Можно ли проезжать на желтый сигнал светофора, не рискуя заработать штраф? Вопрос кажется простой, но на деле всё вовсе не так однозначно. В правилах дорожного движения написано: вы можете проехать на желтый, лишь если вовремя притормозить вы просто не можете — иначе потребуется резкое, аварийное торможение. Однако на деле всё зависит вовсе не от ПДД, а…от практики применения правила на дороге.
Почему всё так непросто?
По информации Autonews.ru, эту тему проанализировал специалист — руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Он подтвердил: правила разрешают проехать на желтый, когда для безопасной остановки нужно будет экстренное торможение. В теории всё звучит логично — вы должны принять верное, сдержанное и точное суждение на дороге.
Но на деле всё получается иначе. В большинстве городов, за исключениями — такой уникальной области применения правила, как Москва — дорожные камеры просто «не видят» эту тонкость. Когда проезжающая машина покидает стоп-линию на желтый, алгоритмы всё равно расценивает это как правонарушение.
В чём заключается парадокс?
Шумский говорит: «Когда вы едете на зеленый и он начинает моргать, вы вовсе не должны делать резкое торможение. Однако, когда включаются желтый, вы должны принять точное и сметливое действие — вовремя притормозить, либо проехать, если другой путь опаснее. В ходе такого алгоритма всё зависит даже не от ПДД, а лишь от работы системы контроля на дороге».
Таким образом получается парадоксальная ситуация: правила одни, а на деле всё зависит лишь от технических особенностей применения штрафных алгоритмов.
Какие штрафные меры предусматривает КоАП?
Не секрет, что проезд на красный считается серьезнейшим правонарушениями, но и проезд на желтый может потянуть на ощутимые потери для кармана водителя.
Согласно статье 12.12 КоАП, штраф за проезд на желтый сигнал светофора составляет 1 500 ₽.
Когда нарушение совершается повторно в течение одного календарного года, наказание может вырасти до 7 500 ₽ либо привести к лишению прав на срок до полугода.
Какие регионы являются исключениями?
Не всё так мрачно. В столице правила применения ПДД отличаются — алгоритмы контроля проезда на желтый работают с другими критерями, позволяющими водителю избегать штрафа, если проезд был оправдан с позиции безопасности.
Таким образом, московские водители защищаются самой природой применения правила, что полностью расходится с практикой других городов и районов.
В чём заключается главная проблема?
Шумский резюмирует: «Таким образом, получается парадокс — правила единые, но на деле всё зависит лишь от региона и работы системы контроля».
Когда алгоритмы работают механистично, водителя наказывают даже при легальном проезде на желтый, что порою влияет на качество движения и провоцирует резкие торможения и аварии.
Какие изменения назрели?
Специалисты давно призывает перейти на единообразное применения правила на всех территориях. В идеале алгоритмы должны понимать контекст ситуации на дороге — скорость движения, дистанцию до стоп-линии и наличие других автомобилей. Тогда проезд на желтый будет расцениваться справедливо, с точкой зрения безопасности и ПДД, что снизит количество аварий и повысит доверие людей к правилам.
В итоге всё зависит не столько от самой буквы правила, сколько от практики применения. В городе с одними алгоритмами вы будете оштрафованы, даже проехав на желтый правильно, а с другими правила полностью на стороне водителя. Эти парадоксы нужно устранять, чтобы правила были едиными и справедливыми для всех.