Ох, куда только судьба в последнее время меня не заносит...Вот и на этот раз целая цепочка событий привела в этот маленький северный городок. Про цепочку событий интересно? немного расскажу.
Поехали мы в апреле с моим другом из Череповца в Анапу. Ехали на моей машине, так как у меня - "автомат", и на "механике" я не умею. А порулить хочется!
А на юге в наше время с интернетом и навигацией ну очень плохо. Поэтому мне пришлось сесть на пассажирское сидение и карту на экране смартфона пальцами раздвигать, чтобы направление нужное указывать.
Остановились у кафе, пообедали и стали со стоянки выруливать. И уж не знаю, как товарищ мой не увидел разделитель металлический между парковочными местами высотой сантиметров 40, но этим разделителем по двери он благополучно и прошелся. Дверь помята, пластиковый порог стерся и оторвался. Настроение у меня в ноль, конечно... Но на него глянула, а он белый весь..."Вот ко всему прочему мне инфаркта сейчас не хватает" - быстро сообразила я. Товарища успокоила, порог шнурком от кросовки подвязали и дальше отдыхать поехали.
Так что сейчас я поехала в Череповец машину ремонтировать и красить, потому как кто поломал, тот пусть и чинит ее! Ну и заодно покрасить последствия моего прошлогоднего ДТП, когда с КАМАЗом столкнулась.
Подгадала под июньские праздники и поехала. Машину в ремонт сдали, а сами решили прокатиться на север. И конечной точкой выбрали город Вытегру.
Вытегра - самый северный город в Вологодской области, в 15 км от Онежского озера. Дата основания 1773. Население - чуть более 10 тысяч человек.
С 1710 года, после постройки Вянгинской пристани, известна как деревня Вянги. Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1715 году была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года.
Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. было связано с открытием (1810) Мариинского канала с системой шлюзов. Вот, собственно, благодаря постройке этого канала город и стал развиваться.
Мариинская водная система - водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. Пролегает от Рыбинска до Петербурга через приладожские каналы.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Т.е. представляете, насколько важным для России было строительство Мариинской водной системы?
Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла Первого и его сына Александра Первого и заняло 11 лет. Реконструирована система была в 1959—1964 годах и получила название Волго-Балтийский водный путь имени В.И.Ленина.
Благодаря этой системе от Рыбинска до Петербурга можно было добраться за 110 суток. Система имела 28 шлюзов и полушлюзов, 20 плотин, 12 водоспусков, 5 разводных мостов.
В другие подробности вдаваться здесь не будем: мы не инженеры. Но вот макеты шлюзовой системы в Вытегре можно увидеть. Причем, даже наблюдать за тем, как происходит шлюзование (и самим поучаствовать в процессе)
Для чего нужен шлюз? Для того, чтобы судно могло пройти по водоемам с разным уровнем воды, минуя пороги.
Процесс шлюзования включает в себя следующие этапы:
- Открываются входные ворота, судно заходит внутрь камеры
- Входные ворота закрываются.
- Открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Это достигается за счёт переливания или перекачивания воды из соседнего резервуара по направлению следования судна.
- Когда вода достигает необходимого уровня, равного тому, который имеется за выходными воротами камеры, затворы открываются, и судно выходит из шлюза.
В 1940-1941 гг. силами заключённых начато строительство Волго-Балтийского водного пути, в Вытегре был создан исправительно-трудовой лагерь. По сути, современный Волго- Балтийский путь был вручную вырыт заключёнными.
Во время Великой Отечественной войны к Вытегре подходила линия фронта. По водному пути шла эвакуация населения. В 1948-1952 годах вновь действовал Вытегорский исправительно-трудовой лагерь. Волго-Балтийский водный путь был открыт в 1964 году, что привело к новому росту значения города.
И обо всем этом я смогла бы узнать, если бы заглянула в Музей "Северные ворота". Но я в него не заглянула, т.к. в этот день уже побывала в музее-подводной лодке Б-440, стоящей здесь же - у берега реки Вытегра. А несколько музеев в день для меня многовато.
И что я могу сказать: обойти Вытегру (город) можно за один день. Что я и сделала, правда в два этапа.
Гуляла одна, т.к. у моего попутчика сильно разболелась нога. Да мне и проще одной - нос засунуть в любую "дырку" можно.
Первым делом, конечно, Набережная. Она в Вытегре небольшая, но очень красивая. Именно на ней сосредоточена вся информация по шлюзам и Мариинской системе. Здесь же - музей "Северные ворота".
Рядом с Набережной привлекло внимание вот это здание. Сразу видно - когда-то оно было религиозным сооружением, но в советский период храм переделали.
Здание оказалось бывшим Воскресенским собором (а ныне домом культуры).
Воскресенский собор возведен в 18 веке в стиле позднего барокко. Играл роль архитектурной доминанты в ансамбле набережной части Воскресенского проспекта. Был пятикупольным. Декор имел простой.
В советский период церковь была закрыта и перестроена. Завершение храма, барабаны, купола и колокольню разрушили, в связи с чем здание утратило своё градостроительное значение.
Осмотрев Набережную, поняла, что устала. И вернулась на съемную квартиру, где меня ждал несчастный друг с больной ногой. Пару часов посидела дома. В 9 часов вечера обратила внимание, что солнце и не думает заходить за горизонт. Вспомнила, что на Севере летом белые ночи. Обнаружила, что не посетила еще один старинный район - Красная горка. А по отзывам в интернете: "Красная горка — самое интересное, романтичное и историческое место в городе Вытегра".
Воспользовавшись тем, что "больной" мой выпил обезболивающее и заснул, я опять ушла гулять.
Ну что сказать Вам про белые ночи...Это не совсем как день, но и на ночь тоже не похоже. Двинулась в направлении Красной горки.
Старые вытегоры говорят, что до революции холм назывался Соборной Горкой. Это название холм получил, когда в 1788 году на его вершине был построен Сретенский собор. Однако уже в 1801 году из-за ошибки при закладке фундамента в стенах собора появились трещины и собор пришлось разобрать. Главным храмом Вытегры стал Воскресенский собор.
Ныне существующую Сретенскую церковь построили на Соборной Горке только через 70 лет и освятили в 1873 году. После революции церковь закрыли, и она пришла в полное запустение. На сегодняшний день церковь реконструирована.
Рядом со Сретенской церковью стоит деревянная часовня Исаакия Далматского.
Я разглядывала церковь в сумерках, да еще вокруг нее высажено много деревьев. Навигатор обозначил это место как дендропарк. И так как туристов, шляющихся по городу в 22 часа больше не было, мне было слегка страшновато в тени старых деревьев.
Здесь же - в дендропарке, стоит памятник поэту Серебряного века, представителю крестьянского направления в русской поэзии ХХ века, Николаю Алексеевичу Клюеву. Клюев родился недалеко от Вытегры, а в Вытегре учился.
Выбравшись из полумрака дендропарка, я вновь оказалась на светлой улице и пошла назад. Остановилась на мосту - до чего же красивый вид отсюда открывался. Шум строительной техники и проезжающих автомобилей затих, и я услышала крики чаек. Солнце медленно опускалось за горизонт...
Вернулась уставшая, но довольная. Я хотела посмотреть северный город и посмотрела его! А кто не очень хотел, тот все и проспал...
А утром следующего дня мы все же решили доехать до Онежского озера. И доехали. Но это будет уже совсем другая история...