В мексиканском городке Малиналько, в 95 километрах от Мехико, находится монастырь августинцев XVI века Convento Agustino de Malinalco, главной достопримечательностью которого являются фрески, покрывающие весь нижний внутренний двор (клуатр).
Монастырь был основан примерно в 1540 году, вскоре после прибытия ордена августинцев в Новую Испанию. Расписывать его начали в последней трети XVI века.
Общая площадь росписей составляет около 825 м². Стены и потолки сплошь украшены изображениями растений, животных и священных символов. Выполненные в технике гризайли, фрески сохранились благодаря позднему известковому покрытию.
Росписи организованы в горизонтальные фризы и полосы. В центре каждой стены расположены гербы с монограммами Иисуса (IHS), Марии (MA) и ордена святого Августина, окружённые фантастической флорой: акантами, кустами, деревьями с экзотическими цветами и плодами, а также птицами и млекопитающими. Над гербами — латинские строки из Псалма 84 о стремлении к духовному убежищу.
Украшения включают гротески, геометрические орнаменты и пышные растительные мотивы, напоминающие стиль итальянского и фламандского Ренессанса. Некоторые изображения представляют местную флору и фауну (кактусы, колибри, опоссумы), другие — европейскую (акант, роза, виноград), часто в фантастическом сочетании.
Некоторые учёные предполагали, что эти фрески изображают рай — земной или небесный. Но в росписях нет привычных образов, таких как Адам, Ева, древо познания или сам Бог. Это говорит о том, что, скорее всего, монахи не пытались изобразить конкретный рай. Им важнее было показать прекрасный и гармоничный мир, созданный Богом, — как напоминание о Его силе и доброте.
На одной из стен есть особенно интересное изображение: монах-августинец рядом с фигурой смерти — скелетом с косой. Это напоминание о скоротечности жизни и важности духовной подготовки к загробному миру.
Фрески, вероятно, были созданы индейскими художниками, обученными при монастыре. Они работали под надзором монахов, используя европейские гравюры, книги и шпалеры как образцы для создания этой уникальной иконографической программы.
Таким образом, можно сказать, что фрески Малиналько — это свидетельство культурного синтеза XVI века: визуальная смесь европейских моделей, индейской техники и католического духа. Превосходя свою декоративную функцию, эти росписи становятся средством размышления о вере, красоте и знании в контексте евангелизации Новой Испании.
Источник: https://www.redalyc.org/journal/4769/476957378001/html
Подписывайтесь на нас в Дзене и узнавайте больше об орнаментах!
Мы Вконтакте: https://vk.com/art_of_ornament
Мы в Телеграм: https://t.me/art_of_ornament