Найти в Дзене
ЭраАвто

Когда проезд на желтый может ударить по карману: всё, что нужно знать водителю

Оглавление

Можно ли проезжать на желтый сигнал светофора, не рискуя заработать штраф? Вопрос кажется простой, но на деле всё вовсе не так однозначно. В правилах дорожного движения написано: вы можете проехать на желтый, лишь если вовремя притормозить вы просто не можете — иначе потребуется резкое, аварийное торможение. Однако на деле всё зависит вовсе не от ПДД, а…от практики применения правила на дороге.

Почему всё так непросто?

Фото: P A / Shutterstock / FOTODOM
Фото: P A / Shutterstock / FOTODOM

По информации Autonews.ru, эту тему проанализировал специалист — руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Он подтвердил: правила разрешают проехать на желтый, когда для безопасной остановки нужно будет экстренное торможение. В теории всё звучит логично — вы должны принять верное, сдержанное и точное суждение на дороге.

Но на деле всё получается иначе. В большинстве городов, за исключениями — такой уникальной области применения правила, как Москва — дорожные камеры просто «не видят» эту тонкость. Когда проезжающая машина покидает стоп-линию на желтый, алгоритмы всё равно расценивает это как правонарушение.

В чём заключается парадокс?

Шумский говорит: «Когда вы едете на зеленый и он начинает моргать, вы вовсе не должны делать резкое торможение. Однако, когда включаются желтый, вы должны принять точное и сметливое действие — вовремя притормозить, либо проехать, если другой путь опаснее. В ходе такого алгоритма всё зависит даже не от ПДД, а лишь от работы системы контроля на дороге».

Таким образом получается парадоксальная ситуация: правила одни, а на деле всё зависит лишь от технических особенностей применения штрафных алгоритмов.

Какие штрафные меры предусматривает КоАП?

Не секрет, что проезд на красный считается серьезнейшим правонарушениями, но и проезд на желтый может потянуть на ощутимые потери для кармана водителя.

Согласно статье 12.12 КоАП, штраф за проезд на желтый сигнал светофора составляет 1 500 ₽.

Когда нарушение совершается повторно в течение одного календарного года, наказание может вырасти до 7 500 ₽ либо привести к лишению прав на срок до полугода.

Какие регионы являются исключениями?

Не всё так мрачно. В столице правила применения ПДД отличаются — алгоритмы контроля проезда на желтый работают с другими критерями, позволяющими водителю избегать штрафа, если проезд был оправдан с позиции безопасности.

Таким образом, московские водители защищаются самой природой применения правила, что полностью расходится с практикой других городов и районов.

В чём заключается главная проблема?

Шумский резюмирует: «Таким образом, получается парадокс — правила единые, но на деле всё зависит лишь от региона и работы системы контроля».

Когда алгоритмы работают механистично, водителя наказывают даже при легальном проезде на желтый, что порою влияет на качество движения и провоцирует резкие торможения и аварии.

Какие изменения назрели?

Специалисты давно призывает перейти на единообразное применения правила на всех территориях. В идеале алгоритмы должны понимать контекст ситуации на дороге — скорость движения, дистанцию до стоп-линии и наличие других автомобилей. Тогда проезд на желтый будет расцениваться справедливо, с точкой зрения безопасности и ПДД, что снизит количество аварий и повысит доверие людей к правилам.

В итоге всё зависит не столько от самой буквы правила, сколько от практики применения. В городе с одними алгоритмами вы будете оштрафованы, даже проехав на желтый правильно, а с другими правила полностью на стороне водителя. Эти парадоксы нужно устранять, чтобы правила были едиными и справедливыми для всех.