Найти в Дзене

Карл Брюллов - живописец романтической эпохи. Глава I. Рим

В Москве, в залах Новой Третьяковки на Крымском валу открылась обширная выставка полотен наипопулярнейшего живописца 19 века Карла Брюллова. С полотнами Брюллова я хорошо знакома: они представлены в постоянных экспозициях Третьяковской галереи (Москва), Русского музея и Академии Художеств (Петербург) и всё же я поспешила посетить, увидеть еще раз давно полюбившиеся сюжеты и, конечно же, отметить для себя что-то новое. Выставка обещает показать полотна, хранящиеся в т.ч. и в частных собраниях. Прежде, чем перейти к самим полотнам и вехам биографии мастера, хочется сказать спасибо организаторам выставки в Москве и отметить оригинальную идею оформления помещений выставочного пространства - скажем так "без избыточных обрамлений". Огромный зал зонирован на три тематических периода жизни и творчества Карла Брюллова - Рим, Москва, Петербург, а стены - глубокий матовый черный фон. А вот на фоне этих сдержанных стен акцентами полотна Брюллова в тяжелых резных рамах и ярких софитах. Итак, начн
Оглавление

О выставке...

В Москве, в залах Новой Третьяковки на Крымском валу открылась обширная выставка полотен наипопулярнейшего живописца 19 века Карла Брюллова. С полотнами Брюллова я хорошо знакома: они представлены в постоянных экспозициях Третьяковской галереи (Москва), Русского музея и Академии Художеств (Петербург) и всё же я поспешила посетить, увидеть еще раз давно полюбившиеся сюжеты и, конечно же, отметить для себя что-то новое. Выставка обещает показать полотна, хранящиеся в т.ч. и в частных собраниях.

Прежде, чем перейти к самим полотнам и вехам биографии мастера, хочется сказать спасибо организаторам выставки в Москве и отметить оригинальную идею оформления помещений выставочного пространства - скажем так "без избыточных обрамлений". Огромный зал зонирован на три тематических периода жизни и творчества Карла Брюллова - Рим, Москва, Петербург, а стены - глубокий матовый черный фон. А вот на фоне этих сдержанных стен акцентами полотна Брюллова в тяжелых резных рамах и ярких софитах.

-2

Итак, начнем путешествие по залам..!

Все мы родом из детства...

Я не стану пересказывать всю биографию художника, отмечу лишь некоторые моменты, по сути предопределившие от части его жизненный путь:

  • Карл Брюлло появился на свет в конце декабря 1799 года в семье французских протестантов (гугенотов), с 1685 года обосновавшихся в Люнебурге (Германия), а позже перебравшихся в Петербург. И дед, и отец Карла были художниками. Отец Карла был постоянно занят сам, заняты были и все его дети - Карл и его три брата - Александр, Иван, Павел, а также две сестры - Мария и Юлия.
  • Именно отец приобщил 5-летнего Карта к рисованию, сначала животных в разных ракурсах, потом и людей... В 1809 году 10-летний мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где обучался на протяжении 12-ти лет, окончив Академию с золотой медалью в 1821 году. Все одаренные выпускники Академии поощрялись пенсионерской поездкой за границу.
  • В августе 1822 года Карл Брюллов (а именно перед поездкой фамилия была русифицирована) отбывал в Италию, где он писал картины на исторические и религиозные сюжеты, а также увлёкся жанровой живописью.

Рим

Забегая вперед скажу, что нахождение в Италии подзатянется на долгие годы, это будет не просто пенсион на пару лет, а 13 лет жизни. Мне хочется, чтобы по возможности вы посетили выставку лично и определили своих фаворитов среди полотен Брюллова. Поэтому в этой статье я познакомлю вас лишь с некоторыми картинами живописца - с теми, что наиболее понравились мне...

Прежде всего мне приглянулись парные небольшие полотна религиозного содержания: Вечерня и Пифферари перед образом Мадонны, оба полотна созданы в 1825 году (вы только представьте им 200 лет !!!). Надо отметить, что проживая в Италии, благодаря "дружбе" с графиней Юлией Павловной Самойловой (урождённой Пален, 1803-1875), был знаком со многими представителями и итальянской, и российской аристократии. Про "дружбу" с графиней Самойловой мы поговорим отдельно... А пока... был знаком Брюллов с графом Павлом Карловичем Ферзеном (1800 - 1884), работал над портретом супруги графа - Ольги Павловны Ферзен (урожденной Строгановой). Обе работы долгие годы входили в богатейшую коллекцию полотен графа Ферзена, а в 1871 были выкуплены у графа Павлом Третьяковым

ВЕЧЕРНЯ, холст, масло, 1825 год, из собрания Государственной Третьяковской галереи
ВЕЧЕРНЯ, холст, масло, 1825 год, из собрания Государственной Третьяковской галереи

Кто такие пифферари?! А это бродячие музыканты в Италии, преимущественно пастухи, играющие на духовых инструментах вроде волынки. Именно их мы и видим перед образом. Вы посмотрите какие рамы у этих работ - это же самостоятельные произведения искусства...

ПИФФЕРАРИ ПЕРЕД ОБРАЗОМ МАДОННЫ, холст, масло, 1825 год, из собрания Государственной Третьяковской галереи
ПИФФЕРАРИ ПЕРЕД ОБРАЗОМ МАДОННЫ, холст, масло, 1825 год, из собрания Государственной Третьяковской галереи

Хорошо молодому художнику удавалось передавать настроение семейного портрета, если вы знакомы с его творчеством, то детей Брюллов перерисовал множество. Перед нами портрет княгини Гагариной Екатерины Петровны (урождённая Соймонова, 1790- 1873) с сыновьями - Евгением, Львом и Феофилом.

ПОРТРЕТ Е.П. ГАГАРИНОЙ С СЫНОВЬЯМИ - ЕВГЕНИЕМ,ЛЬВОМ И ФЕОФИЛОМ, холст, масло, 1824 год, частное собрание Санкт-ПетерБург
ПОРТРЕТ Е.П. ГАГАРИНОЙ С СЫНОВЬЯМИ - ЕВГЕНИЕМ,ЛЬВОМ И ФЕОФИЛОМ, холст, масло, 1824 год, частное собрание Санкт-ПетерБург

Удивительной судьбы была княгиня Гагарина... Будучи богатой невестой, Екатерина Петровна Соймонова была выдана замуж за князя Григория Ивановича Гагарина (1782—1837). Муж старше, успешен в карьере, внимателен и заботлив, супруги ладят, держат двери дома открытыми для светского общества, в семье появляются первые сыновья, но в 1813 году всё рушится. Причина - у князя появляется увлечение - красавица Мария Антоновна Нарышкина - мало того, что у красавицы есть законный муж, пикантнее, что Мария является давней фавориткой императора Александра I... Князь Гагарин будет отправлен в отставку, брак разрушен, но не расторгнут... В 1815 году супруги примиряться и под предлогом поправления здоровья, отправятся за границу, фактически на постоянное место жительства. С 1822 года судьба будет благоволить князю Гагарину - занимая должность посланника в Риме, он вернется на дипломатическую службу. В Италии семейство познакомится с Брюлловым, так на свет появится один из милейших семейных портретов...

В июле 1827 года Карл Брюллов отправляется из аристократического Рима в путешествие, ему интересна жизнь простого народа, он едет в Неаполь... Так появляются зарисовки, передающие повседневную жизнь и быт простых итальянцев, например эта - Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

ДЕВУШКА, СОБИРАЮЩАЯ ВИНОГРАД В ОКРЕСТНОСТЯХ НЕАПОЛЯ, холст, масло, 1827 год, полотно из собрания Государственного Русского музея
ДЕВУШКА, СОБИРАЮЩАЯ ВИНОГРАД В ОКРЕСТНОСТЯХ НЕАПОЛЯ, холст, масло, 1827 год, полотно из собрания Государственного Русского музея

Ну, а самой известной картиной данного периода является Итальянский полдень, на картине представлена молодая женщина, занятая сбором винограда среди солнечного пейзажа. Работа отличается яркими красками и реалистичным изображением течения жизни южных регионов Италии. Сколько же шума наделала эта картина в 19 веке?!

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ, холст, масло, 1827 год, полотно из собрания Государственного Русского музея
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ, холст, масло, 1827 год, полотно из собрания Государственного Русского музея

Надо отметить, что Карл Брюллов достаточно быстро сыскал популярность, признание и востребованность, но несмотря на все заслуги, некоторые критики и даже постоянные почитатели таланта выразили своё недовольство работой...

  • Так некоторые представители Академии художеств посчитали, что выбор темы - изображение обычной девушки, занятой простым трудом, - противоречит традициям высокого жанра исторической живописи. По их мнению, художник должен сосредотачиваться на героических или мифологических сюжетах, а не на повседневных сценах простолюдинов...
  • Изображение молодой красивой женщины вызвало сомнения в моральной чистоте произведения. Некоторые зрители восприняли картину как проявление легкомысленности и непристойности, особенно учитывая откровенность позы и яркость красок, подчеркивающих красоту натуры. Не нашла понимания картина и при императорском дворе...
  • Изображение сочли поверхностным - недостаточно глубоко раскрывает внутренний мир персонажа. Критиковалось отсутствие драматического напряжения или эмоциональной насыщенности сцены, которую традиционно ожидали видеть в серьезных художественных произведениях...

Карл Брюллов был, конечно, раздосадован столь резкой оценке его работы, совсем на этого он ожидал, отправляя работу в Петербург..., но писать из-за этого не перестал... Со временем картина получила широкую известность в мире и оставила значительный след в истории, прежде всего, русского изобразительного искусства, повлияв на формирование новых направлений в живописи 19 века.

Можно долго рассуждать изящна или нет изображенная Брюлловым девушка, соответствует она или нет «классическим идеалам» красоты..., но вы посмотрите КАК передан солнечный день и свет лучей, пробивающихся сквозь крону виноградника?! Насколько живой и реальной выглядит сама девушка!?...

Кстати, не каждый молодой художник мог похвастаться финансовой состоятельностью, а значит независимостью и правом выбора что/где/когда рисовать. А Карл Брюллов мог. Для представителей высшего общества 19 века возможность быть запечатленным на портрете кисти Брюллова имела огромное значение.

  • Во-первых, портреты, выполненные рукой талантливого мастера, отличались высоким уровнем исполнения и глубиной психологического проникновения в характер моделей. Очень многие ценили возможность увидеть себя глазами такого признанного профессионала, чьи работы демонстрировали высокую степень правдоподобия и красоты.
ПОРТРЕТ ГРАФА КАРЛА АНДРЕЕВИЧА ПОЦЦО ДИ БОРГО, холст, масло, 1834 год, в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева
ПОРТРЕТ ГРАФА КАРЛА АНДРЕЕВИЧА ПОЦЦО ДИ БОРГО, холст, масло, 1834 год, в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

Посмотрите сколько величия и внутреннего достоинства... Граф (с 1816) Карл Осипович [Андреевич] Поццо ди Борго1764-1842, французский, позднее русский военный и политический деятель корсиканского происхождения, дальний родственник и кровный враг Наполеона. В 40 лет поступил на русскую службу, генерал от инфантерии (1829), генерал-адъютант. Дольше, чем кто-либо в истории, занимал пост посла России во Франции (1814-1835). В 1835-1839 годах возглавлял посольство России в Лондоне.

  • Во- вторых, получение портрета известного художника считалось знаком особого положения и престижа. Каждый член элиты стремился продемонстрировать свою значимость посредством обладания выдающимся искусством. Владеть таким произведением искусства означало принадлежать к определенному кругу лиц, разделяющих общие культурные ценности и предпочтения. Обладатели портретов могли гордиться ими, демонстрируя свое высокое положение и утонченный вкус.

А вот иной портрет по настроению - тихая мудрость в чуть печальных глазах человека живущего очень долгую жизнь... Архиепископ Тарентский (1744-1836), автор многих трактатов исторического и философского характера.

ПОРТРЕТ ДЖУЗЕППЕ КАПЕЧЕЛАТРО, АРХИЕПИСКОПА ТАРЕНТСКОГО, холст, масло, 1830-е годы, полотно из собрания Государственного Русского музея
ПОРТРЕТ ДЖУЗЕППЕ КАПЕЧЕЛАТРО, АРХИЕПИСКОПА ТАРЕНТСКОГО, холст, масло, 1830-е годы, полотно из собрания Государственного Русского музея

А таким себя увидел и оставил для истории Карл Брюллов в 1833 году...

АВТОПОРТРЕТ, холст, масло, 1833 год, полотно из собрания Государственного Русского музея
АВТОПОРТРЕТ, холст, масло, 1833 год, полотно из собрания Государственного Русского музея

В начале 1830 Карл Брюллов приступает к работе над заказом от семейства Демидовых на историческую тему. Работа длится в течение 3-х лет, и в 1833 году миру является монументальное полотно - шутка ли 4,5 на 6 метров ?!, посвящённое гибели Помпей...

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, 1833 год, из собрания Государственного Русского музея
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, 1833 год, из собрания Государственного Русского музея

С огромным успехом полотно экспонируется в Риме и в Милане, картину сравнивают с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана; а в 1834 году в Париже полотно получает большую золотую медаль и на корабле «Царь Пётр» отправляется в Санкт-Петербург... Демидовы щедрый род: Малахитовая ротонда была преподнесена царскому двору Демидовым-отцом, младший же из Демидовых - Анатолий Николаевич Демидов даровал императору Николаю I гибель Помпей Карла Брюллова... Полотно размещают на всеобщее обозрение в Эрмитаже...

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, 1833 год, из собрания Государственного Русского музея
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, 1833 год, из собрания Государственного Русского музея

Академия художеств сочла, что хотя своими достижениями художник заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника с «правом ношения мундира старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Почему так? Всё просто... формальной причиной отказа в звании профессора было соблюдение Устава Академии - Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе... Ходатайство Академии перед императором успехом не увенчалось, было велено следовать Уставу Академии, но император отметил Брюллова - был пожалован орден Святой Анны 3-й степени и подарен бриллиантовый перстень. Также художника желали видеть в России, при дворе...

Возвращение Карла Брюллова в Петербург через Москву состоялось в 1836 году...,но об этом в продолжении!

*) Все фото, использованные в статье, выполнены автором статьи.