О выставке...
В Москве, в залах Новой Третьяковки на Крымском валу открылась обширная выставка полотен наипопулярнейшего живописца 19 века Карла Брюллова. С полотнами Брюллова я хорошо знакома: они представлены в постоянных экспозициях Третьяковской галереи (Москва), Русского музея и Академии Художеств (Петербург) и всё же я поспешила посетить, увидеть еще раз давно полюбившиеся сюжеты и, конечно же, отметить для себя что-то новое. Выставка обещает показать полотна, хранящиеся в т.ч. и в частных собраниях.
Прежде, чем перейти к самим полотнам и вехам биографии мастера, хочется сказать спасибо организаторам выставки в Москве и отметить оригинальную идею оформления помещений выставочного пространства - скажем так "без избыточных обрамлений". Огромный зал зонирован на три тематических периода жизни и творчества Карла Брюллова - Рим, Москва, Петербург, а стены - глубокий матовый черный фон. А вот на фоне этих сдержанных стен акцентами полотна Брюллова в тяжелых резных рамах и ярких софитах.
Итак, начнем путешествие по залам..!
Все мы родом из детства...
Я не стану пересказывать всю биографию художника, отмечу лишь некоторые моменты, по сути предопределившие от части его жизненный путь:
- Карл Брюлло появился на свет в конце декабря 1799 года в семье французских протестантов (гугенотов), с 1685 года обосновавшихся в Люнебурге (Германия), а позже перебравшихся в Петербург. И дед, и отец Карла были художниками. Отец Карла был постоянно занят сам, заняты были и все его дети - Карл и его три брата - Александр, Иван, Павел, а также две сестры - Мария и Юлия.
- Именно отец приобщил 5-летнего Карта к рисованию, сначала животных в разных ракурсах, потом и людей... В 1809 году 10-летний мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где обучался на протяжении 12-ти лет, окончив Академию с золотой медалью в 1821 году. Все одаренные выпускники Академии поощрялись пенсионерской поездкой за границу.
- В августе 1822 года Карл Брюллов (а именно перед поездкой фамилия была русифицирована) отбывал в Италию, где он писал картины на исторические и религиозные сюжеты, а также увлёкся жанровой живописью.
Рим
Забегая вперед скажу, что нахождение в Италии подзатянется на долгие годы, это будет не просто пенсион на пару лет, а 13 лет жизни. Мне хочется, чтобы по возможности вы посетили выставку лично и определили своих фаворитов среди полотен Брюллова. Поэтому в этой статье я познакомлю вас лишь с некоторыми картинами живописца - с теми, что наиболее понравились мне...
Прежде всего мне приглянулись парные небольшие полотна религиозного содержания: Вечерня и Пифферари перед образом Мадонны, оба полотна созданы в 1825 году (вы только представьте им 200 лет !!!). Надо отметить, что проживая в Италии, благодаря "дружбе" с графиней Юлией Павловной Самойловой (урождённой Пален, 1803-1875), был знаком со многими представителями и итальянской, и российской аристократии. Про "дружбу" с графиней Самойловой мы поговорим отдельно... А пока... был знаком Брюллов с графом Павлом Карловичем Ферзеном (1800 - 1884), работал над портретом супруги графа - Ольги Павловны Ферзен (урожденной Строгановой). Обе работы долгие годы входили в богатейшую коллекцию полотен графа Ферзена, а в 1871 были выкуплены у графа Павлом Третьяковым
Кто такие пифферари?! А это бродячие музыканты в Италии, преимущественно пастухи, играющие на духовых инструментах вроде волынки. Именно их мы и видим перед образом. Вы посмотрите какие рамы у этих работ - это же самостоятельные произведения искусства...
Хорошо молодому художнику удавалось передавать настроение семейного портрета, если вы знакомы с его творчеством, то детей Брюллов перерисовал множество. Перед нами портрет княгини Гагариной Екатерины Петровны (урождённая Соймонова, 1790- 1873) с сыновьями - Евгением, Львом и Феофилом.
Удивительной судьбы была княгиня Гагарина... Будучи богатой невестой, Екатерина Петровна Соймонова была выдана замуж за князя Григория Ивановича Гагарина (1782—1837). Муж старше, успешен в карьере, внимателен и заботлив, супруги ладят, держат двери дома открытыми для светского общества, в семье появляются первые сыновья, но в 1813 году всё рушится. Причина - у князя появляется увлечение - красавица Мария Антоновна Нарышкина - мало того, что у красавицы есть законный муж, пикантнее, что Мария является давней фавориткой императора Александра I... Князь Гагарин будет отправлен в отставку, брак разрушен, но не расторгнут... В 1815 году супруги примиряться и под предлогом поправления здоровья, отправятся за границу, фактически на постоянное место жительства. С 1822 года судьба будет благоволить князю Гагарину - занимая должность посланника в Риме, он вернется на дипломатическую службу. В Италии семейство познакомится с Брюлловым, так на свет появится один из милейших семейных портретов...
В июле 1827 года Карл Брюллов отправляется из аристократического Рима в путешествие, ему интересна жизнь простого народа, он едет в Неаполь... Так появляются зарисовки, передающие повседневную жизнь и быт простых итальянцев, например эта - Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Ну, а самой известной картиной данного периода является Итальянский полдень, на картине представлена молодая женщина, занятая сбором винограда среди солнечного пейзажа. Работа отличается яркими красками и реалистичным изображением течения жизни южных регионов Италии. Сколько же шума наделала эта картина в 19 веке?!
Надо отметить, что Карл Брюллов достаточно быстро сыскал популярность, признание и востребованность, но несмотря на все заслуги, некоторые критики и даже постоянные почитатели таланта выразили своё недовольство работой...
- Так некоторые представители Академии художеств посчитали, что выбор темы - изображение обычной девушки, занятой простым трудом, - противоречит традициям высокого жанра исторической живописи. По их мнению, художник должен сосредотачиваться на героических или мифологических сюжетах, а не на повседневных сценах простолюдинов...
- Изображение молодой красивой женщины вызвало сомнения в моральной чистоте произведения. Некоторые зрители восприняли картину как проявление легкомысленности и непристойности, особенно учитывая откровенность позы и яркость красок, подчеркивающих красоту натуры. Не нашла понимания картина и при императорском дворе...
- Изображение сочли поверхностным - недостаточно глубоко раскрывает внутренний мир персонажа. Критиковалось отсутствие драматического напряжения или эмоциональной насыщенности сцены, которую традиционно ожидали видеть в серьезных художественных произведениях...
Карл Брюллов был, конечно, раздосадован столь резкой оценке его работы, совсем на этого он ожидал, отправляя работу в Петербург..., но писать из-за этого не перестал... Со временем картина получила широкую известность в мире и оставила значительный след в истории, прежде всего, русского изобразительного искусства, повлияв на формирование новых направлений в живописи 19 века.
Можно долго рассуждать изящна или нет изображенная Брюлловым девушка, соответствует она или нет «классическим идеалам» красоты..., но вы посмотрите КАК передан солнечный день и свет лучей, пробивающихся сквозь крону виноградника?! Насколько живой и реальной выглядит сама девушка!?...
Кстати, не каждый молодой художник мог похвастаться финансовой состоятельностью, а значит независимостью и правом выбора что/где/когда рисовать. А Карл Брюллов мог. Для представителей высшего общества 19 века возможность быть запечатленным на портрете кисти Брюллова имела огромное значение.
- Во-первых, портреты, выполненные рукой талантливого мастера, отличались высоким уровнем исполнения и глубиной психологического проникновения в характер моделей. Очень многие ценили возможность увидеть себя глазами такого признанного профессионала, чьи работы демонстрировали высокую степень правдоподобия и красоты.
Посмотрите сколько величия и внутреннего достоинства... Граф (с 1816) Карл Осипович [Андреевич] Поццо ди Борго1764-1842, французский, позднее русский военный и политический деятель корсиканского происхождения, дальний родственник и кровный враг Наполеона. В 40 лет поступил на русскую службу, генерал от инфантерии (1829), генерал-адъютант. Дольше, чем кто-либо в истории, занимал пост посла России во Франции (1814-1835). В 1835-1839 годах возглавлял посольство России в Лондоне.
- Во- вторых, получение портрета известного художника считалось знаком особого положения и престижа. Каждый член элиты стремился продемонстрировать свою значимость посредством обладания выдающимся искусством. Владеть таким произведением искусства означало принадлежать к определенному кругу лиц, разделяющих общие культурные ценности и предпочтения. Обладатели портретов могли гордиться ими, демонстрируя свое высокое положение и утонченный вкус.
А вот иной портрет по настроению - тихая мудрость в чуть печальных глазах человека живущего очень долгую жизнь... Архиепископ Тарентский (1744-1836), автор многих трактатов исторического и философского характера.
А таким себя увидел и оставил для истории Карл Брюллов в 1833 году...
В начале 1830 Карл Брюллов приступает к работе над заказом от семейства Демидовых на историческую тему. Работа длится в течение 3-х лет, и в 1833 году миру является монументальное полотно - шутка ли 4,5 на 6 метров ?!, посвящённое гибели Помпей...
С огромным успехом полотно экспонируется в Риме и в Милане, картину сравнивают с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана; а в 1834 году в Париже полотно получает большую золотую медаль и на корабле «Царь Пётр» отправляется в Санкт-Петербург... Демидовы щедрый род: Малахитовая ротонда была преподнесена царскому двору Демидовым-отцом, младший же из Демидовых - Анатолий Николаевич Демидов даровал императору Николаю I гибель Помпей Карла Брюллова... Полотно размещают на всеобщее обозрение в Эрмитаже...
Академия художеств сочла, что хотя своими достижениями художник заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника с «правом ношения мундира старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Почему так? Всё просто... формальной причиной отказа в звании профессора было соблюдение Устава Академии - Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе... Ходатайство Академии перед императором успехом не увенчалось, было велено следовать Уставу Академии, но император отметил Брюллова - был пожалован орден Святой Анны 3-й степени и подарен бриллиантовый перстень. Также художника желали видеть в России, при дворе...
Возвращение Карла Брюллова в Петербург через Москву состоялось в 1836 году...,но об этом в продолжении!
*) Все фото, использованные в статье, выполнены автором статьи.