Найти в Дзене
Майские книги

«Процесс» Франц Кафка. Абсурд и реальность.

Франц Кафка – это известный представитель модернизма в литературе. Его тексты могут быть непонятными, странными, тяжелыми. Его книги – это то, что при первом взгляде не разберешь. Они кажутся и абсурдными, и гениальными одновременно. И «Процесс» – одна из них. Если попытаться выделить в этой книге сюжет, то в центре его будет Йозеф К. и судебный процесс над ним. В его тридцатое день рождение на него заводят дело, и он оказывается под арестом. Но в чем его обвиняют – не ясно. Ему остается лишь предпринимать попытки разобраться в судебной системе, фокусируясь только на этом деле и отодвигая всю свою жизнь на второй план. Но насколько уместно искать в «Процессе» логически выстроенный сюжет, сказать сложно. Ведь сам Кафка писал свою книгу далеко не по порядку, главу за главой, страницу за страницей. Как известно, для начала он создал первую и последнюю главу, а остальные заносил в тетрадь, где хранились и другие его тексты. Потом он вырывал из этой тетради страницы с «Процессом» и распреде

Франц Кафка – это известный представитель модернизма в литературе. Его тексты могут быть непонятными, странными, тяжелыми. Его книги – это то, что при первом взгляде не разберешь. Они кажутся и абсурдными, и гениальными одновременно. И «Процесс» – одна из них.

"Процесс", Франц Кафка
"Процесс", Франц Кафка

Если попытаться выделить в этой книге сюжет, то в центре его будет Йозеф К. и судебный процесс над ним. В его тридцатое день рождение на него заводят дело, и он оказывается под арестом. Но в чем его обвиняют – не ясно. Ему остается лишь предпринимать попытки разобраться в судебной системе, фокусируясь только на этом деле и отодвигая всю свою жизнь на второй план.

Франц Кафка
Франц Кафка

Но насколько уместно искать в «Процессе» логически выстроенный сюжет, сказать сложно. Ведь сам Кафка писал свою книгу далеко не по порядку, главу за главой, страницу за страницей. Как известно, для начала он создал первую и последнюю главу, а остальные заносил в тетрадь, где хранились и другие его тексты. Потом он вырывал из этой тетради страницы с «Процессом» и распределял по фрагментам. Но между собой он их никак не упорядочивал. И, так как книги Франца Кафки увидели свет лишь чудом, благодаря его другу Максу Броду, который не прислушался к последнему желания своего друга и вместо того, чтобы сжечь его работы, опубликовал их, собирать «Процесс» воедино пришлось именно ему.

Вообще вклад Брода в книгу Кафки велик. Он даже был вынужден дописывать «Процесс», потому что писатель забросил свой роман в 1915 году, лишь раз безуспешно попробовав его дописать в 1916. Некоторые главы Кафки, однако, не вошли в финальное произведение. Например, «Сон Йозефа К.»

Макс Брод
Макс Брод

И все-таки, рассмотрим сейчас «Процесс» таким, каким он предстает перед читателями уже несколько десятилетий подряд. Полным символов и тайных смыслов.

На протяжение чтения «Процесса» мне казалось, что на главного героя и его процесс направлен прожектор с ярким светом, в то время как весь остальной мир – в тени. Такая концентрация внимания показала то, насколько судебное разбирательство способно поглотить человека. Йозеф не мог даже заниматься привычной работой из-за случившегося. Но мне очень не хочется придавать событиям этой книги прямое значение. Потому что, на мой взгляд, все здесь происходящее просто не может быть тем, чем оно кажется.

Поведение Йозефа во время проведения судебного процесс интересно и тем, как он все больше и больше теряет уверенность в своей невиновности. Дело стоит на месте, ничего не меняется, пожалуй, с самого момента его ареста. Но почему же тогда так заметны различия в его поведение между началом и концом истории? Дело его гнетет. Под его тяжестью Йозеф ослабевает. Он проигрывает всесильной, всепоглощающей судебной системе. Он понимает, что не может выступить против нее. Это тема «маленького человека». Явная и очевидная.

Сама же судебная система изображена Кафкой петляющими коридорами, длинными и запутанными. Люди, слабые перед ней, задыхаются также, как задыхался Йозеф, приходя в ее обители. Она окружает героя. Появляется из ниоткуда в воплощении самых разных людей и мест.

-4

Но несмотря на все, лично мне ближе немного другое восприятие этой книги. Безусловно, бюрократия и система здесь главные персонажи. Но вдруг можно заглянуть еще дальше. Вдруг «Процесс» – это аллегория всей нашей жизни? Жизни, в которой каждый может оказаться осужденным обществом или даже самим собой. Жизни, в которой это осуждение вынести может быть совсем нелегко, даже если сам ты невиновен. Сомневаясь в себе под гнетом молчаливого неодобрения, человек спокойно идет на собственную казнь, уже убежденный в совершенном преступлении.

«Процесс» позволяет придумывать себе самые разные трактовки. Это настоящее поле для размышления и анализа.

Книга, похожая на чей-то непонятный сон. Окруженная туманом странностей и загадок, символизма и абсурда. Но в которой угадывается настоящий мир и настоящие проблемы.

Больше книжной жизни в моем telegram канале