Как развиваются отношения России и Индонезии в условиях санкционного давления и подъема Америкой импортных пошлин. Какие инвестиционные проекты открыты в Индонезии? Какие товары Россия и Индонезия поставляют друг другу и на что растет спрос? Как привезти груз, и что следует знать о таможне в Индонезии?
Индонезия — общий обзор
Индонезия — крупнейшее островное государство в мире, расположенное в Юго-Восточной Азии. В ее состав входит 17 804 острова общей площадью около 1,9 млн км². По оценкам на май 2025 года, численность населения Индонезии — 285,4 млн человек.
При такой разбросанности территории страны очевидно, что логистика — больной для нее вопрос, а снижение доли затрат на нее в стоимости товаров — один из важнейших приоритетов.
В последние годы Индонезия активно инвестирует в развитие логистики и транспортной инфраструктуры. По данным Центрального статистического агентства Индонезии (BPS), этот сектор стабильно опережает общий экономический рост страны. Прогнозируется, что в 2025 году он вырастет на 12,53%.
В 2024 году на расширение автомагистралей, железнодорожных сетей и модернизацию портов было выделено 422,7 трлн индонезийских рупий.
Тем не менее пока стране приходится преодолевать значительные трудности. Согласно Индексу эффективности логистики (LPI) Всемирного банка, в 2023 году страна опустилась на 63-е место с 46-го в 2018 году. И, хотя расходы на логистику снизились с 24% ВВП в 2012 году до 14,29% в 2022-м, они остаются выше, чем у региональных конкурентов. Правительство стремится к их снижению до 8% ВВП к 2045 году. Что для этого делается?
Вложения в инфраструктуру транспорта
Проводится модернизация портов, в том числе внедрение цифровых платформ (например, Samudera Connect) для отслеживания грузов и автоматизации таможенных процедур.
Программа «Морской мост» (Sea Toll Program) действует с 2015 года и в 2024-м охватывала 39 маршрутов, обслуживающих 114 портов. Она направлена на:
- улучшение связности территории страны
- снижение затрат на основные товары, в особенности для жителей отдаленных регионов
- устранение дисбаланса в уровне жизни на больших и малых островах.
Цифровизация логистики
Запущена Национальная логистическая экосистема (NLE) — цифровая платформа, которая объединяет логистические услуги, оптимизируя процессы и сводя к минимуму дублирование. Специализированные логистические центры (PLB) для хранения и обработки импортируемых и экспортируемых товаров под таможенным надзором позволяют снизить затраты (об этом сообщают 75% компаний) и ускорить процессы (отмечают более 80%) по сравнению с обычным импортом.
Внедряются блокчейн и IoT для прозрачности цепочек поставок. Например, Samudera Indonesia использует блокчейн для отслеживания контейнеров, что снижает риски потерь на 20%.
Оптимизация маршрутов доставки с помощью искусственного интеллекта позволяет сократить время перевозок на 15% (пример DHL в Индонезии).
В 2024 году в городе Бекаси открылся первый в стране «умный» склад с поддержкой 5G.
Однако, разбросанность территории страны приводит к неравномерному распределению инноваций. Передовые технологии активно внедряются в Большой Джакарте, распространению же в других регионах мешает нехватка квалифицированных кадров.
Изменения и перспективы в логистике Индонезии
Сдвиг в сторону B2B-логистики
В 2025 году 60% рынка логистики Индонезии занимают корпоративные решения, e-commerce уступила лидирующие позиции. Ведущие компании, обслуживающие электронную торговлю, радикально пересматривают организацию бизнеса, применяя новые подходы:
🔹 Консолидация грузов. ASSA объединяет мелкие грузы в контейнеры через платформу Cargoshare, снижая стоимость на 30%.
🔹 Холодные цепи. ASSA и Ninja Xpress развивают инфраструктуру для перевозки скоропорта.
🔹 Специализированные услуги:
- ASSA внедряет Halal-сертифицированную логистику.
- J&T Express создала специальное подразделение для перевозки тяжелых грузов.
- Ninja Xpress предлагает оптовые программы пополнения запасов в розничной торговле.
При этом новые участники B2B рынка должны конкурировать с признанными поставщиками логистических услуг B2B и традиционными экспедиторами, вкладывая значительные средства в инфраструктуру и технологии.
Усиление роли страны в глобальных цепочках поставок
Индонезия позиционирует себя как хаб для Юго-Восточной Азии:
- По соглашениям с США и ЕС Индонезия инвестировала $698 млн в логистическую инфраструктуру для интеграции в международные сети.
- Производство аккумуляторов в проектах с участием Tesla и CATL требует развития мультимодальных перевозок (морские + ж/д) для экспорта продукции.
- Вступление в БРИКС и расширение сотрудничества с Россией дает новый толчок для привлечения инвестиций в логистическую инфраструктуру Индонезии.
«Зелёная» логистика
Правительство стимулирует использование экологичного транспорта:
- Портовую спецтехнику — краны, погрузчики — постепенно переводят на электроэнергию из возобновляемых источников
- Проводится массовая электрификация грузового транспорта: внедрение электробусов, фур и коммерческих автомобилей (реализуются проекты BYD и Mitsubishi)
- Сухопорт в Чикаранге, расширяющий главный порт страны Танджунг Приок, перевозит контейнеры по железной дороге. Это сократило грузовые пробки на дорогах до ~30%, снизило потребление топлива и выбросы CO₂, сэкономив примерно 190 млрд IDR (~€11 млн) в год.
- Создан Национальный логистический экосистемный портал: объединены таможенные, портовые и транспортные данные (INSW, Inaport, CEISA), что улучшает координацию, снижает холостой пробег и ускоряет оформление, что в целом повышает эффективность транспорта.
Главные инфраструктурные проекты Индонезии
Индонезия, крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии, активно трансформирует свою инфраструктуру, чтобы укрепить позиции в глобальных цепочках поставок, стимулировать внутренний рост и усилить привлекательности для туризма. Рассмотрим некоторые из ключевых проектов.
1. Строительство новой столицы — Нусантара
Проект по переносу столицы из Джакарты в Нусантара, расположенную в Восточном Калимантане на острове Борнео — самый амбициозный, хотя с точки зрения целей развития страны — самый неочевидный. Проект вызывает немало вопросов — и у экологов, беспокоящихся за уникальную экосистему Калимантана, и у коренных жителей, и у многих простых индонезийцев.
Общий бюджет оценивается в $32 млрд, с планируемым завершением к 2045 году. В 2024 году завершено строительство президентского дворца и основных административных зданий. Но значительная часть инфраструктуры, включая жилье для 12 000 госслужащих, пока не достроена.
Для привлечения инвестиций правительство предлагает налоговые льготы и долгосрочные земельные права до 190 лет. Контракты на $12 млрд заключены с консорциумами из Японии и ОАЭ.
2. Строительство плотин
С 2014 по 2024 год было построено 56 плотин, что обеспечило доступность воды и продовольственную безопасность страны. В начале 2025 года завершается строительство ещё 5 плотин.
3. Строительство дорог и ж/д магистралей
С 2014 по 2024 год было построено 2700 километров платных и 6000 км национальных дорог, в том числе трансграничные дороги в Папуа, Калимантане, Восточной Нуса-Тенгаре и вдоль южного побережья Явы.
В транспортном секторе за последние 10 лет было реализовано 25 национальных стратегических проектов (НСП) из 233. Среди них семь проектов по строительству аэропортов, семь — по строительству железных дорог и 11 — по строительству портов. В их числе:
- Строительство глубоководного порта Патимбан, в 70 километрах от промышленного района Караванг и в 145 километрах от центра столицы Джакарты. Почти половина нового порта отведена под интермодальные контейнеры и автомобильные терминалы. Эксплуатация была официально открыта в 2020 году после завершения первой очереди. Ожидается, что к 2027 году Патимбан будет способен обрабатывать до 7,5 млн TEU контейнеров в год и станет одним из крупнейших портов в Индонезии.
- Трансъяванская автомагистраль — платная дорога длиной более 1000 км пересекает по горизонтали весь остров Ява. По завершению дорога соединит остров Бали с островом Суматра, обеспечив высокую скорость поставки товаров из промышленных регионов на туристический остров. Большая часть магистрали действует уже более 5 лет, сейчас ведутся работы по ее завершению.
4. Модернизация аэропортов
- Аэропорт Султан Хасануддин (Маккасар): В июне 2024 года завершена первая фаза расширения, увеличившая пропускную способность до 15,5 млн пассажиров в год. Бюджет проекта — 2,4 трлн рупий.
- Аэропорт Комодо (Лабуан-Баджо): С 2024 года получил статус международного, открыв рейсы в Куала-Лумпур и Сингапур. Проект модернизации оценивается в 1,2 трлн рупий.
- Аэропорт Сибору (Западное Папуа): Открыт в январе 2024 года, заменив устаревший аэропорт Тореа. Стоимость проекта 832,5 млрд рупий.
5. Развитие городского транспорта
- MRT Джакарты. Ведется строительство ветки 2А — 7 станций, 5,8 км. Завершение строительства планируется в 2027 году. Финансирование обеспечивается за счет кредитов от Японии и Азиатского банка развития.
- MRT Бали: В сентябре 2024 года начато строительство 1 и 2 линий метро на Бали протяженностью 29,5 км. Старт эксплуатации 1 линии предполагается в 2028 году, второй — в 2031. В плане развития — еще две линии. Объем инвестиций в первую часть проекта составляет $10,2 млрд, общий объем — $20 млрд, полностью финансируемых частным сектором.
6. Развитие цифровой инфраструктуры
В апреле 2024 года Microsoft объявила о крупнейших инвестициях в Индонезии за 29 лет — $1,7 млрд на развитие облачных и ИИ-технологий, включая обучение 840 000 специалистов и строительство дата-центров.
В ноябре 2024 был анонсирован совместный проект китайских компаний Tencent и Alibaba с индонезийской GoTo Group. Китайская сторона вложит $500 млн в создание новых дата-центров и других объектов облачной инфраструктуры. Для Tencent это уже третий облачный проект в Индонезии.
Американская корпорация Oracle ведет переговоры с правительством Индонезии о создании центра облачных услуг на острове Батам. Зона Nongsa Digital Park в Батаме предпочтительна для Oracle, из-за его статуса «зоны свободной торговли» и его близости к Сингапуру и Малайзии, где Oracle строит планы по созданию такого же бизнеса.
Nvidia планирует построить новый дата-центр для искусственного интеллекта в Индонезии в партнерстве с телекоммуникационным лидером Indosat Ooredoo Hutchison. Стоимость проекта — $200 млн. ИИ-центр будет располагаться в городе Суракарта в провинции Центральная Ява, т.к. там есть подготовленные кадры и инфраструктура 5G.
7. Устойчивое развитие и экология
Индонезия обладает значительным потенциалом в секторе «зелёной» энергетики: более 3600 ГВт энергии от ветра, солнца, геотермальных источников, морских волн и биоэнергии. Страна активно развивает проекты по улавливанию и хранению углерода (CCS). В 2024 году одобрены проекты с участием BP, INPEX и Repsol. Также подписано соглашение с Сингапуром о трансграничном сотрудничестве в области CCS.
Для снижения зависимости от угля Индонезия строит:
- Гидроэлектростанции: 4 объекта мощностью 2.1 ГВт, включая Kayan Hydropower Plant
- Индустриальные парки: зоны с нулевым уровнем выбросов для производства аккумуляторов (в партнерстве с Tesla и CATL).
8. Развитие туристической инфраструктуры на Бали
- Скоростная магистраль Гилиманук – Менгви. Дорога длиной 80 км соединяет западный порт Бали Гилиманук с центральной частью острова — городом Менгви, завершена в 2024 году. Сократила время пересечения острова с 4 до 2 часов.
- Порт Санур: Реконструирован в 2023 году, обслуживает до 1 млн туристов в год.
- Bali International Hospital, открыт в 2024 году. Проект стоимостью $28 млрд ориентирован на медицинский туризм. Уже к апрелю 2025 года 20% пациентов комплекса — из Австралии и Китая.
- Тематический парк Paramount (Нуса-Дуа). Запуск запланирован на конец 2025 года. Ожидается, что объект привлечет дополнительно 500 000 туристов в год.
- Открытие парка развлечений Universal Park & Gardens Bali. Проект планируют реализовать на западном побережье Бали в округе Джембрана. Парк будет построен на 60 гектарах земли и станет крупнейшим в Юго-Восточной Азии.
Отношения Индонезии и России
Дипломатические отношения между СССР и Индонезией установлены в 1950 году. В 1991-м правительство Индонезии признало РФ в качестве правопреемника СССР.
С момента обретения независимости Индонезия — один из ведущих партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В январе 2025 года Индонезия официально присоединилась к БРИКС, что открывает новые возможности для взаимодействия.
Ключевое направление — энергетическое сотрудничество. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Индонезию около 643 000 нефтепродуктов, что в разы превышает показатели предыдущего года (особенно в отношении мазута).
Растет взаимный торговый оборот, в особенности на фоне санкций. Растет роль Индонезии и как транзитного хаба.
Инвестиции становятся всё более разнообразными. Российские компании проявляют интерес к инвестированию в индонезийские проекты в области энергетики, добычи полезных ископаемых и цифровых технологий. Также правительство Индонезии нацелено привлечь российских инвесторов в области кибербезопасности, установки малых модульных реакторов, туризм и образование.
Переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индонезией находятся в завершающей стадии. США, повышая тарифы, подталкивают Джакарту к ускорению сделки, что дает шанс России закрепиться в регионе: преференциальный торговый режим позволит повысить конкурентоспособность продукции ЕАЭС на индонезийском рынке.
Логистика: в апреле группа FESCO анонсировала включение Индонезии в зону действия своего сервиса FIAS (FESCO Intra Asia Service) и впервые выполнила прямой судозаход контейнеровоза в порт Джакарты. «Дело Групп» строит терминал для пальмового масла в Новороссийске в том числе с расчетом на поставки из Индонезии.
Энергетика: Росатом предлагает решения для АЭС, а СПГ может стать альтернативой углю, если Индонезия продолжит двигаться в сторону декарбонизации.
АПК: Росхельхознадзор ведет переговоры о халяль-сертификации российских продуктов, что поможет продвижению на мусульманском рынке Индонезии.
Россия и Индонезия: рост товарооборота как индикатор доверия
За три последних года российско-индонезийский товарооборот вырос на 80%. В 2023 году он составил $3,3 млрд, увеличившись на 22% по сравнению с докризисным 2021 годом, а в 2024 году достиг $4.3 млрд.
Такой рост — результат стратегической переориентации Москвы в сторону глобального Юга и прагматизма Джакарты, не присоединившейся к антироссийским санкциям, несмотря на давление.
Правда пока даже резко возросшие цифры оборота невелики для обеих стран. И в ту и в другую сторону поставки идут по небольшому спектру товаров. Тем не менее сейчас время движения навстречу друг другу и роста.
Ведутся переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между Индонезией и Евразийским экономическим союзом, что может способствовать дальнейшему росту товарооборота.
Экспорт из России в Индонезию
Есть несколько позиций, по которым Россия уже сейчас играет ключевую роль или имеет шанс получить больший вес.
- Угольные брикеты — $828 млн за 2024 г. Россия вышла на второе место после Австралии, захватив 23.6% индонезийского рынка. Парадокс: Индонезия — крупнейший экспортер угля, но импортирует брикеты для металлургии. За первые два месяца 2025 года Индонезия закупила 888,7 тысячи тонн угля, что на четверть выше значения за аналогичный период прошлого года.
- Полуфабрикаты из железа: $390 млн. Стабильный спрос со стороны индонезийской промышленности.
- Минеральные удобрения: $338 млн. В январе-феврале 2025 года Россия нарастила экспорт удобрений в Индонезию до исторического максимума в 274 тысячи тонн, что в 2,2 раза больше уровня годом ранее. В результате Россия стала вторым основным поставщиком удобрений на индонезийский рынок с долей в 19%. Лидер — Канада, тройку лидеров замыкает Китай.
- В первом квартале 2025 года Россия в разы увеличила поставки нефтепродуктов в Индонезию, поставив около 500 000 тонн мазута, 93 000 тонн дизельного топлива и 50 000 тонн нафты.
- Экспорт зерна из России в Индонезию увеличился на 22% в 2024 году, и ожидается дальнейший рост в 2025-м.
Пока барьером для поставки многих продуктов и части других товаров служит требование халяль-сертификации, что замедляет экспорт мяса и рыбы.
В ближайшее время будет завершено рассмотрение материалов, направленных Россельхознадзором индонезийским инстанциям, после чего будут согласованы даты инспекции российских предприятий-производителей.
Получение сертификации халяль усиливает доверие в мусульманском мире.
Что еще Россия экспортирует в Индонезию:
Замороженная рыба (2,2% от объема сельскохозяйственного экспорта в Индонезию). Поставки снизились на 69,5% по сравнению с предыдущим годом.
Кориандр (2,6% в структуре сельскохозяйственного экспорта).
Мясо птицы (около 1,5% от общего объема российского экспорта).
Алюминий (1-2% от общего объема экспорта, стабильный спрос на этот металл).
Импорт из Индонезии в Россию
Топ-10 товаров, импортированных Россией из Индонезии в 2024 году
- Пальмовое масло — 570 300 тонн на сумму $538,2 млн (49,7% от общего объема импорта из Индонезии). В 2024 году поставки выросли на 21%.
- Пальмоядровое и бабассу масло — $126 млн, доля в импорте — 11,7%.
- Кофе. Импорт увеличился в шесть раз, до $104,8 млн, доля — 9,7%.
- Какао-масло и какао-жир. Импорт вырос в 8,4 раза, до $91,8 млн, доля — 8,5%.
- Какао-порошок. Импорт на сумму $47,5 млн, доля — 4,4%.
- Резиновые изделия и каучук — $35 млн, доля — 3,2%.
- Текстиль и одежда — $22 млн, доля — 2%.
- Обувь и кожаные изделия — $18 млн, доля — 1,7%.
- Электроника и бытовая техника — $15 млн, доля — 1,4%.
- Древесина и изделия из дерева — $12 млн, доля — 1,1%.
Логистика
Основные способы доставки грузов между Россией и Индонезией — морем, по воздуху и комбинированными маршрутами.
Морские перевозки — основной способ
Грузы в Индонезию отплывают преимущественно из Владивостока.
Из-за санкций большинство морских линий не работает напрямую с РФ, поэтому приходится большую часть грузов отправлять транзитом через Китай, Малайзию и Сингапур.
Прямое бронирование обеспечивает транспортная группа FESCO.
Сроки доставки: 25–40 дней (в зависимости от маршрута и порта назначения).
Основные порты Индонезии:
- Танджунг Приок (Джакарта) – главный грузовой хаб, обрабатывает ~70% импорта.
- Порт Сурабая (Восточная Ява) – второй по объёмам, специализируется на контейнерных перевозках.
- Порт Белаван (Медан) – ключевой узел для северной Суматры.
Обычно российские компании работают с первыми двумя.
Авиаперевозки — для срочных и ценных грузов
Преимущественно авиадоставка ведется транзитными рейсами в Джакарту и Денпасар (Бали). Есть прямой рейс Аэрофлота из Москвы в Денпасар.
Доставка занимает 3-7 дней.
Компания Sky Cargo Service доставляет грузы в Индонезию и обратно авиакомпаниями:
- Турецкие авиалинии (TK) через Стамбул (IST)
- Qatar Airways (QR) через Доху (DOH)
- Emirates (EK) через Дубай (DXB)
- Etihad Airways (EY) через Абу-Даби (AUH).
Возможна доставка и прямым рейсом Аэрофлота Москва-Денпасар.
При необходимости доставки с переоформлением, она производится через ОАЭ.
Мультимодальные маршруты
Комбинированные маршруты сочетают автомобильный или железнодорожный и морской транспорт.
Например, доставка из Челябинска до Владивостока, затем морская перевозка до Джакарты и последующая доставка по территории Индонезии может занять 40-50 дней.
Крупнейшие логистические центры Индонезии
- Порт Танджунг Приок (Джакарта) — основной контейнерный порт страны, обрабатывающий более 8 миллионов TEU в год.
- Порт Танджунг Перак (Сурабая) — второй по значимости порт, обслуживающий восточную часть Индонезии.
- Порт Белаван (Медан) — ключевой порт на северо-востоке Суматры, специализирующийся на экспорте пальмового масла и каучука.
- Сухой порт Чикаранг (Cikarang Dry Port) — логистический центр, интегрированный с Танджунг Приоком, обеспечивающий таможенное оформление и распределение грузов.
- Зона свободной торговли на острове Батам (Bonded Logistics Center Batam), расположенная в 20 км Сингапура.
Поиск деловых партнеров в Индонезии
В 2025 году российским компаниям, стремящимся установить деловые связи с индонезийскими партнёрами, доступны следующие эффективные каналы поиска:
1. Онлайн-платформы по закупкам продукции. Глобальные, такие как Alibaba Indonesia, Global Sources, BePartner или местные, как Indotrading или Indonesia-product.
2. Сайты профессиональных ассоциаций:
3. Официальные структуры, призванные поддерживать и развивать бизнес-контакты между странами: ТПП РФ или Торговое представительство России в Индонезии (предоставляет консультации по выходу на индонезийский рынок, организует мероприятия, содействует установлению контактов).
ТПП Индонезии (KADIN Indonesia)
Российский экспортный центр (РЭЦ) открыл официальное представительство в Джакарте для поддержки российских экспортеров на индонезийском рынке — помощь в поиске партнеров, анализ рынка и организацию мероприятий.
4. Международные выставки и бизнес-форумы дают возможность личного знакомства и плодотворного общения в очном формате. Актуальные каталоги выставок можно найти на:
Вот некоторые основные выставки по главным экспортируемым товарам Индонезии:
INDO INTERTEX — выставка текстильной и швейной промышленности, крупнейшая в Юго-Восточной Азии.
IFEX — Indonesia International Furniture Expo — Международная выставка мебели и интерьера для дома и офиса
INACFRAFT — Jakarta International Handicraft Trade Fair выставка подарков и предметов ремесла
INALIGHT — The Indonesia International Lighting Exhibition — крупнейшая выставка световой промышленности в АСЕАН
Mega Build Indonesia — выставка стройматериалов и дизайна интерьеров
5. Деловые миссии и торговые делегации
Организуемые профильными организациями (например, Российским экспортным центром) поездки способствуют налаживанию прямых контактов и изучению рынка на месте.
Так, с 14 по 15 апреля РЭЦ организовал многоотраслевую деловую миссию в рамках Международного бизнес-форума Россия – Индонезия в г. Джакарта. Встречно, из Индонезии большая делегация примет участие в Петербургском международном экономическом форуме с 18 по 21 июня 2025 года.
6. Профессиональные социальные сети
Платформы, такие как LinkedIn, позволяют напрямую связаться с представителями индонезийских компаний и обсудить возможности сотрудничества.
В 2025 году российским компаниям, планирующим сотрудничество с индонезийскими партнёрами, рекомендуется использовать следующие методы для проверки их надёжности и легальности:
Как проверить потенциального партнера в Индонезии
Вот несколько способов проверки потенциальных партнеров в Индонезии, актуальных в 2025 году.
1. Система SIMBA Министерства юстиции и прав человека — онлайн база данных обо всех зарегистрированных и проверенных компаниях в Индонезии. Поиск возможен по названию компании, регистрационному номеру или идентификационному номеру налогоплательщика (NPWP). Если компания найдена, вы сможете узнать юридический адрес, имена директора и акционеров. Информация платная.
2. Система Online Single Submission (OSS), управляемая Министерством инвестиций Индонезии, позволяет проверить наличие у компании бизнес-идентификационного номера (NIB) и соответствующих лицензий.
3. Система информации о судебных делах (SIPP) предоставляет доступ к информации о судебных разбирательствах, в которых участвуют компании. Это помогает выявить потенциальные юридические риски при сотрудничестве.
4. Использование коммерческих платформ для комплексной проверки
Платформы, такие как Sumsub предлагают услуги по комплексной проверке компаний, включая проверку конечных бенефициаров и анализ корпоративных документов.
5. Обращение к профессиональным консультантам по ВЭД
Компании, такие как Permitindo, предоставляют подробные отчёты о компаниях, включая информацию о юридическом статусе, акционерах, директорах, уставном капитале и истории изменений.
Использование этих методов позволит вам минимизировать риски при установлении деловых отношений с индонезийскими партнёрами
Таможня Индонезии
В 2025 году таможенное регулирование в Индонезии осуществляется следующими органами:
1. Директорат генерального таможенного и акцизного управления (Direktorat Jenderal Bea dan Cukai, DJBC)
Основной орган, ответственный за контроль над импортом и экспортом, взимание пошлин и акцизов, соблюдение таможенных правил.
2. Министерство торговли Индонезии (Kementerian Perdagangan) Отвечает за выдачу лицензий на импорт и экспорт и регулирование внешней торговли.
Необходимые документы для таможенного оформления
При импорте товаров в Индонезию необходимо предоставить следующие документы:
- Импортная лицензия (Angka Pengenal Importir, API)
Обязательна для всех импортеров, выдается Министерством торговли. - Идентификационный номер таможни (Nomor Identitas Kepabeanan, NIK)
Присваивается Директоратом таможни для идентификации участников ВЭД. - Таможенная декларация (Pemberitahuan Impor Barang, PIB)
Предоставляется в электронном виде через систему INSW (Indonesia National Single Window) перед прибытием груза.
Вместе с декларацией подготовьте:
- Коммерческий инвойс (Commercial Invoice) — подробное описание товаров, их стоимость и условия поставки.
- Упаковочный лист (Packing List) — список всех товаров в поставке с указанием количества и упаковки.
- Транспортные документы (Bill of Lading или Air Waybill) — подтверждение отгрузки товаров и условий перевозки.
- Сертификат происхождения (Certificate of Origin)
- Страховой сертификат (Insurance Certificate) — подтверждение страхования груза на время транспортировки.
Кроме того, вам понадобятся коды Гармонизированной системы для ваших товаров и, возможно, паспорт безопасности (MSDS).
Основные таможенные платежи при импорте в Индонезию
1. Импортная пошлина (Bea Masuk)
- Для товаров дешевле $3 ставка равна 0
- Для товаров стоимостью до $1500 применяются ставки 0%, 15% или 25% (нужно уточнять на таможне)
- Товары стоимостью свыше $1500 облагаются пошлиной согласно их HS-коду
- Пошлина рассчитывается от CIF-стоимости (стоимость товара + страхование + фрахт).
2. Налог на добавленную стоимость (PPN)
Стандартная ставка составляет 11% от стоимости CIF плюс пошлина. Для предметов роскоши (например, яхты, автомобили класса люкс, частные самолеты) ставка увеличена до 12%.
3. Подоходный налог (PPh 22)
Определяется применяемой ставкой импортной пошлины.
- Товары с пошлиной 0% от подоходного налога освобождаются.
- Для товаров с пошлиной 15% или 25% ставка равна 5% от суммы CIF+пошлина.
- Для товаров, облагаемых пошлиной на основании HS-кодов, ставка составляет 10% при наличии у импортера налогового номера (NPWP) и 20% при его отсутствии.
4. Акцизы (Cukai)
Налог взимается с алкоголя, табачных изделий, газированных и сладких напитков, по ставкам, установленным законодательством.
5. Налог на предметы роскоши (LGST)
Применяется к отдельным категориям товаров, включая автомобили и предметы роскоши, со ставками от 10% до 200% в зависимости от типа и классификации товара.
Для успешного импорта в Индонезию рекомендуется заранее ознакомиться с требованиями к конкретным товарам, использовать электронные системы для подачи документов и, при необходимости, обращаться к лицензированным таможенным брокерам для сопровождения процесса.
Льготы для российских товаров
Хотя переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индонезией активно ведутся, по состоянию на июнь 2025 года соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин между Россией и Индонезией отсутствуют.
Российские экспортёры могут воспользоваться следующими возможностями:
- Для некоторых товаров, произведённых в России, возможно получение преференций при наличии соответствующего Сертификата происхождения (Form A).
- Инвестиционные соглашения. При реализации совместных проектов в Индонезии возможно получение индивидуальных налоговых и таможенных льгот.
- Свободные экономические зоны. Рассмотрите возможность использования индонезийских СЭЗ для снижения налоговой нагрузки.
Сертификация в Индонезии
В 2025 году ввоз товаров в Индонезию требует соблюдения ряда сертификационных процедур. Ниже представлены ключевые органы сертификации и их сферы ответственности:
1. Национальное агентство по стандартизации (BSN)
Обязательная сертификация для определённых категорий товаров, включая электронику, строительные материалы и игрушки.
Процедура:
- Подача заявки на сертификацию.
- Тестирование продукции в аккредитованных лабораториях.
- Проверка производственных мощностей.
- Получение сертификата соответствия (SPPT-SNI).
- Маркировка продукции знаком SNI.
2. Национальное агентство по контролю за продуктами и лекарствами (BPOM) Обязательная регистрация и сертификация для пищевых продуктов, напитков, косметики, фармацевтических препаратов и медицинских изделий.
Процедура:
- Подача заявки через систему BPOM.
- Предоставление сертификата анализа (CoA) от аккредитованной лаборатории.
- Соблюдение требований по маркировке и упаковке.
3. Агентство по обеспечению халяльной продукции (BPJPH)
Обязательная сертификация для продуктов питания, напитков, косметики, фармацевтических и медицинских изделий, распространяющихся на территории Индонезии.
- Процедура:
- Подача заявки через онлайн-портал BPJPH.
- Проверка состава и производственного процесса на соответствие исламским нормам.
- Получение сертификата халяльности.
4. Индонезийское агентство карантина (Barantin) Обязательные проверки и сертификация для животных, растений, сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
- Процедура:
- Предоставление фитосанитарных и ветеринарных сертификатов.
- Прохождение карантинного контроля при ввозе.
5. Директорат по стандартам и сертификации телекоммуникационного оборудования (SDPPI) Обязательная сертификация для телекоммуникационного и радиочастотного оборудования, включая мобильные телефоны, маршрутизаторы и другие устройства.
- Процедура:
- Подача заявки на сертификацию.
- Тестирование оборудования в аккредитованных лабораториях.
- Получение сертификата соответствия и маркировка продукции.
_______________________________________________
Россия и Индонезия как никогда заинтересованы в развитии двусторонних отношений. И хотя пока торговый оборот невелик, страны видят большой потенциал для развития совместных проектов и увеличения поставок продукции.
Sky Cargo Service более 10 лет доставляет грузы по воздуху между Россией и Индонезией, и по всему миру. Перевезем любые грузы, в том числе параллельный импорт и санкционные. Доставим от двери до двери, поможем с платежами, оформлением документов и прохождением таможни в течение суток.