Найти в Дзене
ФирсовГоворит

как хорошо уметь читать...

Чтение – вот лучшее лечение? Чем нас привлекает чтение книг,  в то время когда многообразие различных видео материалов  изумляет и поражает? И наконец, что общего у чтения с таким на первый взгляд отдаленным от него понятием как психотерапия? Каждому из нас с детства знакомы две часто используемые фразы. Время – лучший доктор. И книга – лучший подарок. Отчего - то лично у меня при наслоении одной фразы на другую получилась третья – Книга – подарок доктора. О пользе чтения вообще много всего и написано и проговорено, но о книге как об инструменте психотерапии заговорили относительно недавно.  По моему убеждению, это связано с тем, что психотерапия как метод все более набирает популярность среди населения, расширяется понимание этого процесса, растёт число специалистов, декларирующих себя как психотерапевты. При этом отсутствие чёткого определения  понятия «психотерапия»  ведёт к появлению огромного количества разнообразных по смыслу и содержанию методик, объединённых одной целью – сдела

Чтение – вот лучшее лечение?

Чем нас привлекает чтение книг,  в то время когда многообразие различных видео материалов  изумляет и поражает?

И наконец, что общего у чтения с таким на первый взгляд отдаленным от него понятием как психотерапия?

Каждому из нас с детства знакомы две часто используемые фразы. Время – лучший доктор. И книга – лучший подарок. Отчего - то лично у меня при наслоении одной фразы на другую получилась третья – Книга – подарок доктора.

О пользе чтения вообще много всего и написано и проговорено, но о книге как об инструменте психотерапии заговорили относительно недавно.  По моему убеждению, это связано с тем, что психотерапия как метод все более набирает популярность среди населения, расширяется понимание этого процесса, растёт число специалистов, декларирующих себя как психотерапевты. При этом отсутствие чёткого определения  понятия «психотерапия»  ведёт к появлению огромного количества разнообразных по смыслу и содержанию методик, объединённых одной целью – сделать человека счастливым. Или, как минимум, вернуть ему душевный покой. О психотерапевтическом эффекте различных мероприятий сейчас говорят и пишут в основном те, кто эти методы проповедуют. Танцы, живопись, лепка из глины – во всех этих занятиях есть безусловная польза для психики человека, поскольку они как минимум отвлекают его от праздных и невесёлых мыслей, а во – вторых, дают выход его творческой энергии.  Но это лишь практика отвлечения от действительности. Заставьте человека с утра до ночи трудиться на полевых работах – это тоже своего рода польза для психики. Для этого вида деятельности даже название своё придумано « трудотерапия». Не удивлюсь, если в ближайшем будущем вдруг в ограниченном употреблении алкоголя тоже обнаружится психотерапевтический эффект. И будут какие-нибудь  «ошеломительные результаты» после его использования.

Однако, что же объединяет только что перечисленные мною занятия с психотерапевтическим эффектом? Только то, что человек  принимает активное участие в процессе, прикладывает труд, все это результаты конкретной физической деятельности. Чем же в этом случае отличается чтение? Ответ прост. Всем. Чтение не связано с активным физическим трудом, не вызывает мышечной усталости, это интеллектуальная деятельность в чистом рафинированном виде. Во время чтения мы не отправляем в окружающий мир результаты своего труда, мы наоборот черпаем из  него информацию, которую на данный момент считаем для себя наиболее интересной. При наличии хотя бы минимального воображения у читателя чтение может быть не просто интересным, а в буквальном смысле слова завораживающим. И это первое условие психотерапевтического эффекта от чтения – живой и неподдельный интерес к читаемой книге.

Наш век – это сугубо информационное пространство. В самом понятии «стресс», с которым в том числе  призвана бороться психотерапия, заложен принцип перегруза человека информацией, которая в огромном количестве и с определённой долей агрессии постоянно стучится в наше сознание и подсознание. В случае, когда мозг принимает объем информации, превышающий тот объем, который он не в силах переварить, он попросту блокирует так называемые излишки.  Именно поэтому, кстати, ребёнок, который долгие часы проводит за бесцельным блужданием по различным интернет – ресурсам не способен полностью переварить и обработать содержание школьных уроков и заданного на дом материала. Мозг подсознательно из общего количества полученных знаний выбирает те, которые ему наиболее близки. Выбирает что называется «пребывание в комфортной зоне».  Отсюда первый вывод – для терапевтического эффекта читаемой книги она должна быть нескучной и вызывать живой и неподдельный интерес. И, как следует из первого вывода, - уровень психотерапевтической книги прямо пропорционален уровню интеллекта того, кто эту книгу читает.

Теперь для полного понимания существующей гипотезы мы для себя постараемся понять в чем вообще состоит психотерапевтический эффект и к каким значимым последствиям качества жизни он нас может привести. Для того, чтобы ответить на этот вопрос наиболее объективно, я разговаривал с людьми, которые прошли у меня личную либо групповую терапию. Вопрос задавался один – что изменилось в вашей жизни? Люди, из числа  опрошенных практически  отметили для себя абсолютно новый подход к типичным жизненным ситуациям. Тем самым,  которые до сеансов вызывали тревогу, грусть, страх и некоторые иные деструктивные эмоции. То есть они получили для себя новый опыт, который существенно скорректировал их поведенческую стратегию, в которой раньше находились ложные установки, буквально отравляющие их психическое состояние.

Для полной картины я все же добавлю, что прежде чем получить этот новый опыт происходило избавление от травмирующего воспоминания, которое и являлось первопричиной изменений в психическом состоянии

Антон Фирсов