С удивлением замечаю, что очень многие люди вообще даже не представляют разницу между мусульманами-шиитами да мусульманами суннитами. Между тем, понимать эту разницу очень важно, друзья мои. Особенно в нынешней политической ситуации.
- Итак, рассказываю. Прежде всего, скажу сразу: я не богослов и не теософ, особо глубоко разницы показать не могу. Да и не нужно сие, уверен. А также не желаю никого из верующих задеть или обидеть. Я просто решил высказать свое собственное видение данного вопроса. Максимально простое по смыслу.
Отмечу, что вообще шииты и сунниты довольно между собою близки по вере. Куда более, нежели, скажем, православные и католики. И шииты, и сунниты одинаково почитают один Коран, совершают хадж (паломничество) в Мекку, раздают саддаку - милостыню. Отмечают одни и те же праздники - Ид-аль-Фитр (Ураза-Байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Но есть и различия...
Как разделились шииты и сунниты
Итак, начну с того, что шиитов ныне меньшинство - всего 20% от всех мусульман. Суннитов - куда более - остальные 80%.
Разделятся шииты и сунниты начали еще в 632-м году нашей эры. Когда ушел не оставивший преемников пророк Мухаммад. И между мусульманами горячо возник вопрос о продолжателе его дела - Халифе.
Одни мусульмане говорили:
- Новым халифом может стать любой уважающий себя верующий мужик, которого нужно выбирать всей уммой (исламской общиной). Это будет Абу-Бакр, тесть пророка Мухаммада.
Другие парировали:
- Нет, наследовать Пророку может лишь его главный кровный родственник-мужчина - двоюродный брат, зять Али ибн Абу-Талиб, муж его дочери Фатимы.
Последние и стали шиитами (от арабского слова شيعة, - шиа - «сторонники» - т.е сторонники Али). А такой спор в 650-е годы н.э привел к первой в истории исламского мира гражданской религиозной войне, в которой сам Али, кстати, был предательски убит. Ислам окончательно разделился на 2 лагеря...
Шииты не признают первых 3-халифов, если что.
Имамы у суннитов и шиитов
Шииты по сей день уверены:
- Руководить исламской уммой (общиной) могут лишь потомки Фатимы и ее мужа, Праведного халифа Али. То есть сейды. Это право за ними закреплено Аллахом. Лишь они могут становиться священнослужителями-имамами, только они могут Коран толковать верно.
- Сейды для шиитов безгрешны и практически святы. Носят как отличительный символ черные чалмы. Кстати, шииты вообще не любят других головных уборов, в отличие от суннитов - никаких, скажем фесок не надевают на голову.
Сунниты же в имамы посвящают любых хорошо знающих ислам мужчин, ученых знатоков Сунны - особой книги о прижизненных деяниях пророка Мухаммада, продиктованных им правилах и устоях. Отсюда же и название толка - сунниты. Хотя вообще имамы для суннитов это, образно выражаясь, лишь заведующие мечетями. Грешные ровно также как любые другие люди в нашем подлунном мире.
Шииты же Сунну не признают: мол, составлена была еще до Али. Да и вообще считают, что любые священные книги нужно толковать, а не воспринимать буквально. Кроме того, полагают, что Коран сунниты сфальсифицировали: убрали оттуда строки об имаме Али.
- Шиитская версия ислама часто ныне именуется "персидской". Ведь большинство верующих шиитов это жители либо Ирана, главного форпоста шиизма. Либо же переживших сильное иранское влияние сопредельных стран - Азербайджана, южного Ирака, Афганистана (хазарейцы), Бахрейна.
В России шиизму следуют несколько горских (татских да лезгинских) селений на юге Дагестана, тоже - персидское влияние.
Разные шахады
Шииты и сунниты немного по-разному произносят Шахаду: главный столп веры ислама. Сунниты говорят:
«Ля иляхэ иллял-лах, Мухаммадун расулюл-лах» (Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад - посланник его).
Шииты же к этому добавляют свое сокровенное:
«Уа Алийун валийуЛлях» («и Али – наместник Аллаха»).
Аятоллы
Есть у шиитов и особые богословы (муджтахиды) - аятоллы (буквально «знамение Аллаха»). Ученые-судьи (улемы) и знатоки исламского права, прошедшие специальное обучение не менее 20 лет.
Аятоллы считаются экспертами в исламоведении, праве, мусульманских этике и философии. Считаются представителями «скрытого имама» (Мухаммада аль-Махди), скажем так, замами его до возвращения в мир. Наиболее авторитетные из них зовутся Великими аятоллами.
Отличие в праздниках
Шииты и сунниты по-разному отмечают, например, исламский праздник Ашура. Для суннитов это время благодарения Аллаху за спасения пророка Мусы (Моисея) от воинов египетского фараона. На Агура можно держать пост.
Для шиитов же Ашура - траурное время убийства в 680-м году их имамов. Устраивают траурные мероприятия - тазия. Нередко кое-где перестающие даже в самое настоящее прилюдное самобичевание - шахсей-вахсей.
Имам Махди
Шииты и сунниты верят в приход в конце времен последнего Праведного имама Махди. Но для шиитов здесь более конкретно его описание: то будет родившийся из бока матери человек, что накажет грешников, принесет новый Коран и новый Шариат.
Особые места для паломничества
У шиитов имеется и собственный список мест паломничества, кроме общеисламских Мекки да Медины. Это, например, священный город Кербела в южном Ираке, где некогда от руки врагов пал почитаемый шиитами имам Хуссейн, сын Али.
Разница в намазах
Шииты и сунниты совершают молитву (намаз) 5 раз в день. Но шииты полуденный намаз совмещают с послеполуденной, а вечернюю - с ночной. Потому говорят, что шииты будто бы молятся Аллаху только трижды за день.
- Совершая намаз, шииты на свои молитвенные коврики кладут в качестве символа особый камень или глиняную плитку (мухр), будто бы прикасаясь к земле - именно так ведь еще первые мусульмане полторы тысячи лет назад молились.
Шиитский намаз также совершается с опущенными и прижатыми по бокам руками. Сунниты при молитве руки на груди скрещивают.
Отличие в мечетях
Шииты и сунниты технически могут молиться в одной мечети. Хотя все же обычно мечети в исламе делятся на шиитские и суннитские. При этом на шиитских не увидеть знаменитого полумесяца. Здесь свои знаки - например, рука Фатимы.
Временный брак
У шиитов существует так называемый «мута» - временный брак, что заключается между мужчиной и женщиной хоть всего на пару часов. Во избежание, так скажем, прелюбодеяния. У суннитов же мута обычно запрещен.
***
Любопытный момент еще вот такой. Шииты между собой тоже здорово делятся: есть двунадесятники, алавиты, зейдиты, иснаашариты, исмаилиты-низариты и другие течения шиизма.
Шииты и сунниты друг друга недолюбливают, мягко скажем. Сунниты считают шиитов своего рода еретиками-идолопоклонниками, что нарушают целостность исламской уммы.