Найти в Дзене
Sky Cargo Service

Россия — Индонезия: торговля и сотрудничество

Оглавление

Как развиваются отношения России и Индонезии в условиях санкционного давления и подъема Америкой импортных пошлин. Какие инвестиционные проекты открыты в Индонезии? Какие товары Россия и Индонезия поставляют друг другу и на что растет спрос? Как привезти груз, и что следует знать о таможне в Индонезии?

Индонезия — общий обзор

Индонезия — крупнейшее островное государство в мире, расположенное в Юго-Восточной Азии. В ее состав входит 17 804 острова общей площадью около 1,9 млн км². По оценкам на май 2025 года, численность населения Индонезии — 285,4 млн человек.

При такой разбросанности территории страны очевидно, что логистика — больной для нее вопрос, а снижение доли затрат на нее в стоимости товаров — один из важнейших приоритетов.

В последние годы Индонезия активно инвестирует в развитие логистики и транспортной инфраструктуры. По данным Центрального статистического агентства Индонезии (BPS), этот сектор стабильно опережает общий экономический рост страны. Прогнозируется, что в 2025 году он вырастет на 12,53%.

-2

В 2024 году на расширение автомагистралей, железнодорожных сетей и модернизацию портов было выделено 422,7 трлн индонезийских рупий.

Тем не менее пока стране приходится преодолевать значительные трудности. Согласно Индексу эффективности логистики (LPI) Всемирного банка, в 2023 году страна опустилась на 63-е место с 46-го в 2018 году. И, хотя расходы на логистику снизились с 24% ВВП в 2012 году до 14,29% в 2022-м, они остаются выше, чем у региональных конкурентов. Правительство стремится к их снижению до 8% ВВП к 2045 году. Что для этого делается?

Вложения в инфраструктуру транспорта

Проводится модернизация портов, в том числе внедрение цифровых платформ (например, Samudera Connect) для отслеживания грузов и автоматизации таможенных процедур.

Программа «Морской мост» (Sea Toll Program) действует с 2015 года и в 2024-м охватывала 39 маршрутов, обслуживающих 114 портов. Она направлена на:

  • улучшение связности территории страны
  • снижение затрат на основные товары, в особенности для жителей отдаленных регионов
  • устранение дисбаланса в уровне жизни на больших и малых островах.

Цифровизация логистики

Запущена Национальная логистическая экосистема (NLE) цифровая платформа, которая объединяет логистические услуги, оптимизируя процессы и сводя к минимуму дублирование. Специализированные логистические центры (PLB) для хранения и обработки импортируемых и экспортируемых товаров под таможенным надзором позволяют снизить затраты (об этом сообщают 75% компаний) и ускорить процессы (отмечают более 80%) по сравнению с обычным импортом.

Внедряются блокчейн и IoT для прозрачности цепочек поставок. Например, Samudera Indonesia использует блокчейн для отслеживания контейнеров, что снижает риски потерь на 20%.

Оптимизация маршрутов доставки с помощью искусственного интеллекта позволяет сократить время перевозок на 15% (пример DHL в Индонезии).

В 2024 году в городе Бекаси открылся первый в стране «умный» склад с поддержкой 5G.

Однако, разбросанность территории страны приводит к неравномерному распределению инноваций. Передовые технологии активно внедряются в Большой Джакарте, распространению же в других регионах мешает нехватка квалифицированных кадров.

Изменения и перспективы в логистике Индонезии

-3

Сдвиг в сторону B2B-логистики

В 2025 году 60% рынка логистики Индонезии занимают корпоративные решения, e-commerce уступила лидирующие позиции. Ведущие компании, обслуживающие электронную торговлю, радикально пересматривают организацию бизнеса, применяя новые подходы:

🔹 Консолидация грузов. ASSA объединяет мелкие грузы в контейнеры через платформу Cargoshare, снижая стоимость на 30%.

🔹 Холодные цепи. ASSA и Ninja Xpress развивают инфраструктуру для перевозки скоропорта.

🔹 Специализированные услуги:

  • ASSA внедряет Halal-сертифицированную логистику.
  • J&T Express создала специальное подразделение для перевозки тяжелых грузов.
  • Ninja Xpress предлагает оптовые программы пополнения запасов в розничной торговле.

При этом новые участники B2B рынка должны конкурировать с признанными поставщиками логистических услуг B2B и традиционными экспедиторами, вкладывая значительные средства в инфраструктуру и технологии.

Усиление роли страны в глобальных цепочках поставок

Индонезия позиционирует себя как хаб для Юго-Восточной Азии:

  • По соглашениям с США и ЕС Индонезия инвестировала $698 млн в логистическую инфраструктуру для интеграции в международные сети.
  • Производство аккумуляторов в проектах с участием Tesla и CATL требует развития мультимодальных перевозок (морские + ж/д) для экспорта продукции.
  • Вступление в БРИКС и расширение сотрудничества с Россией дает новый толчок для привлечения инвестиций в логистическую инфраструктуру Индонезии.

«Зелёная» логистика

Правительство стимулирует использование экологичного транспорта:

  • Стартует исследование применения зеленого водорода в паромном и пограничном флотах на востоке Индонезии. Цель — замена дизеля на гибридную систему из водорода и аккумуляторов, что позволит существенно сократить выбросы в секторе морских перевозок
  • Портовую спецтехнику — краны, погрузчики — постепенно переводят на электроэнергию из возобновляемых источников
  • Проводится массовая электрификация грузового транспорта: внедрение электробусов, фур и коммерческих автомобилей (реализуются проекты BYD и Mitsubishi)
  • Сухопорт в Чикаранге, расширяющий главный порт страны Танджунг Приок, перевозит контейнеры по железной дороге. Это сократило грузовые пробки на дорогах до ~30%, снизило потребление топлива и выбросы CO₂, сэкономив примерно 190 млрд IDR (~€11 млн) в год.
  • Создан Национальный логистический экосистемный портал: объединены таможенные, портовые и транспортные данные (INSW, Inaport, CEISA), что улучшает координацию, снижает холостой пробег и ускоряет оформление, что в целом повышает эффективность транспорта.

Главные инфраструктурные проекты Индонезии

Индонезия, крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии, активно трансформирует свою инфраструктуру, чтобы укрепить позиции в глобальных цепочках поставок, стимулировать внутренний рост и усилить привлекательности для туризма. Рассмотрим некоторые из ключевых проектов.

1. Строительство новой столицы — Нусантара

Проект по переносу столицы из Джакарты в Нусантара, расположенную в Восточном Калимантане на острове Борнео — самый амбициозный, хотя с точки зрения целей развития страны — самый неочевидный. Проект вызывает немало вопросов — и у экологов, беспокоящихся за уникальную экосистему Калимантана, и у коренных жителей, и у многих простых индонезийцев.

Общий бюджет оценивается в $32 млрд, с планируемым завершением к 2045 году. В 2024 году завершено строительство президентского дворца и основных административных зданий. Но значительная часть инфраструктуры, включая жилье для 12 000 госслужащих, пока не достроена.

Для привлечения инвестиций правительство предлагает налоговые льготы и долгосрочные земельные права до 190 лет. Контракты на $12 млрд заключены с консорциумами из Японии и ОАЭ.

2. Строительство плотин

С 2014 по 2024 год было построено 56 плотин, что обеспечило доступность воды и продовольственную безопасность страны. В начале 2025 года завершается строительство ещё 5 плотин.

3. Строительство дорог и ж/д магистралей

С 2014 по 2024 год было построено 2700 километров платных и 6000 км национальных дорог, в том числе трансграничные дороги в Папуа, Калимантане, Восточной Нуса-Тенгаре и вдоль южного побережья Явы.

В транспортном секторе за последние 10 лет было реализовано 25 национальных стратегических проектов (НСП) из 233. Среди них семь проектов по строительству аэропортов, семь — по строительству железных дорог и 11 — по строительству портов. В их числе:

  • Строительство глубоководного порта Патимбан, в 70 километрах от промышленного района Караванг и в 145 километрах от центра столицы Джакарты. Почти половина нового порта отведена под интермодальные контейнеры и автомобильные терминалы. Эксплуатация была официально открыта в 2020 году после завершения первой очереди. Ожидается, что к 2027 году Патимбан будет способен обрабатывать до 7,5 млн TEU контейнеров в год и станет одним из крупнейших портов в Индонезии.
  • Трансъяванская автомагистраль — платная дорога длиной более 1000 км пересекает по горизонтали весь остров Ява. По завершению дорога соединит остров Бали с островом Суматра, обеспечив высокую скорость поставки товаров из промышленных регионов на туристический остров. Большая часть магистрали действует уже более 5 лет, сейчас ведутся работы по ее завершению.
  • Первая в Юго-Восточной Азии высокоскоростная железная дорога Джакарта–Бандунг была запущена в октябре 2023 года. Протяженность дороги 142 км, сокращает время в пути с 3 часов до 40 минут.

4. Модернизация аэропортов

  • Аэропорт Султан Хасануддин (Маккасар): В июне 2024 года завершена первая фаза расширения, увеличившая пропускную способность до 15,5 млн пассажиров в год. Бюджет проекта — 2,4 трлн рупий.
  • Аэропорт Комодо (Лабуан-Баджо): С 2024 года получил статус международного, открыв рейсы в Куала-Лумпур и Сингапур. Проект модернизации оценивается в 1,2 трлн рупий.
  • Аэропорт Сибору (Западное Папуа): Открыт в январе 2024 года, заменив устаревший аэропорт Тореа. Стоимость проекта 832,5 млрд рупий.

5. Развитие городского транспорта

  • MRT Джакарты. Ведется строительство ветки 2А — 7 станций, 5,8 км. Завершение строительства планируется в 2027 году. Финансирование обеспечивается за счет кредитов от Японии и Азиатского банка развития.
  • MRT Бали: В сентябре 2024 года начато строительство 1 и 2 линий метро на Бали протяженностью 29,5 км. Старт эксплуатации 1 линии предполагается в 2028 году, второй — в 2031. В плане развития — еще две линии. Объем инвестиций в первую часть проекта составляет $10,2 млрд, общий объем — $20 млрд, полностью финансируемых частным сектором.

6. Развитие цифровой инфраструктуры

В апреле 2024 года Microsoft объявила о крупнейших инвестициях в Индонезии за 29 лет — $1,7 млрд на развитие облачных и ИИ-технологий, включая обучение 840 000 специалистов и строительство дата-центров.

В ноябре 2024 был анонсирован совместный проект китайских компаний Tencent и Alibaba с индонезийской GoTo Group. Китайская сторона вложит $500 млн в создание новых дата-центров и других объектов облачной инфраструктуры. Для Tencent это уже третий облачный проект в Индонезии.

Американская корпорация Oracle ведет переговоры с правительством Индонезии о создании центра облачных услуг на острове Батам. Зона Nongsa Digital Park в Батаме предпочтительна для Oracle, из-за его статуса «зоны свободной торговли» и его близости к Сингапуру и Малайзии, где Oracle строит планы по созданию такого же бизнеса.

Nvidia планирует построить новый дата-центр для искусственного интеллекта в Индонезии в партнерстве с телекоммуникационным лидером Indosat Ooredoo Hutchison. Стоимость проекта — $200 млн. ИИ-центр будет располагаться в городе Суракарта в провинции Центральная Ява, т.к. там есть подготовленные кадры и инфраструктура 5G.

7. Устойчивое развитие и экология

Индонезия обладает значительным потенциалом в секторе «зелёной» энергетики: более 3600 ГВт энергии от ветра, солнца, геотермальных источников, морских волн и биоэнергии. Страна активно развивает проекты по улавливанию и хранению углерода (CCS). В 2024 году одобрены проекты с участием BP, INPEX и Repsol. Также подписано соглашение с Сингапуром о трансграничном сотрудничестве в области CCS.

Для снижения зависимости от угля Индонезия строит:

  • Гидроэлектростанции: 4 объекта мощностью 2.1 ГВт, включая Kayan Hydropower Plant
  • Индустриальные парки: зоны с нулевым уровнем выбросов для производства аккумуляторов (в партнерстве с Tesla и CATL).

8. Развитие туристической инфраструктуры на Бали

  • Скоростная магистраль Гилиманук – Менгви. Дорога длиной 80 км соединяет западный порт Бали Гилиманук с центральной частью острова — городом Менгви, завершена в 2024 году. Сократила время пересечения острова с 4 до 2 часов.
  • Порт Санур: Реконструирован в 2023 году, обслуживает до 1 млн туристов в год.
  • Bali International Hospital, открыт в 2024 году. Проект стоимостью $28 млрд ориентирован на медицинский туризм. Уже к апрелю 2025 года 20% пациентов комплекса — из Австралии и Китая.
  • Тематический парк Paramount (Нуса-Дуа). Запуск запланирован на конец 2025 года. Ожидается, что объект привлечет дополнительно 500 000 туристов в год.
  • Открытие парка развлечений Universal Park & Gardens Bali. Проект планируют реализовать на западном побережье Бали в округе Джембрана. Парк будет построен на 60 гектарах земли и станет крупнейшим в Юго-Восточной Азии.

Отношения Индонезии и России

-4

Дипломатические отношения между СССР и Индонезией установлены в 1950 году. В 1991-м правительство Индонезии признало РФ в качестве правопреемника СССР.

С момента обретения независимости Индонезия — один из ведущих партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В январе 2025 года Индонезия официально присоединилась к БРИКС, что открывает новые возможности для взаимодействия.

Ключевое направление — энергетическое сотрудничество. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Индонезию около 643 000 нефтепродуктов, что в разы превышает показатели предыдущего года (особенно в отношении мазута).

Растет взаимный торговый оборот, в особенности на фоне санкций. Растет роль Индонезии и как транзитного хаба.

Инвестиции становятся всё более разнообразными. Российские компании проявляют интерес к инвестированию в индонезийские проекты в области энергетики, добычи полезных ископаемых и цифровых технологий. Также правительство Индонезии нацелено привлечь российских инвесторов в области кибербезопасности, установки малых модульных реакторов, туризм и образование.

Переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индонезией находятся в завершающей стадии. США, повышая тарифы, подталкивают Джакарту к ускорению сделки, что дает шанс России закрепиться в регионе: преференциальный торговый режим позволит повысить конкурентоспособность продукции ЕАЭС на индонезийском рынке.

Логистика: в апреле группа FESCO анонсировала включение Индонезии в зону действия своего сервиса FIAS (FESCO Intra Asia Service) и впервые выполнила прямой судозаход контейнеровоза в порт Джакарты. «Дело Групп» строит терминал для пальмового масла в Новороссийске в том числе с расчетом на поставки из Индонезии.

Энергетика: Росатом предлагает решения для АЭС, а СПГ может стать альтернативой углю, если Индонезия продолжит двигаться в сторону декарбонизации.

АПК: Росхельхознадзор ведет переговоры о халяль-сертификации российских продуктов, что поможет продвижению на мусульманском рынке Индонезии.

Россия и Индонезия: рост товарооборота как индикатор доверия

За три последних года российско-индонезийский товарооборот вырос на 80%. В 2023 году он составил $3,3 млрд, увеличившись на 22% по сравнению с докризисным 2021 годом, а в 2024 году достиг $4.3 млрд.

Такой рост — результат стратегической переориентации Москвы в сторону глобального Юга и прагматизма Джакарты, не присоединившейся к антироссийским санкциям, несмотря на давление.

Правда пока даже резко возросшие цифры оборота невелики для обеих стран. И в ту и в другую сторону поставки идут по небольшому спектру товаров. Тем не менее сейчас время движения навстречу друг другу и роста.

Ведутся переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между Индонезией и Евразийским экономическим союзом, что может способствовать дальнейшему росту товарооборота.

Экспорт из России в Индонезию

Есть несколько позиций, по которым Россия уже сейчас играет ключевую роль или имеет шанс получить больший вес.

-5
  • Угольные брикеты — $828 млн за 2024 г. Россия вышла на второе место после Австралии, захватив 23.6% индонезийского рынка. Парадокс: Индонезия — крупнейший экспортер угля, но импортирует брикеты для металлургии. За первые два месяца 2025 года Индонезия закупила 888,7 тысячи тонн угля, что на четверть выше значения за аналогичный период прошлого года.
  • Полуфабрикаты из железа: $390 млн. Стабильный спрос со стороны индонезийской промышленности.
  • Минеральные удобрения: $338 млн. В январе-феврале 2025 года Россия нарастила экспорт удобрений в Индонезию до исторического максимума в 274 тысячи тонн, что в 2,2 раза больше уровня годом ранее. В результате Россия стала вторым основным поставщиком удобрений на индонезийский рынок с долей в 19%. Лидер — Канада, тройку лидеров замыкает Китай.
  • В первом квартале 2025 года Россия в разы увеличила поставки нефтепродуктов в Индонезию, поставив около 500 000 тонн мазута, 93 000 тонн дизельного топлива и 50 000 тонн нафты.
  • Экспорт зерна из России в Индонезию увеличился на 22% в 2024 году, и ожидается дальнейший рост в 2025-м.
-6

Пока барьером для поставки многих продуктов и части других товаров служит требование халяль-сертификации, что замедляет экспорт мяса и рыбы.

В ближайшее время будет завершено рассмотрение материалов, направленных Россельхознадзором индонезийским инстанциям, после чего будут согласованы даты инспекции российских предприятий-производителей.

Получение сертификации халяль усиливает доверие в мусульманском мире.

Что еще Россия экспортирует в Индонезию:

Замороженная рыба (2,2% от объема сельскохозяйственного экспорта в Индонезию). Поставки снизились на 69,5% по сравнению с предыдущим годом.
Кориандр (2,6% в структуре сельскохозяйственного экспорта).
Мясо птицы
(около 1,5% от общего объема российского экспорта).
Алюминий (1-2% от общего объема экспорта, стабильный спрос на этот металл).

Импорт из Индонезии в Россию

-7

Топ-10 товаров, импортированных Россией из Индонезии в 2024 году

  1. Пальмовое масло — 570 300 тонн на сумму $538,2 млн (49,7% от общего объема импорта из Индонезии). В 2024 году поставки выросли на 21%.
  2. Пальмоядровое и бабассу масло — $126 млн, доля в импорте — 11,7%.
  3. Кофе. Импорт увеличился в шесть раз, до $104,8 млн, доля — 9,7%.
  4. Какао-масло и какао-жир. Импорт вырос в 8,4 раза, до $91,8 млн, доля — 8,5%.
  5. Какао-порошок. Импорт на сумму $47,5 млн, доля — 4,4%.
  6. Резиновые изделия и каучук — $35 млн, доля — 3,2%.
  7. Текстиль и одежда — $22 млн, доля — 2%.
  8. Обувь и кожаные изделия — $18 млн, доля — 1,7%.
  9. Электроника и бытовая техника — $15 млн, доля — 1,4%.
  10. Древесина и изделия из дерева — $12 млн, доля — 1,1%.

Логистика

-8

Основные способы доставки грузов между Россией и Индонезией — морем, по воздуху и комбинированными маршрутами.

Морские перевозки — основной способ

Грузы в Индонезию отплывают преимущественно из Владивостока.

Из-за санкций большинство морских линий не работает напрямую с РФ, поэтому приходится большую часть грузов отправлять транзитом через Китай, Малайзию и Сингапур.

Прямое бронирование обеспечивает транспортная группа FESCO.

Сроки доставки: 25–40 дней (в зависимости от маршрута и порта назначения).

Основные порты Индонезии:

  • Танджунг Приок (Джакарта) – главный грузовой хаб, обрабатывает ~70% импорта.
  • Порт Сурабая (Восточная Ява) – второй по объёмам, специализируется на контейнерных перевозках.
  • Порт Белаван (Медан) – ключевой узел для северной Суматры.

Обычно российские компании работают с первыми двумя.

Авиаперевозки — для срочных и ценных грузов

Преимущественно авиадоставка ведется транзитными рейсами в Джакарту и Денпасар (Бали). Есть прямой рейс Аэрофлота из Москвы в Денпасар.

Доставка занимает 3-7 дней.

Компания Sky Cargo Service доставляет грузы в Индонезию и обратно авиакомпаниями:

  • Турецкие авиалинии (TK) через Стамбул (IST)
  • Qatar Airways (QR) через Доху (DOH)
  • Emirates (EK) через Дубай (DXB)
  • Etihad Airways (EY) через Абу-Даби (AUH).

Возможна доставка и прямым рейсом Аэрофлота Москва-Денпасар.

При необходимости доставки с переоформлением, она производится через ОАЭ.

Мультимодальные маршруты

Комбинированные маршруты сочетают автомобильный или железнодорожный и морской транспорт.

Например, доставка из Челябинска до Владивостока, затем морская перевозка до Джакарты и последующая доставка по территории Индонезии может занять 40-50 дней.

Крупнейшие логистические центры Индонезии

  1. Порт Танджунг Приок (Джакарта) — основной контейнерный порт страны, обрабатывающий более 8 миллионов TEU в год.
  2. Порт Танджунг Перак (Сурабая) — второй по значимости порт, обслуживающий восточную часть Индонезии.
  3. Порт Белаван (Медан) — ключевой порт на северо-востоке Суматры, специализирующийся на экспорте пальмового масла и каучука.
  4. Порт Патимбан (Западная Ява) — новый глубоководный порт, предназначенный для разгрузки Танджунг Приока и облегчения трафика в Джакарте.
  5. Сухой порт Чикаранг (Cikarang Dry Port) — логистический центр, интегрированный с Танджунг Приоком, обеспечивающий таможенное оформление и распределение грузов.
  6. Зона свободной торговли на острове Батам (Bonded Logistics Center Batam), расположенная в 20 км Сингапура.

Поиск деловых партнеров в Индонезии

В 2025 году российским компаниям, стремящимся установить деловые связи с индонезийскими партнёрами, доступны следующие эффективные каналы поиска:

1. Онлайн-платформы по закупкам продукции. Глобальные, такие как Alibaba Indonesia, Global Sources, BePartner или местные, как Indotrading или Indonesia-product.

2. Сайты профессиональных ассоциаций:

-9

3. Официальные структуры, призванные поддерживать и развивать бизнес-контакты между странами: ТПП РФ или Торговое представительство России в Индонезии (предоставляет консультации по выходу на индонезийский рынок, организует мероприятия, содействует установлению контактов).

ТПП Индонезии (KADIN Indonesia)

-10

Российский экспортный центр (РЭЦ) открыл официальное представительство в Джакарте для поддержки российских экспортеров на индонезийском рынке — помощь в поиске партнеров, анализ рынка и организацию мероприятий.

4. Международные выставки и бизнес-форумы дают возможность личного знакомства и плодотворного общения в очном формате. Актуальные каталоги выставок можно найти на:

-11

Вот некоторые основные выставки по главным экспортируемым товарам Индонезии:

INDO INTERTEX — выставка текстильной и швейной промышленности, крупнейшая в Юго-Восточной Азии.

-12

IFEX — Indonesia International Furniture Expo — Международная выставка мебели и интерьера для дома и офиса

INACFRAFT — Jakarta International Handicraft Trade Fair выставка подарков и предметов ремесла

-13

INALIGHT — The Indonesia International Lighting Exhibition — крупнейшая выставка световой промышленности в АСЕАН

Mega Build Indonesia — выставка стройматериалов и дизайна интерьеров

5. Деловые миссии и торговые делегации
Организуемые профильными организациями (например, Российским экспортным центром) поездки способствуют налаживанию прямых контактов и изучению рынка на месте.
Так, с 14 по 15 апреля РЭЦ организовал многоотраслевую деловую миссию в рамках Международного бизнес-форума Россия – Индонезия в г. Джакарта. Встречно, из Индонезии большая делегация примет участие в Петербургском международном экономическом форуме с 18 по 21 июня 2025 года.

6. Профессиональные социальные сети
Платформы, такие как LinkedIn, позволяют напрямую связаться с представителями индонезийских компаний и обсудить возможности сотрудничества.
В 2025 году российским компаниям, планирующим сотрудничество с индонезийскими партнёрами, рекомендуется использовать следующие методы для проверки их надёжности и легальности:

Как проверить потенциального партнера в Индонезии

Вот несколько способов проверки потенциальных партнеров в Индонезии, актуальных в 2025 году.

1. Система SIMBA Министерства юстиции и прав человека онлайн база данных обо всех зарегистрированных и проверенных компаниях в Индонезии. Поиск возможен по названию компании, регистрационному номеру или идентификационному номеру налогоплательщика (NPWP). Если компания найдена, вы сможете узнать юридический адрес, имена директора и акционеров. Информация платная.

2. Система Online Single Submission (OSS), управляемая Министерством инвестиций Индонезии, позволяет проверить наличие у компании бизнес-идентификационного номера (NIB) и соответствующих лицензий.

3. Система информации о судебных делах (SIPP) предоставляет доступ к информации о судебных разбирательствах, в которых участвуют компании. Это помогает выявить потенциальные юридические риски при сотрудничестве.

-14

4. Использование коммерческих платформ для комплексной проверки

Платформы, такие как Sumsub предлагают услуги по комплексной проверке компаний, включая проверку конечных бенефициаров и анализ корпоративных документов.

5. Обращение к профессиональным консультантам по ВЭД

Компании, такие как Permitindo, предоставляют подробные отчёты о компаниях, включая информацию о юридическом статусе, акционерах, директорах, уставном капитале и истории изменений.

Использование этих методов позволит вам минимизировать риски при установлении деловых отношений с индонезийскими партнёрами

Таможня Индонезии

В 2025 году таможенное регулирование в Индонезии осуществляется следующими органами:

1. Директорат генерального таможенного и акцизного управления (Direktorat Jenderal Bea dan Cukai, DJBC)

Основной орган, ответственный за контроль над импортом и экспортом, взимание пошлин и акцизов, соблюдение таможенных правил.

-15

2. Министерство торговли Индонезии (Kementerian Perdagangan) Отвечает за выдачу лицензий на импорт и экспорт и регулирование внешней торговли.

Необходимые документы для таможенного оформления

При импорте товаров в Индонезию необходимо предоставить следующие документы:

  • Импортная лицензия (Angka Pengenal Importir, API)
    Обязательна для всех импортеров, выдается Министерством торговли.
  • Идентификационный номер таможни (Nomor Identitas Kepabeanan, NIK)
    Присваивается Директоратом таможни для идентификации участников ВЭД.
  • Таможенная декларация (Pemberitahuan Impor Barang, PIB)
    Предоставляется в электронном виде через систему INSW (Indonesia National Single Window) перед прибытием груза.

Вместе с декларацией подготовьте:

  • Коммерческий инвойс (Commercial Invoice) — подробное описание товаров, их стоимость и условия поставки.
  • Упаковочный лист (Packing List) список всех товаров в поставке с указанием количества и упаковки.
  • Транспортные документы (Bill of Lading или Air Waybill) подтверждение отгрузки товаров и условий перевозки.
  • Сертификат происхождения (Certificate of Origin)
  • Страховой сертификат (Insurance Certificate) подтверждение страхования груза на время транспортировки.

Кроме того, вам понадобятся коды Гармонизированной системы для ваших товаров и, возможно, паспорт безопасности (MSDS).

Основные таможенные платежи при импорте в Индонезию

1. Импортная пошлина (Bea Masuk)

  • Для товаров дешевле $3 ставка равна 0
  • Для товаров стоимостью до $1500 применяются ставки 0%, 15% или 25% (нужно уточнять на таможне)
  • Товары стоимостью свыше $1500 облагаются пошлиной согласно их HS-коду
  • Пошлина рассчитывается от CIF-стоимости (стоимость товара + страхование + фрахт).

2. Налог на добавленную стоимость (PPN)
Стандартная ставка составляет 11% от стоимости CIF плюс пошлина. Для предметов роскоши (например, яхты, автомобили класса люкс, частные самолеты) ставка увеличена до 12%.

3. Подоходный налог (PPh 22)

Определяется применяемой ставкой импортной пошлины.

  • Товары с пошлиной 0% от подоходного налога освобождаются.
  • Для товаров с пошлиной 15% или 25% ставка равна 5% от суммы CIF+пошлина.
  • Для товаров, облагаемых пошлиной на основании HS-кодов, ставка составляет 10% при наличии у импортера налогового номера (NPWP) и 20% при его отсутствии.

4. Акцизы (Cukai)
Налог взимается с алкоголя, табачных изделий, газированных и сладких напитков, по ставкам, установленным законодательством.

5. Налог на предметы роскоши (LGST)
Применяется к отдельным категориям товаров, включая автомобили и предметы роскоши, со ставками от 10% до 200% в зависимости от типа и классификации товара.

-16

Для успешного импорта в Индонезию рекомендуется заранее ознакомиться с требованиями к конкретным товарам, использовать электронные системы для подачи документов и, при необходимости, обращаться к лицензированным таможенным брокерам для сопровождения процесса.

Льготы для российских товаров

Хотя переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индонезией активно ведутся, по состоянию на июнь 2025 года соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин между Россией и Индонезией отсутствуют.

Российские экспортёры могут воспользоваться следующими возможностями:

  • Для некоторых товаров, произведённых в России, возможно получение преференций при наличии соответствующего Сертификата происхождения (Form A).
  • Инвестиционные соглашения. При реализации совместных проектов в Индонезии возможно получение индивидуальных налоговых и таможенных льгот.
  • Свободные экономические зоны. Рассмотрите возможность использования индонезийских СЭЗ для снижения налоговой нагрузки.

Сертификация в Индонезии

В 2025 году ввоз товаров в Индонезию требует соблюдения ряда сертификационных процедур. Ниже представлены ключевые органы сертификации и их сферы ответственности:

1. Национальное агентство по стандартизации (BSN)

Обязательная сертификация для определённых категорий товаров, включая электронику, строительные материалы и игрушки.

-17

Процедура:

  • Подача заявки на сертификацию.
  • Тестирование продукции в аккредитованных лабораториях.
  • Проверка производственных мощностей.
  • Получение сертификата соответствия (SPPT-SNI).
  • Маркировка продукции знаком SNI.

2. Национальное агентство по контролю за продуктами и лекарствами (BPOM) Обязательная регистрация и сертификация для пищевых продуктов, напитков, косметики, фармацевтических препаратов и медицинских изделий.

-18

Процедура:

  • Подача заявки через систему BPOM.
  • Предоставление сертификата анализа (CoA) от аккредитованной лаборатории.
  • Соблюдение требований по маркировке и упаковке.

3. Агентство по обеспечению халяльной продукции (BPJPH)

Обязательная сертификация для продуктов питания, напитков, косметики, фармацевтических и медицинских изделий, распространяющихся на территории Индонезии.

-19
  • Процедура:
  • Подача заявки через онлайн-портал BPJPH.
  • Проверка состава и производственного процесса на соответствие исламским нормам.
  • Получение сертификата халяльности.

4. Индонезийское агентство карантина (Barantin) Обязательные проверки и сертификация для животных, растений, сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

-20
  • Процедура:
  • Предоставление фитосанитарных и ветеринарных сертификатов.
  • Прохождение карантинного контроля при ввозе.

5. Директорат по стандартам и сертификации телекоммуникационного оборудования (SDPPI) Обязательная сертификация для телекоммуникационного и радиочастотного оборудования, включая мобильные телефоны, маршрутизаторы и другие устройства.

-21
  • Процедура:
  • Подача заявки на сертификацию.
  • Тестирование оборудования в аккредитованных лабораториях.
  • Получение сертификата соответствия и маркировка продукции.

_______________________________________________

Россия и Индонезия как никогда заинтересованы в развитии двусторонних отношений. И хотя пока торговый оборот невелик, страны видят большой потенциал для развития совместных проектов и увеличения поставок продукции.

-22

Sky Cargo Service более 10 лет доставляет грузы по воздуху между Россией и Индонезией, и по всему миру. Перевезем любые грузы, в том числе параллельный импорт и санкционные. Доставим от двери до двери, поможем с платежами, оформлением документов и прохождением таможни в течение суток.