Ах, какие же это были времена! Первое мая в Советском Союзе – это был не просто праздник, это было настоящее торжество, которое объединяло всю страну от Калининграда до Владивостока. Я помню эти дни как самые яркие моменты года, когда вся наша огромная страна становилась одной большой семьей.
Готовиться к Первому мая мы начинали задолго до самого праздника. В апреле на предприятиях, в школах, институтах начинали репетировать. Помню, как мы в нашем цехе на заводе недели за две до праздника собирались после работы, чтобы отрепетировать, как пойдем в колонне, кто какой транспарант понесет, кто будет нести портреты руководителей.
В магазинах появлялись красные флаги, ленты, значки. Хозяйки готовились к праздничному столу – закупали продукты заранее, потому что знали: в праздничные дни в магазинах будет не протолкнуться. Дети в школах разучивали песни, готовили рисунки на тему мира и труда.
Особая суета царила в домах культуры и клубах. Там готовили концерты, украшали залы, репетировали художественная самодеятельность. Помню, как наша соседка тетя Клава неделями готовила костюм для танца "Калинка" – шила, перешивала, примеряла.
Первое мая начиналось рано. Хотя это был выходной день, вставали мы в шесть утра. По радио уже с раннего утра звучали праздничные песни: "Вставай, страна огромная", "Широка страна моя родная", "Песня о родине". Эти мелодии создавали особое настроение – торжественное и радостное одновременно.
Завтракали быстро, но обязательно всей семьей. Мама обычно готовила что-то особенное – блины или оладьи, чай с вареньем. Одевались в самые лучшие наряды. У мужчин это был обязательно костюм, белая рубашка, галстук. У женщин – лучшее платье, часто красного цвета, обязательно украшения. Дети тоже наряжались как на праздник – девочки в белых фартучках и с бантами, мальчики в костюмчиках.
Главным событием дня была, конечно, демонстрация. Это было не просто шествие – это было настоящее народное гуляние, парад единства. Собирались мы у своих предприятий, школ, институтов. Помню, как мы, рабочие нашего завода, собирались у проходной уже в восемь утра, хотя колонна должна была выступить только в десять.
Атмосфера была удивительная! Люди улыбались, смеялись, обнимались. Кто-то приносил гармошку, и мы пели песни. Дети бегали между взрослыми с воздушными шариками красного цвета. Активисты раздавали флажки, значки с портретами Ленина, Сталина, позже – других руководителей.
Колонны были огромные! Наш завод выставлял колонну человек в тысячу, а то и больше. Впереди шли руководители предприятия с большими портретами, за ними – ветераны войны и труда, потом – рабочие цехов, молодежь, семьи с детьми. У каждой группы были свои транспаранты: "Слава КПСС!", "Мир - труд - май!", "Да здравствует дружба народов!", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
Когда колонна наконец трогалась, начиналось самое захватывающее. Мы шли по главной улице города под звуки духового оркестра. Музыка была торжественная – "Интернационал", "Марш энтузиастов", "Священная война". У многих на глазах выступали слезы – от гордости, от чувства единения с народом, от ощущения причастности к великому делу.
По сторонам улицы стояли зрители – те, кто по разным причинам не участвовал в демонстрации. Они махали руками, кричали "Ура!", подпевали нашим песням. Балконы домов были украшены красными флагами, из окон свешивались транспаранты с праздничными лозунгами.
Особенно трогательно было, когда мы проходили мимо трибуны с местным руководством. Там стояли секретари райкома партии, председатели исполкомов, директора крупных предприятий. Они махали нам руками, и мы чувствовали, что нас видят, что мы важны, что наш труд ценят.
Детей на Первое мая было особенно много. Школьники шли отдельными колоннами со своими учителями. У них были особенно красивые транспаранты – часто сделанные своими руками, с рисунками голубей мира, серпа и молота, красных гвоздик. Дети несли воздушные шары, флажки, цветы.
Молодежь была самая активная часть демонстрации.
Студенты и комсомольцы пели громче всех, у них были самые креативные лозунги. Помню, как студенты нашего политехнического института несли огромный макет спутника – это было в конце 50-х, после запуска первого спутника. Все ахали и показывали пальцами.
Пионеры шли в своих красных галстуках, стройными рядами, с барабанами и горнами. Их готовили особенно тщательно – они должны были показать, что советская молодежь растет достойной сменой старшему поколению.
После официальной части начиналась неформальная. Люди расходились по паркам, скверам, домам культуры. Везде играла музыка, работали аттракционы, продавали мороженое и газированную воду. В парках устраивались концерты самодеятельности – пели хоры, выступали танцевальные коллективы.
Семьи собирались дома за праздничным столом. Обязательными блюдами были салат оливье, селедка под шубой, жареная курица или утка, торт "Наполеон" или "Прага". Мужчины выпивали водку или коньяк, женщины – вино или шампанское. Дети получали сладости и подарки.
Вечером во многих городах устраивались народные гуляния с танцами под открытым небом. Играли духовые оркестры, люди танцевали вальс, фокстрот, польку. Молодежь предпочитала более современные танцы – твист, рок-н-ролл, хотя официально это не очень одобрялось.
В сталинские времена Первое мая было особенно торжественным и строгим. Все было четко регламентировано, никаких отступлений от сценария не допускалось. Портреты Сталина несли в каждой колонне, лозунги были исключительно политические.
При Хрущеве праздник стал более раскованным. Появились лозунги о мире, о дружбе народов. Больше внимания уделялось достижениям в космосе, науке, технике. Люди стали чувствовать себя свободнее, больше смеялись, шутили.
В брежневские времена Первое мая стало традицией, привычкой. Люди участвовали в демонстрации скорее по инерции, чем по убеждению. Но атмосфера праздника сохранялась – это было время встреч с друзьями, коллегами, соседями.
В союзных республиках Первое мая приобретало национальный колорит. В Грузии колонны украшались виноградными лозами, люди были одеты в национальные костюмы. В Украине несли венки из цветов, пели украинские песни. В среднеазиатских республиках демонстранты шли в традиционных халатах и тюбетейках.
Но везде звучали одни и те же лозунги на русском языке, везде несли портреты руководителей СССР, везде пели "Интернационал". Это подчеркивало единство многонационального Советского Союза.
Для большинства граждан Первое мая было долгожданным выходным днем и возможностью отдохнуть после долгой зимы. Несмотря на официальный характер, праздник действительно любили - он ассоциировался с наступлением весны, началом дачного сезона и просто с возможностью провести время с семьей и друзьями.
Первое мая оставалось важным праздником вплоть до распада СССР в 1991 году и до сих пор отмечается в России как День Весны и Труда.
Подписывайтесь на наш канал, буду радовать вас новыми статьями и архивными фотографиями!