Лаконичность линий моды начала XX столетия не нова. Простейшее одеяние Древней Греции - пеплос, оно окутывает тело выразительными складками, но представляет собой всего лишь сложенный пополам прямоугольник ткани с отвёрнутым наружу верхним краем. На плечах одежда удерживалась пряжками, подпоясывалась - и всё. Фактура ткани, пластика складок, обрисовывающих человеческое тело, орнамент по краю создали классический образ, строгий и чувственный одновременно.
На протяжении веков мода то переживает увлечение многослойными конструкциями, подчас существующими самостоятельно от анатомии (корсеты, фижмы, кринолины, турнюры), то играет с античностью, восхищаясь простотой и лаконизмом.
Прямые цитаты античной и византийской туники использовал в своём творчестве Мариано Фортуни (1871–1949). В 2017 году в Эрмитаже проходила выставка "Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции", а сейчас костюмы его авторства представлены в экспозиции "моды ар-деко".
Мариано Фортуни-и-Мадрасо (каталонский Мариа Фортуни-и-де-Мадрасо) - испанский художник и дизайнер, он родился в Гранаде, был сыном знаменитого живописца-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсаля (1838-1874).
Как мы видим, Фортуни-дизайнер с детства был окружён атмосферой пышного и пряного Востока. Он лишился отца в три года и его мать, Сесилия, переехала в Париж. Во Франции Мариано получает художественное образование, он быстро нашёл призвание в мире искусства и светской жизни столицы моды. Кроме того, его родители увлекались коллекционированием тканей, отец собирал изделия из металла и доспехи. Безусловно, это увлечение различными фактурами проявилось в творчестве молодого дизайнера.
В 18 лет он переехал в Венецию, где посещал художественные кружки, подружился с Габриэлем Д’Аннунцио, Гуго фон Гофмансталем, маркизой Казати, Элеонорой Дузе и принцем Фрицем Гогенлоэ-Вальденбургом. Фортуни был разносторонним художником и инженером, он увлекался сценографией, разработкой освещения, он ставил эксперименты со светом на чердаке своего палаццо Пезаро Орфеи.
Наибольшую известность Фортуни получил в области дизайна одежды. Его жена, Анриетта Нигрен была опытной портнихой и помогала создавать многие из их моделей. С 1902 года они жили в палаццо Пезаро Орфеи в Венеции, где Фортуни разместил работы своего отца, отцовские и собственные коллекции произведений искусства.
"Он называл палаццо своим «мозговым центром», где было много комнат для экспериментов и изобретений.
Неясно, интересовался ли Фортуни дизайном одежды или обладал ли какими-либо способностями к этому до знакомства с Нигрен. Его первые работы с тканью появились после того, как они начали жить вместе, и сохранилось мало документов, подтверждающих, чьи это были творения - её или его, - за исключением процесса плиссировки шёлка, который был изобретением Нигрен.
Фортуни и Нигрен также черпали вдохновение в стилях прошлого для создания своих модных коллекций, вдохновляясь лёгкой, воздушной одеждой Древней Греции, которая облегала тело и подчёркивала естественные изгибы и формы женского тела.
Фортуни и Нигрен восстали против популярных в то время линий кроя, и Анриетта создала платье "Дельфос", шифоновое платье из тонко плиссированного шёлка, утяжелённого стеклянными бусинами, которые держали форму и струились по телу. Никто не смог воссоздать такую же тонкую плиссировку, как у них, или такую же форму, как у их платьев, которая сохранялась на протяжении многих лет. Они также изготавливали собственные красители и пигменты для тканей, используя древние методы. С помощью этих красителей они начали печатать на бархате и шёлке и окрашивать их с помощью изобретенного ими пресса с деревянными блоками, на которые они наносили рисунок".
В моделях Фортуни-Нигрен ясно читается обобщение объемов греческой Архаики, когда драпировки подчиняются единому целому, не разбивая объём, а словно стекают по телу, подчиняясь его рисунку, и мягкость моделировки Ранней Классики.
В сотрудничестве с Анриеттой Нигрен Фортуни начал производить ткани и набивной текстиль, вдохновляясь роскошью бархатных и парчовых полотен Византии и Ренессанса.
В творчестве Мариано Фортуни причудливо соединились восхищение Востоком, старинными предметами, богатством фактур венецианского бархата эпохи Возрождения и в то же время предельный лаконизм силуэтов Древней Греции и Византии. Так, на основе внимательного изучения древности дизайнер создал неповторимый образ изменчивой, но привлекательной и многослойной по контексту современности.
Источники:
wiki/Mariano_Fortuny_(designer)
fortuny.visitmuve.it
Mariano Fortuny's Palazzo Pesaro Museum