Найти в Дзене
Петр Власов

«Фагот» против «Сабли» (04). Бои 1950 – 1951 гг.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: «Фагот» против «Сабли» (03). Модификации МиГ-15, воевавшие в Корее В боевых действиях в Корее на истребителях МиГ-15 сражались советский 64-й отдельный истребительный авиакорпус (состоявший из полков ВВС, ПВО и Тихоокеанского флота), а так же некоторые авиачасти Объединенной воздушной китайско-корейской армии (ОВД). Авиачасти советского корпуса базировались на аэродромах Аньдун, Мяочоу, Дапу и Дагушань. Советским летчикам категорически запрещалось действовать над морем за береговой чертой, и южнее линии Пхеньян-Вонсан. Но эти недоступные для 64-го корпуса районы «подчищались» китайскими и корейскими авиаторами. А основной район действий советской авиации американцы прозвали «Аллеей «МиГов». МиГ-15 прибыли в зону боевых действий в конце октября 1950 года в составе 151-й гвардейской истребительной авиадивизии; ее три авиаполка разместились на аэродромах Мукден (72-й Гв.ИАП), Аньшань (28-й Гв.ИАП) и Ляоян (139-й Гв.ИАП). Советские летчики были вынуждены скрывать свое пр
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: «Фагот» против «Сабли» (03). Модификации МиГ-15, воевавшие в Корее

В боевых действиях в Корее на истребителях МиГ-15 сражались советский 64-й отдельный истребительный авиакорпус (состоявший из полков ВВС, ПВО и Тихоокеанского флота), а так же некоторые авиачасти Объединенной воздушной китайско-корейской армии (ОВД). Авиачасти советского корпуса базировались на аэродромах Аньдун, Мяочоу, Дапу и Дагушань. Советским летчикам категорически запрещалось действовать над морем за береговой чертой, и южнее линии Пхеньян-Вонсан. Но эти недоступные для 64-го корпуса районы «подчищались» китайскими и корейскими авиаторами. А основной район действий советской авиации американцы прозвали «Аллеей «МиГов».

-2

МиГ-15 прибыли в зону боевых действий в конце октября 1950 года в составе 151-й гвардейской истребительной авиадивизии; ее три авиаполка разместились на аэродромах Мукден (72-й Гв.ИАП), Аньшань (28-й Гв.ИАП) и Ляоян (139-й Гв.ИАП). Советские летчики были вынуждены скрывать свое присутствие, так как официально СССР участия в войне не принимал. Всех пилотов переодели в корейскую форму без знаков различия и запретили вести радиопереговоры на русском языке. Каждому выдали русско-корейский разговорник с приказом выучить несколько «дежурных» фраз. Естественно, что даже в обычном полете давать и принимать команды на чужом языке было сложно, а в бою летчикам вообще поневоле приходилось переходить на «родной матерный»; так что противник прекрасно слышал, с кем он имеет дело…

В первый раз «МиГи» вступили в бой 1 ноября 1950 г.: летчик 72 Гв.ИАП ст.лейтенант Чиж сбил поршневой истребитель Р-51D «Мустанг», открыв счет побед МиГ-15 в Корее. В тот же день через несколько часов три МиГ-15 из 72-го Гв.ИАП встретились с десятью реактивными F-80 «Шутинг стар». Лейтенант С.Ф. Хоминич стремительно атаковал строй американцев, и сбил один F-80. Попытку других «Шутинг старов» преследовать Хоминича пресекла пара «МиГов» командира эскадрильи майора А.З. Бордуна.

-3

Американцы же утверждают, что этот потерянный F-80 якобы был сбит зенитным огнем. Они просто стараются замолчать успех советского летчика: ведь если признать потерю F-80 от огня «МиГа», то рухнет тщательно лелеянный ими миф о «первой в мире реактивной победе», вроде бы одержанной на F-80 американским летчиком Расселом Брауном 8 ноября. Но этот их разрекламированный на весь мир «подвиг» несостоятелен не только из-за более ранней победы Хоминича. По советским данным тот бой 8 ноября советских МиГ-15 из 72-го Гв.ИАП против группы истребителей F-80 в реальности закончился для американцев безрезультатно. Да, в схватке МиГ лейтенанта А.Е. Санина получил повреждения; но он вернулся в Мукден, и был отремонтирован. Вероятно, именно этот подбитый истребитель и записал себе в победу Рассел Браун…

Реальная же потеря первого МиГ-15 произошла 9 ноября в бою с полусотней палубных истребителей «Пантера», «Корсар» и штурмовиков «Скайрейдер», атакованных 18 «МиГами» из 139-го Гв.ИАП. Тогда «МиГам» удалось уничтожить шесть самолетов; три из них сбил командир 1-й АЭ Михаил Грачев. Но и сам Грачев в этом бою погиб…

Первые бои с авиацией противника показали, что МиГ-15 превосходит реактивные истребители американцев F-80 и F9F практически по всем параметрам. Смертельно опасным МиГ оказался и для основной ударной силы ВВС США - «Летающих супекрепостей» В-29. Так что в реальности американские самолеты - основа авиации Объединенных Наций – с появлением в зоне боев советских МиГов лишились безраздельного господства в воздухе, которым они обладали практически с самого начала Корейской войны.

-4

Считавшиеся до этого неуязвимыми тяжелые бомбардировщики В-29 впервые были сбиты 10 ноября. Ударная группа В-29 под прикрытием «Мустангов» прорывалась к Аньдуню, и была атакована восьмеркой МиГ-15 из 139-го Гв.ИАП; майор Г.И. Харьковский и лейтенант Ю.И. Акимов «завалили» каждый по «Летающие сверхрепости». А 6 декабря шесть «МиГов» капитана С.И. Науменко из 29-го Гв.ИАП уничтожили еще три В-29 ценой потери одного своего истребителя.

Неожиданно большие потери в личном составе и технике от действий МиГ-15 заставили американцев ускорить отправку в Корею новых истребителей F-84 и F-86А. Однако F-84 не смог существенно повлиять на обстановку в воздухе - его характеристики мало отличались от характеристик «Шутинг стар». Лишь появление в воздухе «Сейбров» F-86 спасло авиацию ООН от полного разгрома. В лице «Сейбров» «МиГи» получили достойного противника. С этого момента исход воздушных схваток решали подготовка пилотов и грамотное управление воздушным боем с земли.

-5

«Сейбрами» было вооружено спешно направленное в Корею 4-е крыло истребителей-перехватчиков (4 Fighter Interceptor Wing), состоявшее из 334, 335 и 336-й эскадрилий. Большинство их летчиков уже обладали боевым опытом, полученным в ходе Второй мировой войны. Доставленные в японский порт Йокосука на борту конвойного авианосца, 15 декабря 1950 г. первые F-86 перелетели на авиабазу Кимпо в Корее. А уже через два дня - 17 декабря 1950 года - произошла первая встреча «Сейбров» с МиГами: во время ознакомительного облета района реки Ялуцзян американцам встретилась четверка МиГ-15 из 29-го Гв.ИАП. В скоротечной атаке подполковник Брюс Хинтон (Bruce Hinton) из 336-й эскадрильи повредил один МиГ-15, и сбил другой. Правда, полноценным боем эту встречу назвать нельзя. Советские пилоты обнаружили противника первыми, но приняли их за «своих», и спокойно продолжили полет. Это и позволило американцам провести внезапную атаку: зайдя в хвост ничего не подозревающему звену МиГов, Брюс Хинтон сбил ведущего - майора Я.Н. Ефромеенко. Кстати, уже тогда Хинтон обратил внимание на удивительную живучесть советского истребителя - ему пришлось израсходовать почти весь боекомплект к своим пулеметам. Аналогичное мнение сложилось и у командира 334-й эскадрильи подполковника Гленна Иглстона (Glenn Т. Eagleston; ас Второй мировой войны - 18,5 побед), который в том бою так и не смог сбить самолет противника.

-6

«Ответка» пришла 21 декабря: командир 3-й эскадрильи 29-го Гв.ИАП капитан И.И. Юркевич звеном Миг-15 атаковал звено F-86, и несколькими попаданиями 37-мм снарядов оторвал у одного из «Сейбров» крыло (кого он сбил, информации нет). А на следующий день в воздухе встретились 8 МиГов и 8 «Сейбров». В завязавшейся схватке летчик 177-го ИАП Н.Е. Воробьев сбил F-86A капитана Лоуренса Бача (Lawrence V. Bach) из 335-й эскадрильи, а старший лейтенант С.М. Акулемко серьезно повредил еще один «Сейбр». Американцы же по возращении из полета заявили об уничтожении в том бою шести МиГ-15. Правда, на самом деле им в тот день удалось сбить только два МиГа; оба стали жертвами американских асов Второй мировой войны - Гленна Иглстона (18,5 побед) и Джона Меера (John С. Meyer — 24 победы).

-7

До конца декабря (по данным командования 4 FW) «Сейбры» выполнили 234 боевых вылета, провели 76 воздушных боев и заявили восемь побед при потере одного истребителя. Затем наземное наступление северокорейцев и китайцев вынудило «Сейбры» срочно покинуть Корею; последние истребители взлетали с аэродрома Кимпо уже под ружейным обстрелом неприятеля. Но в середине января благодаря мощному контрнаступлению своих войск F-86 вернулись, и впервые были использованы в качестве истребителей-бомбардировщиков. Правда, против ожидания, их боевой эффект оказался незначительным: для истребителя-бомбардировщика у «Сейбра» оказалась малой полезная нагрузка (они несли всего две неуправляемые ракеты), и слишком большая скорость полета. Снижала эффективность работы «Сейбров» в роли бомбардировщиков и сложность применения реактивных самолетов в горной местности; так что F-86 в этой роли оказался менее эффективным, чем F-80 и F-84. Тем не менее, «Сейбры» за январь совершили 158 вылетов на поддержку наземных войск.

Между тем продолжались и воздушные бои. 24 января 1951 года летчики 29-го Гв.ИАП совместно с пилотами 7-го ИАП ВВС КНР сбили 11 F-84 «Тандерджет», потеряв в том бою три МиГа. Затем 50-ю авиадивизию сменила в зоне боев 151-я дивизия. Самый крупный свой бой она провела 1 марта: перехватив бомбардировочную формацию, шедшую под истребительным прикрытием, советские летчики сбили три В-29 и один F-86. Кроме того, по американским данным в том бою еще десять В-29 получили повреждения, из-за которых еще три бомбардировщика разбились при посадке.

-8

Первые же схватки с советскими МиГами убедительно показали, что американцы потеряли безраздельное господство в воздухе Кореи. Это заставило их увеличить состав своих сил до 58 авиационных групп, а к июлю 1951 года в составе ВВС насчитывалось уже 87 авиационных крыльев. Увеличился и выпуск самолетов. Если в 1950 году среднемесячный выпуск составлял 130 машин, то к 1952 году он достиг 650. Корейская война привела к необходимости задействовать резервистов: из воевавших в Корее пилотов 82% были резервистами, а из 38 летчиков, добившихся титула асов, 15 пилотов были представители резерва ВВС.

По американским данным, за первые пять месяцев 1951 года «Сейбры» выполнили 3.550 боевых вылетов и по публикациям американской прессы одержали 22 победы. Однако доклады военных Конгрессу не стыковались с этими победными реляциями, и в Конгрессе была создана комиссия по расследованию истинных потерь ВВС США в Корее. Не менее показательно и то, что впоследствии работа этой комиссии была спущена на тормозах, а результаты ее расследования так и не были опубликованы…

Еще весной 51-го года в Северо-Западной Корее (к югу от реки Ялуцзян) оформилась знаменитая «Аллея МиГов» - зона ответственности и высокой активности советской авиации. Этот район представлял для американцев наибольшую опасность. Бои над «Аллеей МиГов» отличались скоротечностью и ожесточенностью. При примерном равенстве технических характеристик победитель определялся уровнем подготовки и храбростью летчиков.

-9

А к лету 1951 года командование авиации ООН стало отмечать значительно возросшую активизацию действий авиации противника – это в апреле в зону конфликта прибыли 324-я и 303-я истребительные дивизии под командованием трижды Героя Советского Союза генерал-майора И.Н. Кожедуба, и генерал-майора Г.А. Лобова. Их 11-месячное участие в Корейской войне стало периодом наибольших успехов 64-го корпуса. В воздушных боях 11, 17, 18 и 19 июня «Сейбры» понесли значительные потери (хотя американцы признавали потерю только двух F-86). Кроме того, 17 июня 1951 года легкий ночной бомбардировщик По-2 уничтожил на земле один F-86 и повредил еще восемь самолетов. Но наиболее успешным советские летчики считали свой первый бой с большой группой американских бомбардировщиков, состоявшийся еще 12 апреля 1951 г. В этот день более 50 (по американским данным, 39) В-29 под прикрытием около 80 истребителей шли на бомбардировку железнодорожного моста через р. Ялуцзян. Им на перехват поднялось от 36 до 44 МиГ-15, которые сбили 10 «крепостей» и два F-80; кроме того, еще несколько побед над В-29 и Р-84 не получили подтверждения. Потерь со стороны МиГ-15 не было; незначительные повреждения получили два МиГа, которые удалось отремонтировать и ввести в строй. Американские же отчеты представили эту схватку совсем по-другому: они заявили об уничтожении 11 МиГ-15 (7 из которых записали на счет стрелки с В-29), а свои потери представили только двумя сбитыми В-29…

Переломным же в борьбе МиГов с «супер-крепостями» В-29 стал бой, произошедший 30 октября. Тогда 21 «Суперфортресс» под прикрытием почти 200 истребителей направились для нанесения удара по корейскому аэродрому. На перехват этой группировки в воздух поднялись 44 МиГ-15 обеих дивизий. МиГи на пикировании парами прорвались сквозь истребительный заслон, заставив угрозой столкновения с американскими истребителями их отворачивать, и сбили 12 В-29 и 4 Р-84. Кроме того, многие «крепости» получили повреждения — практически каждый вернувшийся экипаж привез убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15. В историю ВВС США этот день вошел как «черный вторник». Его результаты так потрясли командование ВВС США, что после этого «Суперкрепостям» было запрещено совершать вылеты днем, и В-29 стали применять исключительно ночью, что резко снизило их боевую эффективность и уменьшило оперативные возможности по применению в войне в Корее.

-10

Не менее эффективно МиГ-15 боролись и со скоростными истребителями-бомбардировщиками противника. Так, 12 сентября 1951 года 80 МиГ-15 перехватили в районе между Анжу и Пхеньяном группу из 150 F-80, и сбили 15 самолетов противника. Доставалось не только американцам: например, 16 МиГ-15 подполковника С. Вишнякова в одном бою практически уничтожили австралийскую эскадрилью реактивных «Метеоров»: сбили 12 из имевшихся в ней 16 машин.

Потери истребительно-бомбардировочной авиации ООН в боях с МиГ-15 и от огня зенитной артиллерии заставили противника к концу 1951 года изменить тактику: F-80 и F-84 перешли к действиям небольшими группами в составе 4-8 самолетов. Так было легче незаметно подойти к цели; атака по возможности производилась с одного захода, бомбы сбрасывались в пикировании с высот 3.500-4.500 м, а пуск неуправляемых ракет производился на высоте 1.500-2.000 м, с выходом из атаки на высотах не менее 900 м. Все это снижало эффективность применения авиации. В конце концов, к середине 1952 года американцам пришлось начать перевооружение на «Сейбры» и истребительно-бомбардировочных подразделений.

НАЧАЛО: «Фагот» против «Сабли» (01). Корейская война

ПРОДОЛЖЕНИЕ: «Фагот» против «Сабли» (05). Бои 1952 – 1953 гг.

Список других статей «Сборной солянки разных отвлеченных тем» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории