В предыдущей заметке выложил рассказ Анатолия Климова "Теремок под снегом", опубликованный в 1935 году в декабрьском номере журнала "Уральский следопыт". И пусть сам "дозавенягинский" Норильск упомянут в рассказе лишь как конечный пункт поездки, в которую отправился автор, само повествование содержит массу важнейших описаний и упоминаний, напрямую относящихся к истории Норильска.
Но для начала несколько слов о самом авторе, которого в некоторых публикациях называют, ни много ни мало, "русский Джек Лондон"!
С супругой Вильгельминой Евстафьевной.
Биография Анатолия Матвеевича одновременно обычна и необычна для довоенного СССР. Родился в 1910 году, окончил среднюю школу, вступил в комсомол, активно включился в общественную жизнь и занялся журналистикой.
В сентябре 1931 года Климов, в числе ста молодых людей, откликнувшихся на призыв ЦК комсомола принять участие в организации экономического и культурного развития отдаленных районов Севера, отправляется осваивать Арктику. В своей автобиографии он рассказывает: «В Арктике, … делал все, что поручали: организовывал первые национальные Советы, организовывал колхозы, был редактором газет на ловле рыбы в море, летал вместе с тт. Молоковым, Водопьяновым, Головиным, Алексеевым на первых авиатрассах Севера».
В каждой норильской библиотеке была книга "Мы из Игарки" - сборник рассказов школьников Игарки, собранных и обработанных для публикации Анатолием Климовым.
В марте 1935 года Климов, будучи заведующим отделом Красноярского крайкома ВЛКСМ, улетает вместе с женой в очередную длительную командировку на Таймыр, в Дудинку и Игарку, в том числе и побывав в Норильске. Очевидно, что именно по материалам этой командировки и написан "Теремок под снегом". Хочется надеяться, что Климов успел написать и про Норильск, но увы, пока ничего подобного мне найти не удалось. Возможно, как пишут в некоторых биографических очерках о нём, Климов готовил большой сборник очерков о людях, работавших на Севере, который так и не вышел из печати. В 1937 Анатолий Климов был репрессирован и с мая по октябрь находился в заключении. Писателя освободили за неимением состава преступления, но на какое-то время запретили работать в больших городах. Здоровье писателя было подорвано, что позже обернулось инвалидностью, но Климов не только продолжил заниматься литературным трудом, но и являлся автором практически всех докладов для руководства Челябинского обкома партии, в том числе и для первого секретаря Челябинского обкома ВКП(б) Николая Патоличева. Умер Анатолий Матвеевич Климов 27 июня 1945 года.
Более подробно об Анатолии Климове можно прочитать по ссылке.
Теперь же предлагаю немного "подсветить" некоторые околонорильские моменты рассказа, тем более, что они представляются мне очень важными и содержательными.
Думаю, что ни для кого не является секретом стратегически важное значение наличия надёжной сухопутной связи между Дудинкой и Норильском. Летний вариант этого маршрута был преимущественно водным: из района села Дудинское по реке Дудинка поднимались до озера Боганида, пересекали озеро и по одной из рек, впадающих в озеро, поднимались до небольшого волока (примерно, 1.5 км по тундровой низине) из Енисейской в речной системы в систему Норило-Пясинскую. Об это нам напоминают сохранившееся название Вологочан (производное от волок, волочь), которое носят железнодорожная станция, небольшие речка и озеро.
Зимний маршрут был несколько быстрее и проще. Сначала основным транспортом были собачьи и оленьи упряжки, позже к ним добавились, сани-волокуши, запряженные лошадью, которую в дальнейшем в качестве тягловой силы заменили импортные трактора (первые привёз Урванцев в 1925-26 гг.), а затем и отечественные.
Традиционно, на расстоянии примерно суточного перехода друг от друга строились станки, которые представляли из себя одну-две небольших избы с примыкающими хозяйственными постройками. На станке путешественник мог переночевать в тепле, поужинать, узнать новости, уточнить дорогу, а утром снова отправиться в путь., т.е. примерно всё тоже самое, что в ямских и почтовых избах-станциях на русских трактах. В дожелезнодорожный период между Дудинкой и Норильском таких станков было два. На каждом станке с начала 1930х годов были, как минимум, изба и конюшня, которые обслуживались одной семьей, постоянно проживавшей на станке, был запас продуктов и дров. За каждым станком было закреплено по 24 лошади, ещё по 24 лошади, обслуживавших зимник, было отдельно назначено в самих Дудинке и Норильске.
В Норильском городском архиве сохранился приказ № 30 от 28.01.1936 г. "О разрешении проезда (обозами и тракторами, на попутных порожних подводах)":
Норильск-Дудинка 70 руб.
Норильск-Амбарная 20 руб.
Амбарная-Боганитка 30 руб.
Боганитка-Дудинка 23 руб.
Один станок находился возле уже упомянутого Боганидского озера (в рассказе он искажено назван Баганина, в документах встречается так же Боганитка, Богадицское), второй станок - в 23 км от Норильска у реки Амбарная.
Река Амбарная пересекает автодорогу и железнодорожную магистраль Дудинка - Норильск на её участке между Алыкелем и Кайерканом. Название реки не случайно и имеет прямое отношение к истории освоения Таймыра. Купцы и промысловики-промышленники в силу своего рода занятий часто пересекали Таймырский полуостров в различных направлениях. Вдоль наиболее постоянных маршрутов ими строились амбары - небольшие склады с продовольствием и припасами, которые будут необходимы в пути.
Что из себя в 1935 году представлял станок Амбарная весьма подробно, с рисунками-схемами самого автора описано в упомянутом рассказе "Теремок под снегом" Анатолия Климова.
Вскоре станок Амбарная станет лагпунктом Норильлага "Амбарная" - появятся мужские и женские бараки, медпункт, вышки охраны и ограждение из колючей проволоки.
На этой схеме второй половины 1940х годов бывшие станки отмечены как лагпункты Норильлага "Боганитка" и "Амбарная".
Пожалуй, единственным и очень косвенным напоминанием о бывшем станке является небольшой монумент на реке Амбарная - узкоколейный паровоз и копия старого железнодорожного моста. Это напоминание о событии, произошедшем 17 мая 1937 года, когда в районе реки Амбарная встретились отряды строителей из Дудинки и Норильска, завершив тем самым строительство узкоколейной железной дороги, связавшей порт и комбинат.
После заката эпохи Норильлага, на теперь уже железнодорожной станции Амбарная какое-то время проживали люди, скорее всего, несколько семей железнодорожников. Известно, что в 1954 г. существовал избирательный участок № 25. Центр избирательного участка - вагон-трасса. В избирательный участок входило население, проживающее в поселках Каларгон, Амбарная, Волгочан и Кайеркан.
На какой-то странной схеме 1980х годов с трудом можно отыскать даже саму реку Амбарная...
ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2024 ГОДЫ:
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год