Найти в Дзене

Мариано Фортуни. Архаика и современность

Лаконичность линий моды начала XX столетия не нова. Простейшее одеяние Древней Греции - пеплос, оно окутывает тело выразительными складками, но представляет собой всего лишь сложенный пополам прямоугольник ткани с отвёрнутым наружу верхним краем. На плечах одежда удерживалась пряжками, подпоясывалась - и всё. Фактура ткани, пластика складок, обрисовывающих человеческое тело, орнамент по краю создали классический образ, строгий и чувственный одновременно. На протяжении веков мода то переживает увлечение многослойными конструкциями, подчас существующими самостоятельно от анатомии (корсеты, фижмы, кринолины, турнюры), то играет с античностью, восхищаясь простотой и лаконизмом. Прямые цитаты античной и византийской туники использовал в своём творчестве Мариано Фортуни (1871–1949). В 2017 году в Эрмитаже проходила выставка "Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции", а сейчас костюмы его авторства представлены в экспозиции "моды ар-деко". Мариано Фортуни-и-Мадрасо (каталонский Мариа Фортуни-

Лаконичность линий моды начала XX столетия не нова. Простейшее одеяние Древней Греции - пеплос, оно окутывает тело выразительными складками, но представляет собой всего лишь сложенный пополам прямоугольник ткани с отвёрнутым наружу верхним краем. На плечах одежда удерживалась пряжками, подпоясывалась - и всё. Фактура ткани, пластика складок, обрисовывающих человеческое тело, орнамент по краю создали классический образ, строгий и чувственный одновременно.

Пеплос. Источник: https://br.pinterest.com/pin/474777985693527803/
Пеплос. Источник: https://br.pinterest.com/pin/474777985693527803/

На протяжении веков мода то переживает увлечение многослойными конструкциями, подчас существующими самостоятельно от анатомии (корсеты, фижмы, кринолины, турнюры), то играет с античностью, восхищаясь простотой и лаконизмом.

Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Давид,_Жак_Луи#/media/Файл:Madame_Récamier_painted_by_Jacques-Louis_David_in_1800.jpg
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Давид,_Жак_Луи#/media/Файл:Madame_Récamier_painted_by_Jacques-Louis_David_in_1800.jpg

Прямые цитаты античной и византийской туники использовал в своём творчестве Мариано Фортуни (1871–1949). В 2017 году в Эрмитаже проходила выставка "Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции", а сейчас костюмы его авторства представлены в экспозиции "моды ар-деко".

Экспозиция выставки "Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции" в Государственном Эрмитаже. Источник: https://hermitage-magazine.ru/articles/volshebnik-iz-venecii/
Экспозиция выставки "Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции" в Государственном Эрмитаже. Источник: https://hermitage-magazine.ru/articles/volshebnik-iz-venecii/

Экспозиция выставки "Упакованные грёзы. Мода ар-деко" в Государственном Эрмитаже. Фотография автора
Экспозиция выставки "Упакованные грёзы. Мода ар-деко" в Государственном Эрмитаже. Фотография автора

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (каталонский Мариа Фортуни-и-де-Мадрасо) - испанский художник и дизайнер, он родился в Гранаде, был сыном знаменитого живописца-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсаля (1838-1874).

Мариано Фортуни-и-Марсаль. Продавец ковров. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/479633429042200474/
Мариано Фортуни-и-Марсаль. Продавец ковров. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/479633429042200474/

Студия отца, Мариано Фортуни-и-Марсаля, в Риме. Написана его другом и зятем Рикардо де Мадрасо. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(painter)
Студия отца, Мариано Фортуни-и-Марсаля, в Риме. Написана его другом и зятем Рикардо де Мадрасо. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(painter)

Как мы видим, Фортуни-дизайнер с детства был окружён атмосферой пышного и пряного Востока. Он лишился отца в три года и его мать, Сесилия, переехала в Париж. Во Франции Мариано получает художественное образование, он быстро нашёл призвание в мире искусства и светской жизни столицы моды. Кроме того, его родители увлекались коллекционированием тканей, отец собирал изделия из металла и доспехи. Безусловно, это увлечение различными фактурами проявилось в творчестве молодого дизайнера.

В 18 лет он переехал в Венецию, где посещал художественные кружки, подружился с Габриэлем Д’Аннунцио, Гуго фон Гофмансталем, маркизой Казати, Элеонорой Дузе и принцем Фрицем Гогенлоэ-Вальденбургом. Фортуни был разносторонним художником и инженером, он увлекался сценографией, разработкой освещения, он ставил эксперименты со светом на чердаке своего палаццо Пезаро Орфеи.

Палаццо Пезаро Орфеи в Венеции, музей Мариано Фортуни. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)
Палаццо Пезаро Орфеи в Венеции, музей Мариано Фортуни. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)

Музей Мариано Фортуни. Палаццо Пезаро. Источник: https://www.visit-venice-italy.com/art-painters/mariano-fortuny-y-madrazo-venice-italy.html
Музей Мариано Фортуни. Палаццо Пезаро. Источник: https://www.visit-venice-italy.com/art-painters/mariano-fortuny-y-madrazo-venice-italy.html

Наибольшую известность Фортуни получил в области дизайна одежды. Его жена, Анриетта Нигрен была опытной портнихой и помогала создавать многие из их моделей. С 1902 года они жили в палаццо Пезаро Орфеи в Венеции, где Фортуни разместил работы своего отца, отцовские и собственные коллекции произведений искусства.

"Он называл палаццо своим «мозговым центром», где было много комнат для экспериментов и изобретений.
Неясно, интересовался ли Фортуни дизайном одежды или обладал ли какими-либо способностями к этому до знакомства с Нигрен. Его первые работы с тканью появились после того, как они начали жить вместе, и сохранилось мало документов, подтверждающих, чьи это были творения - её или его, - за исключением процесса плиссировки шёлка, который был изобретением Нигрен.
Фортуни и Нигрен также черпали вдохновение в стилях прошлого для создания своих модных коллекций, вдохновляясь лёгкой, воздушной одеждой Древней Греции, которая облегала тело и подчёркивала естественные изгибы и формы женского тела.
Фортуни и Нигрен восстали против популярных в то время линий кроя, и Анриетта создала платье "Дельфос", шифоновое платье из тонко плиссированного шёлка, утяжелённого стеклянными бусинами, которые держали форму и струились по телу. Никто не смог воссоздать такую же тонкую плиссировку, как у них, или такую же форму, как у их платьев, которая сохранялась на протяжении многих лет. Они также изготавливали собственные красители и пигменты для тканей, используя древние методы. С помощью этих красителей они начали печатать на бархате и шёлке и окрашивать их с помощью изобретенного ими пресса с деревянными блоками, на которые они наносили рисунок".
Дельфийский возничий. Около 470 г. до н. э. Источник: https://fi.pinterest.com/pin/390968811387148092/
Дельфийский возничий. Около 470 г. до н. э. Источник: https://fi.pinterest.com/pin/390968811387148092/

В моделях Фортуни-Нигрен ясно читается обобщение объемов греческой Архаики, когда драпировки подчиняются единому целому, не разбивая объём, а словно стекают по телу, подчиняясь его рисунку, и мягкость моделировки Ранней Классики.

Мариано Фортуни. Платье "Дельфос"
Мариано Фортуни. Платье "Дельфос"

В сотрудничестве с Анриеттой Нигрен Фортуни начал производить ткани и набивной текстиль, вдохновляясь роскошью бархатных и парчовых полотен Византии и Ренессанса.

Ткань бархатная разноцветная с растительным узором по белому атласному фону. Первая половина XV в. Италия. Шелк; бархат. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/what-s-on/7ea034d380f2027c1d839584c451418d?lng=ru
Ткань бархатная разноцветная с растительным узором по белому атласному фону. Первая половина XV в. Италия. Шелк; бархат. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/what-s-on/7ea034d380f2027c1d839584c451418d?lng=ru
Мариано Фортуни. Текстиль для обивки мебели. Около 1920. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)
Мариано Фортуни. Текстиль для обивки мебели. Около 1920. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)

В творчестве Мариано Фортуни причудливо соединились восхищение Востоком, старинными предметами, богатством фактур венецианского бархата эпохи Возрождения и в то же время предельный лаконизм силуэтов Древней Греции и Византии. Так, на основе внимательного изучения древности дизайнер создал неповторимый образ изменчивой, но привлекательной и многослойной по контексту современности.

Платье из золотой парчи Фортуни 1926 года и туника из набивной марли в стиле аба. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)
Платье из золотой парчи Фортуни 1926 года и туника из набивной марли в стиле аба. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mariano_Fortuny_(designer)

Источники:

wiki/Mariano_Fortuny_(designer)

fortuny.visitmuve.it

Mariano Fortuny's Palazzo Pesaro Museum