Серия 2:Николай-учитель физики
4.Почему Николай решил работать учителем физики? 5.Как Николай пережил своё «паденье с кручи»? 6.Николай - уже учитель физики 7.Музыкальное продолжение
Почему Николай решил работать учителем физики?
В моём университетском дипломе значилось, что я получил специальность физика, физика-теоретика и учителя физики средней школы.
Как физик (строго по специальности) я работал в Днепропетровском химико– технологическом институте, ассистентом на кафедре физики, в 1963 году.
Как физик-теоретик (строго по специальности) я написал дипломную работу в Киевском Институте физики Академии наук в1961-2 годах. Её название мне нравится вспоминать и сейчас: «Интерференция резонансного и рэлеевского рассеяний гамма квантов ядрами твёрдого тела». Конечно, основным автором этой работы надо считать моего научного руководителя Ивана Петровича Дзюб. Но, всё же, именно он дал мне рекомендацию для поступления в аспирантуру, что положительно характеризует труд и самого студента–дипломника.
Но в аспирантуру я попал только в 1968 году, всё же использовав рекомендацию Дзюб И.П.. Это была аспирантура Днепропетровского горного института. Там же мною была написана и защищена в 1973 году диссертация кандидата технических наук, совершенно отличная по содержанию от дипломной работы. Это была работа по геомеханике. Её название: «Горное давление в капитальных выработках с учётом разрыхления и разупрочнения горных пород».
Но вот я стал внезапно безработным. Денег хватило бы только на 10 дней. У меня была уверенность, что найти за это время работу: ни в научно-исследовательском институте, ни в ВУЗ-е, - не удастся. Поэтому я и решил использовать свою специальность учителя физики средней школы.
Учителей физики не хватало всегда, и в те времена тоже. К тому же тогда относились отрицательно к работе учителей сверх ставки, что ещё больше увеличивало дефицит учителей физики. Но учебный год уже начался.
Надежд найти работу в самом Днепропетровске, да ещё и при моих непростых обстоятельствах, не было. Я обратился в областной отдел образования. Оттуда позвонили в один из районных отделов. Через пару дней я уже разговаривал с кадровиком в не очень большом шахтёрском городе в Днепропетровской области. Кадровик только вздохнул, посмотрев мою трудовую книжку, и попросил меня дать обещание, что буду работать в школе до конца учебного года. Я ему пообещал, что так и будет.
Как Николай пережил своё «паденье с кручи»?
На удивление спокойно. Причём на удивление самому автору этих заметок и его друзьям тех лет. Некоторые из них жили и работали инженерами в том же городе. И даже дети их учились сейчас у Николая. Так что Николай приходил иногда к ним в гости. Друзья говорили между собой: «Николай работает учителем физики так, как будто он работал учителем всю свою жизнь и раньше».
Николай никогда не считал себя выше окружающих людей. Когда он работал в ВУЗ-ах, то дружил и со студентами. Другим преподавателям и студентам это казалось странным. Но его друзья - студенты, очень свободолюбивые молодые люди, отвечали на это: «Ну и что, если преподаватель? Почему нам нельзя дружить с преподавателем?» Самого Николая, если друг-студент ещё учился в одной из его групп, беспокоила прежде всего нормальная обстановка внутри группы. Он предупреждал своего друга «Мне придётся относиться к твоим оценкам немного строже, чем к оценкам других студентов». Друзьям – это только нравилось: «Очень хорошо, а то уже говорят, что я – любимчик. Я им сам расскажу об этом нашем договоре. И пусть отстанут!»
Такой подход Николая к дружбе породил тогда дискуссию среди студентов, пример которой приведен ниже.
Один из студентов: "Что это за друг, который тебе на экзамене влепит двойку вместо тройки? От него надо просто держаться подальше!"
Второй студент: "Нет, мне это нравится! Если ты друг преподавателя, то должен и учиться хорошо по его предмету. А иначе это не дружба, в вообще не понятно что!"
Николай - уже учитель физики
А Николаю, кандидату технических наук, который стал тогда учителем физики, было просто очень хорошо и интересно. Прежде всего, он избавился от очень утомительной гонки, в которой перемешались: напряжённая научная работа; сложная преподавательская работа в Вуз-ах; туберкулёз почек; алкоголь и, связанные с этой зависимостью, постоянные стрессы.
Зарплаты учителя, работавшего только на ставку, едва хватало на обычные потребности жизни. Походы в рестораны сразу прекратились, Пить с шахтёрами из рабочих общежитий, где проживал в это время Николай, ему было совершенно неинтересно.
А ученики, дети-школьники, отогрели его душу. Он был хорошим физиком и старался, чтобы ребятам было интересно на его уроках. А за это они прощали ему некоторую жёсткость, которая объяснялась не столько характером, сколько отсутствием опыта работы в школе.
Прошёл учебный год, и Николай снова вернулся на свой обычный уровень работы, но уже далеко от своих родных мест. Впрочем, тогда это не имело большого значения: мы все жили в одной родной стране, в Советском Союзе!