео.
Компания основана в 1944 году и к 1950 году получила репутацию изготовителя высококлассых рекордеров, т. е. магнитофонов в нашем современном понимании. (Напоминаю, тогда слово «Magnetophon” еще ассоциировалось с трофейным AEG/Telefunken).
В настоящее время (это 2010 год, с того времени многое могло измениться) живы только четверо инженеров, стоящих у истоков. Это Фрэнк Леннерт (Frank Lennert), Джон Лесли (John Leslie), а Маурон Столароф (Myron Stolaroff) умер в 2013 году и осталось трое. Так и тянет использовать более близкое нам имя Мирон.
«Четверо из нас знают, что 50 лет назад мы изменили мир, но, оглядываясь из сегодняшнего дня, мы видим себя в Форде Model T применительно к электронике.»
Еще один ключевой персонаж в те годы был Росс Снайдер (Ross Snyder), присоединившийся в 1952 году и быстро внесший серьёзный вклад в качестве менеджера по продукции аудио, театральных систем и видео.
Александр М. Понятоф (кто то говорит, Понятов, но будем придерживаться оригинальной транскрипции). (Alexander M. Poniatoff).
Ни один серьезный разговор о Ampex не может обойтись без Александра Понятофа (как то звучит коряво, но последняя буква все таки F, а не V). Это основатель компании и основная стабилизирующая сила, придававшая компании устойчивость как в «хорошие», так и не очень времена. Это был великолепный слушатель и инженер, который всегда искал что то новое на переднем крае технологий. Это был своего рода пример для подражания и уважали его не только как президента компании, но просто работать с ним было приятно.
Биография Алекса так или иначе известна, упомянем лишь, что родился он в России в 1892 году, а в США попал в 1927 голу, успев получить образование в Германии, поработав потом в Китае. В США он работал на General Electric, Pacific Gas & Electric и Dalmo Victor Corporation в Калифорнии.
Моторы и генераторы.
Алекс был экспертом в области небольших электромоторов и генераторов и помогал Dalmo Victor разрабатывать линейку моторов и генераторов для военного применения. Алекс и президент компании Тим Мосли (Tim Mosely) решили, что будет лучше вывести разработку и производство моторов и генераторов из Dalmo Victor. И в 1944 Алекс и Тим основали компанию Ampex Electric and Manufacturing Company. “AMP” - это инициалы самого Александра, а, как он любил говорить, EX — это excellence. Каждому из основателей принадлежало по 50% компании. Новая компания расположилась по соседству с Dalmo Victor.
В 1946 году название было сокращено до Ampex Electric Corporation. А в 1953 название сократили до привычного нам Ampex Corporation.
Но война подходила к концу, военные стали «потреблять» все меньше моторов и генераторов, и пришло понимание, что для выживания компании нужно срочно разрабатывать новые моторы.
За помощью Александр обратился в Стэнфордский Университет, где познакомился с профессором, экспертом в области разработки моторов и генераторов. Вскоре стало понятно, что компании требуется хороший специалист по моторам на полную занятость.
Профессор предложил одного из своих выпускников. Это был Майрон Столароф (Myron Stolaroff), родившийся в 1922 (по другим данным в 1920-м) году и получивший диплом в 1942 году по специальности "electric engineer”.
Это была двойная удача: и специалист хороший, и готов перейти на работу в Ampex. В это время Майрон (Myron) работал в военно-морском бюро в Вашингтоне, а с окончанием войны не прочь был вернуться в Калифорнию и связался со своим старым приятелем профессором на предмет поиска работы.
Так что Александр, как говорится, оказался в нужном месте в нужное время.
После телефонного разговора Майрон был принят и считает, что был единственным человеком кого приняли на работу без очного интервью.
Поиски новых возможностей.
С окончанием войны для Алекса и Майрона стало очевидным, что ключевые изготовители моторов начнут выпуск и небольших моторов и генераторов, т. е. займут нишу, где расположился Ampex. Возможностей для конкуренции с крупными компаниями у небольшого Ampex'а не было. Тут хочешь или нет, а надо искать новые направления.
И вот в это время появляется Гарольд Линдси (Harold Lindsay), его порекомендовал живший по соседству Чарли Литтон (Charlie Litton), владелец Litton Industries.
Гарольд родился в 1909 году и был великолепным инженером механиком. До Litton Industries работал в Shell Development Corporation и в Radiation Laboratory of the University of California (ныне Lawrence Berkeley National Laboratory). Его собственными интересами были высококачественные аудиосистемы, включая проигрыватели, звукосниматели, усилители и громкоговорители. Чем бы ни занимался - Гарольд всегда был абсолютным перфекционистом. Алекс и Гарольд стали хорошими друзьями и в начале 1946 года Алекс и Майрон решили, что стоит привлечь Горольда к «мозговому штурму» и последний, хоть еще и работал в Dalmo, радостно согласился с предложением.
Одним из хобби Гарольда было проигрывание пластинок в парке Tilden в Беркли на своей аудиосистеме. В этой системе был транскрипционный проигрыватель (про них говорилось в первой статье) и динамический звукосниматель, лучшие образцы того времени, Также были усилители мощности с крайне малыми искажениями и акустические системы Altec Lancing Iconic. (James B. Lancing тоже своего рода легенда в мире аудио).
Эти концерты в парке Tilden всегда привлекали толпы слушателей.
Гарольд, в свою очередь, представил Александру своего давнего, с 14-и летнего возраста, друга, Вальтера Селстеда (Walter Selsted) и Александр принял его вместе с Майроном и Гарольдом в «мозгоштурмовую группу».
Эта группа серьезно рассматривала варианты возможной продукции для рыночной ниши high end audio.
Гарольд настаивал на рынке потребительской электроники High End (видимо, из за собственных пристрастий).
Демонстрация Magnetophon'а
16 мая 1946 года Джек Муллин (Jack Mullin) провел презентацию одного из двух привезенных из Германии устройств. Эта презентация проходила на встрече Института РадиоИнженеров (IRE, ныне IEEE) в Сан Франциско. Все присутствующие были потрясены качеством звука.
Презентация эта была не единственной, поэтому вся «группа прорыва» из Ampex на ней побывала.
Теперь немного отвлечемся от Ampex и поближе познакомимся с «виновником» всех этих процессов, т. е. С самим Magnetophon'ом.
Это аппарат, созданный инженерами компании AEG/Telefunken а вот какая точно была модель не очень ясно.
Поэтому пройдемся по истории.
Первая демонстрация Magnetophon'а была в 1935 году на мероприятии Berlin Radio Show.
С одной стороны, это был первый в мире аппарат, работающий с магнитной лентой, А с другой - качество звука как то не порадовало. Как оказалось, время «почивать на лаврах» еще не пришло.
Работы надо было продолжать.
В следующую модель ввели подмагничивание постоянным током при записи. Стало лучше, правда не намного.
Следующий шаг привел в серьезным улучшениям. Это было случайно открытое высокочастотное подмагничивание при записи током, превышающим полезный сигнал в 10 раз. История тоже довольно интересная, но история эта уже другая.
Кроме того, сами магнитные ленты тоже стали лучше. Первоначально использовалась лента с магнитным слоем Fe3O4, потом, в 1939 году стали использовать Fe2O3. Качество записи на новых лентах значительно улучшилось.
В 1943 году инженеры AEG/Telefunken сделали стереофонический Magnetophon и к 1945 году было сделано 250 или более стереозаписей. К сожалению, мало, что сохранилось до наших дней.
На фото процесс подготовки оборудования к демонстрации. Стрелка показывает на самого Джека Муллина.
А это, собственно сам магнитофон. Фото несколько схематичное, но некоторое впечатление о устройстве получить можно.
Слева находится усилитель, к которому можно подключить два аппарата и есть возможность коммутации.
Т.е., когда заканчивается лента на одном, сразу можно переключиться на второй аппарат, уже готовый к работе. Таким образом можно получить практически неограниченное время непрерывного воспроизведения. Для того времени это был очень серьезно.
Кстати, подобную функциональность я удел на двухкассетнике Sharp 555 в 80-х. Там можно одну кассету включить на воспроизведение, а вторую поставить на паузу. По окончании первой кассеты автоматически снимается с паузы вторая.
Вот фото той же модели. Это фото более современное, сделано между 1950 — 1955 г.
Теперь, все таки, возвращаемся к нашим героям.
Демонстрация произвела на всех сильное впечатление. Действительно, мало кто мог отличить звучание записи от живого исполнения.
Теперь уже не осталось сомнений, чем компания будет заниматься дальше.
Решение принято, Ampex начинает заниматься магнитофонами. Несколько месяцев у Алекса, Майрона и Гарольда ушло на разработку плана действий. Гарольд был уверен и настаивал на том, что если удастся сделать хорошую головку воспроизведения (он считал, что головку воспроизведения сделать труднее, чем головку записи), то он справится и с остальными узлами и деталями механизма.
Гарольд был нанят на полный рабочий день и взялся за разработку головки воспроизведения.
В декабре 1946 года головка воспроизведения была готова и, более того, была взаимозаменяема с оригинальной немецкой.
В Palmer Films организовали сравнительное прослушивание и все признали, что сделанная Гарольдом головка воспроизведения звучит лучше оригинальной немецкой.
Теперь, зная, что головку воспроизведения сделать можно, они всерьез взялись за разработку и создание самого аппарата.
Гарольд отвечал за механическую часть, Майрон — за электрику и электронику. Им немного помогали еще два техника, но фактически вся работа делалась Гарольдом и Майроном и они понимали, что должны сделать устройство превосходящее немецкий Magnetophon.
На рынке уже были рекордеры, работающие с магнитной оксидной лентой на бумажной основе, например Brush BK-401, но они, скорее создали негативную репутацию магнитной ленте среди профессиональных пользователей.
В течении года Гарольд и Майрон работали по 12 — 14 часов. Гарольд сосредоточился на головках, конструкции тонвала и других механических узлах. Майрон, используя свои знания, работал с изготовителями моторов (которые поначалу не горели желанием сотрудничать), чтобы разработать свободные от детонации моторы для привода катушек (тогда больше использовали не катушки, а бобины) и тонвала.
Майрон также разработал электронику. Джек Муллин оказал в этом большую помощь, предоставив схемы, а также давал советы, как сделать лучше.
Работа, как говорится, закипела и к 1 октября 1947 года был готов прототип, похожий на Ampex 200A, появившийся позже.
При воспроизведении записанных магнитофонных лент аппарат работал хорошо, но с записью были сложности.
Однако, это не смутило Джека Муллина и он убедил их провести демонстрацию прототипа в студии Бинга Кросби (Bing Crosby компании Ammerican Broadcsting Company (ABC) в Голливуде и Лос Анжелесе.
Это (по мнению Джека) было очень подходящее время, так как начинался новый сезон 1947-1948 года и можно было проиграть фрагмент предыдущей передачи до начала эфира.
Демонстрационная запись была сделана Джеком на одном из немецких Magnetophon'ов, которые уже использовались для записи шоу.
Тут надо немного пояснить, почему у Бинга Кросби была такая заинтересованность в таком оборудовании.
Все дело в том, что трансляции тогда шли только в прямом эфире и для разных часовых поясов требовалось повторять одно и то же. Бингу Кросби такая ситуация очень не нравилась (кому же понравится делать несколько раз одну и ту же работу?) и в конце концов он получил разрешение на трансляцию ранее записанных программ.
Но в распоряжении были только транскрипционные диски, качество записи на которых отличалось от прямого эфира (и не в лучшую сторону). Кроме того, периодически в записи обнаруживались ошибки, исправить которые на грампластинке не представлялось возможным, только выпуск нового диска.
С новым Magnetopnon'ом обе эти проблемы снимались. Двух аппаратов было абсолютно недостаточно, да и ресурс у них тоже не бесконечный, а Джек уже заронил мысль, эти два аппарата уже «подустали», а кроме Ampex никто таких рекордеров предоставить не сможет. И модель 200A стала своего рода воплощением мечты Бинга Кросби.
Сам Ampex200A, фото относительно современное из экспозиции Музея Магнитной Записи.
И его технические данные.
Частотный диапазон 30 to 15,000 cycles +/- 1 db
- Signal to Noise60 db
- Speed 30 ips (76,2 см/с)
- Motors 3
- Reels 14 inch
- Timing accuracy 0.03% @ 30ips
- Weight 240 pounds (100 кг)
В руководств пользователя много разного интересного, перегружать текст не буду, хочу только отметить, что привод тонвала не просто прямой, а еще есть два небольших диска (маховика, один над другим) между которыми есть гибкая вставка. Видимо таким образом гасятся вибрации двигателя. Такого решения я раньше не видел, но с другой стороны, и дела с студийной профессиональной техникой тоже не имел. Возможно, это обычное решение.
Направляющие для ленты там стеклянные. Любой металл от тех лент «спилится» очень быстро.
Блок головок, усилители съемные и при необходимости легко и быстро меняются.
Согласитесь, что частотный диапазон 15 КГц по сравнению с 5 КГц у Brush BK-401 впечатляет.
Бинг Кросби разместил заказ на 20 рекордеров по $4000 каждый.
Теперь надо было наладить серийное производство 200А. Одно дело сделать опытный образец, а другое — запустить его в производство.
Оригинальные немецкие схемы были переработаны под американскую элементную базу и немного улучшены.
Фото из музея звукозаписи, Гарольд Линдси в лаборатории с моделью 200А
Гарольд в итоге решил проблему с записью на Ampex 200A и помог ему коллега Селстед.
Изменение формы собственности способствовала финансовому росту в будущем.
В 1948 году Тим Мосли (Tim Moseley) продал свою половину Ampex венчурным капиталистам Джозефу и Генри МакМикинг (Josef и Henry McMicking). Это было полезно для компании, так как новые компаньоны имели возможности финансирования и, когда придет время, могли сделать компанию публичной. Они помоги получить необходимый для роста компании капитал и привлечь опытных управленцев, без чего дальнейшее развитие компании было бы затруднительно.
В начале 1948 года компания была готова к началу производства.
Собственных производственных ресурсов было недостаточно, поэтому для производства электроники привлекли субподрядчика, небольшую компанию Pedersen Electronic из города Lafayette.
В это же время к компании присоединился Фрэнк Леннарт (Frank Lennart). Он участвовал в тестировании собранных рекордеров, а также работал с компанией 3M, испытывая их новые ленты.
На тот момент для работы с Ampex 200A выбрали ленты RR производства 3М. Эти ленты оказались даже лучше, чем привезенные из Германии вместе с Magnetophon'ами.
Поставки Ampex 200A начинаются.
Первый сделанный Model 200A был отправлен Джеку Муллину в апреле 1948 года. Второй — через несколько дней. Серийный номера были 1 и 2. Джек использовал их для записи шоу Бинга Кросби. Много из 20 заказанных аппаратов отправили в ABC Чикаго, где их использовали, в основном, для отложенного вещания. Это стало революцией в индустрии вещания, так как теперь можно было заменить станки для нарезки дисков на более простой в пользовании магнитофон, причем с более высоким качеством записи и многоразовыми носителями.
Интересно, магнитофоны с номерами 12 и 13 сделали портативными. Слово «портативный» в то время значило, что устройство можно было перенести с одного места на другое. Эти аппараты все так же были большие и тяжелые. Они также были отправлены в Bing Crosby Enterprises. Джек Муллин к тому времени стал там главным инженером.
Один из них Джек попытался приспособить в качестве транспорта для разрабатываемого им видеорекордера. Это был интересный эксперимент, хоть и неудачный и сама идея была заброшена.
А магнитофоны с номерами 13 и 14 приобрели историческую ценность, так как это были единственные «портативные» когда либо сделанные Model 200A.
Магнитофон Model 200A работал с 14 — дюймовыми подтарельниками (катушки тогда не использовали), лента протягивалась со скоростью 30 дюймов (75 см) в секунду.
Работа на меньшей скорости 15 дюймов (36 см) /с стала возможной только через год, когда появилась новая улучшенная лента 3M 111.
Пока была только лента 3M (Scotch) RR. Впоследствии этой ленте присвоили номер 112. Поэтому лента с большим номером оказалась старше относительно более поздней улучшенной ленты 3М 111.
Новая продукция.
Очевидно, что получив опыт с моделью 200А, нужно двигаться дальше и готовить к выпуску новые модели, лучше и дешевле.
И Гарольд с Фрэнком взялись за создание новой модели, которая станет Ampex Model 300.
Но никто не отменял и текущие работы по созданию головок и тестированию Model 200А.
Для Model 300 Гарольд занимался механической частью, а Фрэнк всей электроникой.
В Model 300 уже использовались уже более привычные катушки 10. 5 дюймов, лента той же ширины ¼ дюйма, но уже наматывалась и заправлялась в тракт рабочей стороной внутрь. А также было уже две рабочих скорости 7.5 (19.05 см ) и 15 (38.1 см) дюймов/с.
Гарольд сделал новые головки, которые по сравнению со старыми на Model 200A , были лучше, дешевле и более унифицированы, что способствовало улучшению переносимости лент с одного магнитофона на другой.
Первая отгрузка Model 300 произошла в конце весны 1949 года.
Вскоре появилась модель 301, у которой были рабочие скорости 15 (38.1 см) и 30 (76.2 см) дюймов/с.
Вообще механизм Model 300 стал платформой для целого ряда других магнитофонов как для записи звука, так и для инструментальных записей.
Ленты же для моделей 200 и 300 не были взаимозаменяемы.
Во-первых, потому, что лента для 200-й модели наматывалась рабочим слоем наружу, а для 300-х — наоборот, рабочим слоем внутрь.
Во-вторых, модель 200 работала с более старой лентой 111 (бывшая RR), а модели 300 — с новой лентой 111, для которой требовалась другая частотная коррекция.
Модели 300 были лучше 200-х по всем параметрам и вскоре полностью вытеснили 200-е. В общей сложности всего было сделано 112 шт моделей 200А.
Модель 201 — апгрейд модели 200А
Так как какое то количество моделей 200А еще было в работе у клиентов, Фрэнк решил выпустить комплект для модернизации этих вполне работоспособных аппаратов. Этот набор состоял из комплекта головок от модели 300, новой электроники наподобие модели 300/301, устанавливаемой в те же места, что и прежние блоки, а также двухскоростной мотор, как у моделей 300/301.
После такого апгрейда и получалась модель 201, которая уже требовала для работы ленты 111. Так же прилагалась инструкция и детали для перестройки частотной коррекции.
И в начале 1949 года за счет продаж моделей 200 и 201 финансовое положение укрепилось настолько, что Алекс взял на работу Вальтера Солстеда (Walter Solsted).
Фото: модели 201 и 300 в студии Capitol Records.
После того, как Вальтера приняли на работу (по рассказам Вальтера), Алекс Понятоф закрыл их сГарольдом в комнате и не разрешил выходить, пока они не решат проблему с детонацией у модели 300. Они не только решили проблему, но нашли способ сильно снизить детонацию на уже отгруженных моделях 200А. Правда, для этого требовался специальный набор.
Инструментальные рекордеры.
Вскоре после запуска модели 301 Майрон получил заказ на специальный рекордер модели 301, который мог бы записывать телеметрические данные. Частотного диапазона 30 -15000 Гц для этого было достаточно, но записывать нужно было одновременно 7 каналов.
Выяснилось, что конструкция головок модели 300/301 вполне позволяет сделать блок , который может записывать и воспроизводить 7 каналов на полудюймовой ленте, а ЛПМ вполне можно модифицировать для работы с более широкой лентой ½ дюйма.
Электронная же часть была разработана для работы со звуком, где верхние частоты немного поднимались при записи и корректировались при воспроизведении. Но для инструментальной записи этого не требуется, поэтому усиление верхних частот при записи убрали (для инструментального режима), а коррекцию при воспроизведении изменили так, чтобы отдача была одинаковой для всех 7 каналов.
Этот рекордер был отгружен в конце 1949 года и стал первым многоканальным и инструментальным рекордером у Ampex.
Для других применеий инструментальной магнитной записи требовалась работа с диапазоном частот от 0 до нескольких сотен Гц. Спрос на такие устройства был. Они были нужны в разных отраслях, включая военных.
И в 1950 Алекс взял на работу Джона Лесли (John Leslie), который встал в платежной ведомости под номером 32. Джон ранее помогал делать модель 200, пока учился в колледже.
Теперь образование получено.
Заказы же приходили на разные системы, одни должны иметь высокую степень защиты, другие должны иметь 8 каналов, 7 из которых инструментальные, а один — голосовой.
8-и канальный рекордер был первым проектом Джона Лесли. Работа это была командная и в ней выделялся молодой 17-и летний студент, работавший неполный день. Имя его было Рэй Долби (Ray Dolby).
В 1950 году Вальтер Селстед (Walter Selsted) реализовал еще один проект. Это был рекордер с крайне малой детонацией для военнно морского флота. Аппарат получил название Apmex Model 500.
Магнитофон этот довольно интересен.
Так как это не обычная аудиосистема, а инструментальный магнитофон, где на ленту записывается частотно-модулированный сигнал, то требования к равномерности движения ленты тут гораздо более жесткие.
Чтобы обеспечить минимально возможную неравномерность движения менты инженеры исходили из следующих условий.
1. Обеспечить максимально возможную стабильность скорости вращения тонвала.
2. Привязать движение ленты к вращению (движению) тонвала, т. е. исключить проскальзывание и растягивание лены.
3. Установить головки в точке, где скорость движения ленты максимально стабильна.
Для выполнения этих условий необходимо изолировать любые вибрации, возникающие при работе синхронного мотора привода тонвала. Для этого установили систему из двух инерционных маховиков.
Внешний маховик напрямую связан с осью тонвала и вращение на него передается от мотора через нейлоновый ремень. Кроме этого маховика (внешнего) есть еще один, (внутренний) и соединен с ним только промасленной пленкой толщиной 1/32 дюйма (примерно 0.7 мм)
Чтобы «привязать» движение ленты к движению тонвала лента «фиксируется» на тонвале. Для этого внутри тонвала создается разряжение и атмосферным давлелением лента прижимается к тонвалу (в самом тонвале есть кольцевые вырезы с отверстияси, через которые откачивается воздух).
Головки позиционируются таким образом, чтобы исключить продольные колебания, вызываемые трением тенты о головку, зависящие от длины не фиксируемой опорой ленты. А это один из основных источников вибраций (обозначается словом flutter).
Головки прижимаются пружиной к ленте в той точке, где лента контактирует с тонвалом. Здесь лента движется максимально стабильно. Кольцевые выемки на тонвале обеспечивают упругий контакт между головками и лентой, иначе из за неравномерности толщины ленты будут возникать биения. Также поддерживается постоянное натяжение ленты.
На фото ниже представлен узел протягивания ленты. Блок головок, кожух вакуумной магистрали (громко сказано, конечно, но звучит красиво), тонвал с концентрическими выемками с отверстиями для создания разряжения, направляющие, демпферы и стабилизатор натяжения лены.
Технические данные Model 500.
Track system: 4-track system
Heads: 4 x playback, 4 x record
Reel size: up to 14 inch reel
Tape speeds: 30 ips (76.2 см/с) и 60 ips (150 см/с)
Wow and flutter: 0.1% (30 ips)
Frequency response: 200Hz to 40kHz (30 ips)
200Hz – 80kHz (60 ips)
Signal to Noise Ratio: 40dB
Total harmonic distortion: 1%
Input: 1mV (line)
Output: 10V (line)
Dimensions: 21.5 x 35.75 x 38.6 inches
Weight: 430lbs (чуть больше 154 кг)
В том же году была разработана система частотной модуляции для записи сигналов от 0 Гц до требуемой частоты.
Эта система использовалась почти 10 лет на других инструментальных рекордерах, а в несколько измененном виде — и на видеомагнитофонах Ampex в 1956 году.
Model 400. Меньше и легче.
Через некоторое время после присоединения к Ampex Джон Лесли в содружестве с еще одним инженером, Алом Динсмором (Al Dinsmore) решили сделать магнитофон собственной конструкции.
Это не было секретом, но работали они над своим проектом за пределами Ampex в выходные и вечерами.
Аппарат имел два мотора и была реализована идея «выталкивания ленты», звучит странно, суть в том, что обычно пара тонвал — прижимной ролик находится справа от блока головок и протягивает ленту, а здесь наоборот, блок головок справа от тонвала. Такое решения я видел только у какой то реверсивной модели Akai.
И для меня (да и нетолько) достоинства такого подхода неочевидны.
Относительно Model 300 новый аппарат получился компактнее, легче и дешевле в изготовлении. Электроника была проще, чем у модели 300, но работала хорошо.
Свои наработки они продемострировали в Ampex, Алексу идея понравилась и было принято решение взять это за основу будущих моделей. Горольд и остальные члены команды разработали механику, а Фрэнк — электронику.
Получившемуcя в результате продукту дали название Model 400 и представили публике в конце 1950 года.
Model 400 мог быть как двухдорожечным, так и однодорожечным, имел 2 рабочих скорости, 7.5 и 15 ips (19.05 и 38.1 см/с).
Вес около 41 кг.
В 1951 году Фрэнк проделал эксперимент. Установил две головки half track (головка для двухдорожечной записи) таким образом, чтобы одна работала с верхней половиной ленты, а другая -с нижней.
Такое шахматное расположение головок не было чем то необычным в то время и продолжалось до 1952 года, пока Френк не начал использовать в той же модели 400 головки, расположенные «в линию», т. е. рабочие зазоры располагались на одной прямой перпендикулярно движению ленты.
1951 год принес новые заказы на инструментальные рекордеры. В то же самое время нужно было налаживать и запускать производство модели 400, а было это непросто.
Model 400 мог стать великолепным магнитофоном, если бы имелось производство соответствующено масштаба и качества.
Но, к сожалению, повторяемость некоторых узлов и деталей не всегда была нанужном уровне.
Волт (Walt) стал главным инженером Ampex.
В 1952 году также произошло первичное размещение акций Ampex на бирже, что улучшило финансовое положение компании.
На должность вице-президениа и генерального менеджера взяли одного изруководителей банка Wells Fargo Джорджа Лонга (George Long), а Алекс стал председателем правления и президентом компании.
Майрон стал помощником Алекса по долговременным проектам.
Новый вице-президент организовал отдельные подразделения для продаж, производства, контроля качества и финансов (проще говоря, бухгалтерию).
В 1952 году Ampex переехал на Charter Street недалеко от города Redwood City. Валт Селстед (Walt Selsted) по-прежнему оставался главным инженером, а Джон Лесли (John Leslie) – его помощником.
Model 450. Было ли это правильным решением?
В 1952 году разработан новый недорогой аппарат для долговременного воспроизведения музыки, например, для лифтов.
Я не знаю как в Европе, но в США была мода, чтобы в лифте звучала музыка. Даже был такой термин, «музыка для лифтов».
Модель 450 имела вот такие технические данные.
Частотный диапазон
скорость 9.5 см/с 50 — 7 000 Гц при неравномерности 3дб
скорость 19.05 см/с 30 — 12 000 Гц при неравномерности 3дб
время работы 4 часа с 5-и секундной паузой чере 2 часа.
Появление модели 450 вызвало споры среди руководства о том, не слишком ли быстро Ampex выводит новые продукты, не имея четкого и ясного понимания соответствующих рынков.
В итоге было решено нанять человека, который бы изучал рынок и определял продукт, наиболее полно отвечающий потребностям. Заняться этим пригласили Росса Снайдера (Ross Snyder), который и стал менеджером по продукции.
Двух- и трехканальное стерео.
В 1952 году Ampex предствил первую продукцию с новыми головками, расположенными на одной вертикальной прямой. Стали доступны двух- и трехканальные версии моделей 300 и 400.
Также был представлен аппарат для скоростного копирования Model 3200. Это была система из двух транспортов Model 300, адаптированных для работы на повышенной скорости.
Model 600. Популярный профессиональный рекордер.
В том же 1952 году Джек Вернли (Jack Wernlli) начал разрабатывать Model 600, которая в итоге была представлена в1954 году.
Там использовались 7-и дюймовые катушки, аппарат был портативным, весил чуть больше 12 кг, диапазон рабочих частот на скорости 19.05 см/с полностью соответствовал модели 400.
Это фото с ebay и этот комплект можно купить за какие то $3900
Если присмотреться, то пожно заметить «фамильное» сходство с линейкой магнитофонов Akai вплоть до GX-4000.
Компаньонм для него быAmpex 620, громкоговоритель с усилителем, установленные в одном корпусе.
Именно этот аппарат, Ampex 600 стал прототипом для магнитофонов Akai и Roberts.
Ampex Model 350.
фото с ebay. Этот аппарат можно купить за $3000
1953 год. Как уже было сказано у Ampex возникли трудности с производство модели 400.
Фрэнк Леннарт, хоть и был главным инженером, решил сам заняться инженерными вопросами.
Он взял узлы приводов подкатушечников и моторы от модели 300, тонвал, блок головок и электронику от модели 400 и изготовил новое шасси для установки всех этих компонентов. Другой инженер, Джей МакКнайт (Jay McKnight) внес необходимые доработки в электронику. Они соединили это все вместе и поллучилась модель 350.
Частотный диапазон 30 to 15,000 cycles +/- 2 db @ 15ips (38.1 см/с)
- Signal to Noise 60 db
- Speed 7.5 & 15 or 3.75 and 7.5 ips (19.05 и 38.1 см/с)/(9.5 и 19.05 см/с)
- Motors 3
- Reels 10.5 inch
- Timing accuracy 0.2% rms @15ips
- Weight Trans 168 lb in console, Elect 36 lb - Solid state
- Price $2,720
Продано их было более 6000 шт.
Проекты с (кино)театральным звуком.
В 1953 году в Ampex обратился Майкл Тодд (Micheel Todd), глава Todd-AO с просьбой помочь создасть 6-и канальную систему магнитной записи — воспроизведения, которая использовала бы по три магнитных дорожки на каждой стороне 70-мм киноленты. Ampex вызов принял.
Координатором проекта стал Росс Снайдер (Ross Snyder). Он работал с инженерами и изготовиелями с целью определить, какое оборудование требуется разрабатывать, а также с самим Майком Тоддом на верхнем этаже помещения на Бродвее и в (кино)театре в Буффало, штат Нью Йорк. Там было установлено оборудование Ampex для проведения экспериментов. Было установлено, что аудиосистема Todd-AO должна иметь 5 заэкранных (или надэкранных, я сомневаюсь, что тогда проекционные экраны были акустически прозрачны)) громкоговорителей, которые создавали бы звуковую сцену и один канал должен быть использован для окружающих эффектов.
Тодд был убежден, что его система должна быть лучше любой другой, как по звуку, так и по изображению, включая систему Cinerama.
В тот же период возник еще один похожий проект. 20 Century Fox для процесса CinemaScope потребовался трехканальный стерео звук с четвертым каналом для эффектов.
В этом процессе использовалась кинолента 35 мм с перфорацией уменьшенного размера. Широкоэкранная картинка сжималась по горизонтали, и восстаналивалась при показе за счет специальной оптики устанавливаемой на обычный проектор 35 мм.
Большая часть оборудования для Todd-AO и CinemaScope была примерно одинакова. Но были и отличия.
Главным отличием был специальный адаптер (его назвали сэндвичем) для считывания магнитных дорожек на киноленте, и устанавливался этот адаптер на обычный проектор 35 мм.
Также нужно было изготовить специальные предусилители, усилители мощности акустику.
Работы было много, а времени очень мало. Поэтому к этому проекту подключили Чарли Гинзбурга (Charlie Ginsburg) и Рэя Долби (Ray Dolby), занятых в другом проекте.
Росс Снайдер (Ross Snyder) был менеджером и координатором обоих проектов, Todd – AO и CinemaScope.
Он контролировал установку оборудования Ampex в 45 (кино)театрах United Artists.
Первый фильм CinemaScope, The Robe был показан согласно расписанию в 45 театрах на Рождество.
Продолжение следует.