Какие времена – такие и нравы! По-моему, это истина, не требующая подтверждения: бывают времена, способствующие развитию лучшего в людях, а бывают, наоборот, вскармливающие худшее в них. Хотя, конечно, многое зависит от самого человека. Людям вообще-то свойственно приспосабливаться, устраиваться поудобнее в этом мире в любые времена, и часто это происходит за счет других людей. За примерами далеко ходить не надо – эти примеры можно приводить тысячами. Но бывает и другое, пусть и не часто, когда человек вдруг совершает бескорыстный поступок ради другого человека (людей, живых существ), при этом подвергая собственную жизнь опасности. Такой поступок обычно называют подвигом. Подвиг, на мой взгляд, это поступок под влиянием очень сильных эмоций, отключающих здравый смысл и механизм самосохранения, он совершается инстинктивно, это непреодолимый мгновенный порыв, которым человек не властен управлять. Подвиг не обязательно совершается в чрезвычайных условиях – место ему есть и в повседневной обстановке. Например, шел человек мимо и увидел, как кто-то тонет в реке, - бросился в воду и вытащил тонущего на берег; или увидел, как на балконе горящего дома плачет малыш – бросился в дом и вытащил ребенка из огня; или увидел, как в полынью провалилась собака – прополз по льду и вытащил бедное животное. Во всех этих случаях человек не думал ни о собственной безопасности, ни о том, что это не его родственник тонет в реке, не его ребенок плачет от страха на балконе, не его собака попала в полынью; он не думал и о собственных рисках утонуть в реке, сгореть в огне или провалиться под лед – он просто пришел на помощь другому, совершенно постороннему человеку или даже просто страдающему живому существу, в нужную минуту! Не сделай он этого, пройди мимо, эти посторонние погибли бы, но на жизни спасителя это бы никак не отразилось, наоборот, он бы избежал ненужных для него рисков, однако, к нашему общему счастью, есть еще люди, кто способен на подвиг ради спасения посторонних!
Но не зря я начала статью со слов о временах и нравах: к сожалению, в наше странное время, когда происходит девальвация многих понятий, понятие «подвиг» тоже не избежало этой участи. Если о ежедневном подъеме с постели в 7 утра для того, чтобы идти на работу, слово «подвиг» все же в большинстве случаев употребляется в ироническом смысле, то во многих вполне житейских ситуациях слово «подвиг» стало применяться на полном серьезе. И, насколько я понимаю современную трактовку понятия «подвиг», то под ним подразумевается малейшее отклонение поведения человека от следования исключительно собственным желаниям. Но некоторые пошли еще дальше, как, например, в недавно прочитанной мной статье из одного женского журнала, которая называется «Ты же мать! Подвиг материнства, который тебе навязали» (ссылка на статью будет в конце). Впрочем, нечто подобное я периодически встречают в комментариях к своим статьям.
Статья написана в духе современного феминизма, представляющего женщину как совершенно зависимое, внушаемое и безвольное существо, которое не способно ни понять своих желаний; ни определить собственные цели в жизни; ни разобраться в том, что для нее вредно, а что полезно; ни расставить правильно для себя приоритеты. Получается, что такая женщина способна жить только под чьим-то руководством, и, видимо, феминистки просто претендуют на то, чтобы заменить собой традиционных «поводырей» (родителей, мужа, «общество») для таких женщин. Но если родители, мужья, «общество», по мнению феминисток, диктуют таким женщинам, как надо жить, то феминистки просто ограничиваются указаниями, как жить не надо, и высказывают претензии к обществу, которое бесконечно должно женщинам за их «подвиг материнства».
Так в чем же этот «подвиг материнства» заключается? Если судить по указанной статье, то во всем: женщина рожает детей, потому что ей с детства внушили, что она будет несчастна, если останется бездетной; потому что, как только она подросла, «все» стали «капать ей на мозг», что она должна срочно родить ребенка, а когда она поддалась давлению и забеременела, то те же «все» стали убеждать ее, что надо было думать головой, прежде чем беременеть, и нечего удивляться, что ее тут же уволили с работы (потому что на работе не нужны ее больничные и пустая голова новоиспеченной мамаши); все над ней измываются, даже в роддоме, где она отныне именуется не Марьей Ивановной или Анной Петровной, а «мамочкой». Мало того, женщина сталкивается с «карательной гинекологией», то есть с «хамством, граничащим с моральным садизмом». Дальше ей предстоит еще больше «мучений»: неважно, как она родила (естественные роды, кесарево), для «всех» она заведомо родила неправильно, как и неправильно кормит младенца, независимо от выбора естественного или искусственного вскармливания. Но самое ужасное, что эти «все» хотят засадить новоиспеченную «мамочку» дома, почему-то не восторгаясь, криками голодного младенца и естественным вскармливанием ребенка на виду у всех в общественных местах, а, скорее, наоборот, порицая такую мамашу. Но самое страшное, что за все перенесенные мученья и ежечасно совершаемый «подвиг» никто женщину не похвалит и не погладит по головке. Да и вообще, никто из этих «всех» почему-то не рвется оказывать женщине помощь в ее повседневном «подвиге», что конечно несправедливо. А что еще хуже, так эти коварные «все» еще и обзываются, называя наших «героинь» «ову…ками» и «яжематерями». В общем, нехорошее наше общество срочно надо переделывать, так как оно откровенно измывается над нашими доверчивыми и послушными женщинами.
Но если посмотреть правде в глаза, то нет никакого повседневного «материнского подвига», как нет и «доверчивых и послушных женщин», которые выполняют всё, что им диктует «общество». Вернее, наверное, отдельные женщины с таким мышлением есть, но я убеждена, что их ничтожно мало, и таким действительно лучше выйти замуж за приличных мужчин, кто бы руководил ими в жизни и всем обеспечивал, так как они сами ни на что неспособны, а феминистки им вряд ли смогут в чем-то помочь. Но в большинстве своем эти «героини» являются или просто инфантильными особами, неспособными отвечать за свои поступки; или дамочками, которые набивают себе так цену – больше, по-видимому, нечем; или теми, кто, осознав, что его собственные желания совпадают с запросами государства, хочет от него больше льгот и привилегий. А еще среди них действительно встречаются эгоцентричные, плохо воспитанные и не уважающие других людей «яжематери», кто не считает, что должен ограничивать себя в каких-либо развлечениях, зато посторонние люди обязаны терпеть неудобства от присутствия этой «яжематери» с ребенком в общественных местах.
На самом же деле все описанные «страдания» и «подвиги» – это просто жизнь со всеми своими радостями и проблемами, и никакого подвига в том, чтобы родить и вырастить ребенка, нет, как нет никакого подвига в том, что родители поступаются своими желаниями ради детей. И еще. Сейчас женщины рожают детей только тогда, когда сами этого хотят, так что обвинение общества в том, что оно заставляет рожать – это ложь и лицемерие в данном случае. Женщины просто хотят жить полноценной и насыщенной жизнью, что часто включает в себя наличие семьи и детей в ней. И это нормально. Ну, а что касается одобрения от общества, то никто не знает, что это такое, так же, как не знает, а зачем женщине это одобрение так необходимо, что женщина жить без него не может.