Найти в Дзене
О Туле с любовью

О чём рассказали старые афиши. Театр и сад "Эрмитаж" в Туле.

В 1898 году в Москве и Туле практически одновременно открылись Московский художественный общедоступный театр-сад «Эрмитаж» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и частный театр «Эрмитаж» купца Федотова в Туле. В 1896 году приезжий купец Яков Михайлович Федотов приобрёл за 7500 рублей у наследников усадьбу почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова и приступил к обустройству участка на перекрестке трех тульских улиц: Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (Революции, Халтурина и Демонстрации) для открытия сада и, в перспективе, театра. Был разработан продуманный план будущего места отдыха горожан. В первый же год в саду был открыт ресторан с большой открытой террасой, а на берегу пруда появились несколько беседок. В нём круглый год играл оркестр, а для приготовления еды были наняты три повара с годовым окладом в 1000 рублей, что было соизмеримо с зарплатой уважаемого в те времена специалиста - врача в больнице, гостей за столиками обсл

В 1898 году в Москве и Туле практически одновременно открылись Московский художественный общедоступный театр-сад «Эрмитаж» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и частный театр «Эрмитаж» купца Федотова в Туле.

В 1896 году приезжий купец Яков Михайлович Федотов приобрёл за 7500 рублей у наследников усадьбу почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова и приступил к обустройству участка на перекрестке трех тульских улиц: Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (Революции, Халтурина и Демонстрации) для открытия сада и, в перспективе, театра.

Карта Тулы 1898 года.
Карта Тулы 1898 года.

Был разработан продуманный план будущего места отдыха горожан.

Источник: Бренды России. Тула
Источник: Бренды России. Тула

В первый же год в саду был открыт ресторан с большой открытой террасой, а на берегу пруда появились несколько беседок.

В нём круглый год играл оркестр, а для приготовления еды были наняты три повара с годовым окладом в 1000 рублей, что было соизмеримо с зарплатой уважаемого в те времена специалиста - врача в больнице, гостей за столиками обслуживали официанты.

-5

Летом на пруду можно было покататься на лодках, на берегу устраивались водные праздники с иллюминацией и фейерверком.

В 1898 году в саду заканчивается строительство каменного здания театра с просторным зрительным залом, восемью ложами и балконом на 500 мест. Актёры получили удобную сцену с суфлерской будкой, 8 артистических уборных, комнату для бутафора, а также декорационную мастерскую.

Вход для зрителей был со стороны Серебрянской улицы, в фойе их ждал буфет с открытой террасой, а также выход на крытую веранду с видом на освещенный пруд и беседки.

Вся территория сада и постройки освещались электрическими фонарями, а здания отапливались с помощью водяного отопления собственной котельной с нефтяным двигателем.

Вход в сад и театр был платным.

-7

В саду проводились гулянья с привычными для Тулы того времени ценами на вход, для этого в начале XX века надо было заплатить в воскресенье 30 копеек, а в остальные дни 20. А дальше посетителей ждала большая развлекательная программа с синематографом, театральными представлениями, кегельбаном, гражданским и военным оркестрами, игравшими с 7 часов вечера и грандиозным фейерверком в 12 часов ночи. Заканчивалась программа в час.

Проводились и благотворительные мероприятия, когда билеты с правом сидеть у сцены с учётом благотворительного сбора стоили 40 копеек.

Репертуар театра был разнообразен, включая в себя популярные пьесы по произведениям известных авторов.

На подмостках «Эрмитажа» выступали знаменитости, дававшие концерты в зале Дворянского собрания, в том числе и театральная труппа Станиславского.

В 1901 году на гастроли в Тулу приехали немецкие артисты под управлением Жозефино, давшие несколько спектаклей на немецком языке. Афиша интересна ещё и тем, что в ней были указаны цены на билеты. Из неё следовало, что в зале были ложи, 16 рядов для зрителей в партере, амфитеатр, 4 ряда на балконе и галёрка.

В августе 1900 года на сцене театра "Эрмитаж" блистала русская драматическая актриса Елизавета Николаевна Горева (1859—1917), выступавшая в Туле в 1892 году в театре-цирке Труцци.

В 15 лет (1874 год) она дебютировала на сцене. Играла во многих провинциальных театрах, с успехом работала в Берлине и Лейпциге (1886), где исполнила по-русски вместе с немецкими артистами главные роли в спектаклях «Адриенна Лекуврер», «Мария Стюарт» и «Дама с камелиями».

В 1880 г. в Вильно она впервые сыграла Марию Стюарт в одноимённой пьесе Ф. Шиллера, ставшую её коронной ролью. Через 20 лет этот спектакль в её исполнении увидели тульские зрители в театре "Эрмитаж" (в 1892 году этот спектакль с участием Горевой был показан на сцене театра-цирка Труцци).

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Несомненное, но неровное дарование Г. не отличается законченностью. Репертуар её по преимуществу мелодраматический». «Попытки попасть на Императорскую сцену не увенчались успехом, несмотря на три удачных дебюта». Только в 1895 г. Горева была принята по Высочайшему повелению в Александринский театр.

В Туле актриса выступила с огромным успехом.

В мае 1903 года на сцене "Эрмитажа выступал Петр Невский (Емельянов Петр Елисеевич) (04.1852, С.-Петербург — 22.03/04.04.1916, Москва) — гармонист-виртуоз, куплетист, сочетавший игру на хроматической гармони с исполнением куплетов, скороговорок, песен. Свои выступления он театрализовал, используя различные костюмы: русские песни исполнял в расшитом кафтане и боярской шапке, песни городских ремесленников в яркой русской рубахе, жилете и шапке с пером, шуточные злободневные песни в «босяцком» костюме. Разыгрывал целые сценки («Азбука», «Игрушечник»). Его музыкальный талант дополнялся актерским дарованием, отличной дикцией, мастерством фразировки.

Сад и театр успешно проработали до осени 1914 года.

В 1914 году здесь находился театр и сад Купеческого собрания. Здесь по-прежнему проводились народные гулянья, давались спектакли в закрытом театре и на открытой сцене, устраивались благотворительные мероприятия. В июне 1914 года собравшимся показали даже индийского слона Ямбо-Второго.

В годы Первой мировой войны в театре «Эрмитаж» разместился военный госпиталь, а супруга губернского прокурора Петрова была его попечителем.

После революции сад «Эрмитаж» стал исключительно летним и вскоре получил в дополнение второе название «Летний клуб и театр железнодорожников на углу ул. Калужской и Халтурина», именно так он именовался в справочнике "Вся Тула и Тульская губерния", изданном в 1925 году. На открытках 1920-30-х годов он также назывался садом клуба им. Ленина.

План Тулы 1925 года.
План Тулы 1925 года.

На карте Тулы 1925 года пруд сада уже не обозначен.

После того, как железнодорожники построили к 1930 году Дворец культуры на ул. Д. Ульянова, клуб на Калужской оказался никому не нужным и пришел в запустенье. Вскоре он был снесен.

При строительстве медицинского училища, судя по всему, остатки некогда красивого пруда сравняли с землей, но вполне возможно, что некоторые деревья, растущие сегодня возле учебных корпусов, застали «эрмитажные» времена.

Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.