В 1898 году в Москве и Туле практически одновременно открылись Московский художественный общедоступный театр-сад «Эрмитаж» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и частный театр «Эрмитаж» купца Федотова в Туле.
В 1896 году приезжий купец Яков Михайлович Федотов приобрёл за 7500 рублей у наследников усадьбу почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова и приступил к обустройству участка на перекрестке трех тульских улиц: Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (Революции, Халтурина и Демонстрации) для открытия сада и, в перспективе, театра.
Был разработан продуманный план будущего места отдыха горожан.
В первый же год в саду был открыт ресторан с большой открытой террасой, а на берегу пруда появились несколько беседок.
В нём круглый год играл оркестр, а для приготовления еды были наняты три повара с годовым окладом в 1000 рублей, что было соизмеримо с зарплатой уважаемого в те времена специалиста - врача в больнице, гостей за столиками обслуживали официанты.
Летом на пруду можно было покататься на лодках, на берегу устраивались водные праздники с иллюминацией и фейерверком.
В 1898 году в саду заканчивается строительство каменного здания театра с просторным зрительным залом, восемью ложами и балконом на 500 мест. Актёры получили удобную сцену с суфлерской будкой, 8 артистических уборных, комнату для бутафора, а также декорационную мастерскую.
Вход для зрителей был со стороны Серебрянской улицы, в фойе их ждал буфет с открытой террасой, а также выход на крытую веранду с видом на освещенный пруд и беседки.
Вся территория сада и постройки освещались электрическими фонарями, а здания отапливались с помощью водяного отопления собственной котельной с нефтяным двигателем.
Вход в сад и театр был платным.
В саду проводились гулянья с привычными для Тулы того времени ценами на вход, для этого в начале XX века надо было заплатить в воскресенье 30 копеек, а в остальные дни 20. А дальше посетителей ждала большая развлекательная программа с синематографом, театральными представлениями, кегельбаном, гражданским и военным оркестрами, игравшими с 7 часов вечера и грандиозным фейерверком в 12 часов ночи. Заканчивалась программа в час.
Проводились и благотворительные мероприятия, когда билеты с правом сидеть у сцены с учётом благотворительного сбора стоили 40 копеек.
Репертуар театра был разнообразен, включая в себя популярные пьесы по произведениям известных авторов.
На подмостках «Эрмитажа» выступали знаменитости, дававшие концерты в зале Дворянского собрания, в том числе и театральная труппа Станиславского.
В 1901 году на гастроли в Тулу приехали немецкие артисты под управлением Жозефино, давшие несколько спектаклей на немецком языке. Афиша интересна ещё и тем, что в ней были указаны цены на билеты. Из неё следовало, что в зале были ложи, 16 рядов для зрителей в партере, амфитеатр, 4 ряда на балконе и галёрка.
В августе 1900 года на сцене театра "Эрмитаж" блистала русская драматическая актриса Елизавета Николаевна Горева (1859—1917), выступавшая в Туле в 1892 году в театре-цирке Труцци.
В 15 лет (1874 год) она дебютировала на сцене. Играла во многих провинциальных театрах, с успехом работала в Берлине и Лейпциге (1886), где исполнила по-русски вместе с немецкими артистами главные роли в спектаклях «Адриенна Лекуврер», «Мария Стюарт» и «Дама с камелиями».
В 1880 г. в Вильно она впервые сыграла Марию Стюарт в одноимённой пьесе Ф. Шиллера, ставшую её коронной ролью. Через 20 лет этот спектакль в её исполнении увидели тульские зрители в театре "Эрмитаж" (в 1892 году этот спектакль с участием Горевой был показан на сцене театра-цирка Труцци).
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Несомненное, но неровное дарование Г. не отличается законченностью. Репертуар её по преимуществу мелодраматический». «Попытки попасть на Императорскую сцену не увенчались успехом, несмотря на три удачных дебюта». Только в 1895 г. Горева была принята по Высочайшему повелению в Александринский театр.
В Туле актриса выступила с огромным успехом.
В мае 1903 года на сцене "Эрмитажа выступал Петр Невский (Емельянов Петр Елисеевич) (04.1852, С.-Петербург — 22.03/04.04.1916, Москва) — гармонист-виртуоз, куплетист, сочетавший игру на хроматической гармони с исполнением куплетов, скороговорок, песен. Свои выступления он театрализовал, используя различные костюмы: русские песни исполнял в расшитом кафтане и боярской шапке, песни городских ремесленников в яркой русской рубахе, жилете и шапке с пером, шуточные злободневные песни в «босяцком» костюме. Разыгрывал целые сценки («Азбука», «Игрушечник»). Его музыкальный талант дополнялся актерским дарованием, отличной дикцией, мастерством фразировки.
Сад и театр успешно проработали до осени 1914 года.
В 1914 году здесь находился театр и сад Купеческого собрания. Здесь по-прежнему проводились народные гулянья, давались спектакли в закрытом театре и на открытой сцене, устраивались благотворительные мероприятия. В июне 1914 года собравшимся показали даже индийского слона Ямбо-Второго.
В годы Первой мировой войны в театре «Эрмитаж» разместился военный госпиталь, а супруга губернского прокурора Петрова была его попечителем.
После революции сад «Эрмитаж» стал исключительно летним и вскоре получил в дополнение второе название «Летний клуб и театр железнодорожников на углу ул. Калужской и Халтурина», именно так он именовался в справочнике "Вся Тула и Тульская губерния", изданном в 1925 году.
На карте Тулы 1925 года пруд сада уже не обозначен.
После того, как железнодорожники построили к 1930 году Дворец культуры на ул. Д. Ульянова, клуб на Калужской оказался никому не нужным и пришел в запустенье. Вскоре он был снесен.
При строительстве медицинского училища, судя по всему, остатки некогда красивого пруда сравняли с землей, но вполне возможно, что некоторые деревья, растущие сегодня возле учебных корпусов, застали «эрмитажные» времена.