Спин-офф — звучит энергично и по-спортивному бодро, но на деле часто оказывается не совсем удачной затеей. Вот и добротная франшиза про Джона Уика, увы, скатилась в сторону концептуальной безвкусицы.
Полагаю, дело было так: ребята из знаменитого и успешного сериала решили люто скреативить, дабы собрать еще больше денег. Явно недолго думая, они заменили героя-мужчину на женщину, а режиссера Чада Стахелски - на Лена Уайзмана. Постановив, что это должно сработать, парни ударили по рукам.
Действие остросюжетного боевика "Балерина" (2025), который на этот раз снимал уже Уайзман, происходит между третьим и четвертым "Джоном Уиком". Самого Уика (Киану Ривз) мы почти не видим, так как все экранное время занимает новая главная героиня - смертоносная мстительница Ева Макарро (Ана де Армас). Радости этот факт не добавляет, но давайте обо всем по порядку, коротко и без спойлеров.
У маленькой Евы люди из мафиозной секты во главе с человеком по прозвищу Канцлер (Гэбриел Бирн) убивают отца, и она остается сиротой. Девочку берут на воспитание в криминальную семью руска рома, где она оказывается на попечении Директрисы нью-йоркской балетной школы, а по совместительсву наставницы академии наемных убийц и их всеобщей Мамы (Анжелика Хьюстон).
С балетом у Евы сразу не заладилось, зато боевую подготовку она проходит с отличием, после чего улетает в Европу. Сперва боец Макарро, получившая позывной "Кикимора", направляется в Прагу, а оттуда - в заснеженное альпийское местечко, дабы там десятками расстреливать разных негодяев, мстя им за своего отца. Фактически это все о сюжете.
Теперь пройдемся по производству, традиционно начав с хорошего. Кажется, все нужное для экшена здесь имеется: кровавые боевые сцены, на которые обычно ходят смотреть ценители жанра; жесткий баттл на дискотеке, повторяющийся из серии в серию; смертельные драки обеденными тарелками и даже фигурными коньками; эффектная перестрелка между огнеметом и водометом.
Сохранился и звездный каст франшизы: Анжелика Хьюстон, Иэн Макшейн, Лэнс Реддик (ныне покойный). Никуда не исчез уже ставший своеобразным символом сериала псевдорусский антураж, окружающий руска рома: бронзовые светильники, тяжелые гардины, дубовая мебель, массивные кольца и цепи, крепкие мужские шеи и затылки, татуировки по всю спину на латыни. Да и в фамилии героини - Макарро - разве не слышится название русского пистолета? Настоящий карнаваль ля рюс.
Есть тут и сам Джон Уик, заглянувший на огонек к Маме, у которого с Евой состоялся короткий диалог. Киану Ривз выглядит измученным и смертельно усталым, хотя и не убивает никого карандашом, как обычно. Возможно, на фоне своей молодой партнерши, или так и было задумано, ведь его герой по сюжету спасается от погони, будучи объявленным экскомьюникадо.
Ну а теперь к замечаниям, которых, к сожалению, будет много. Говорят, что оставшийся продюсером картины Стахелски, посмотрев уже отснятый Уайзманом материал, совершенно офигел оказался в замешательстве и срочно переснял заново едва ли не половину ленты. Ничего удивительного, ведь режиссеров сериалов и коней на переправе меняют лишь в крайнем случае. В итоге вышло так, что "Балерина" одновременно и похожа на предыдущие серии франшизы, и здорово от них отличается. Но органично это отнюдь не выглядит.
Также из истории исчезли обаяние, драйвовость и тонко стилизованная ироничность, за которую так любили Джона Уика - Бабу Ягу, Дитя Белоруссии, Джордани Йовановича. Рановато создатели почти что полностью убрали героя Ривза, никого равноценого не приведя на его место.
Де Армас играет не лучше и не хуже, чем обычно, но ее Ева словно не главная героиня, а второстепенный персонаж с полным объемом экранного времени. Тема балета, заявленная в навании, и близко не раскрыта, а лишь слабо отыграна крупными планами крутящей фуэте игрушечной балериной.
А вот тема "Ана Де Армас и каскадеры" - это вообще беспощадная сатира. Чистенький костюмчик, свежий маникюр, помада на месте, тушь не потекла, волосы не растрепались, глаз горит, взгляд игривый - ну прямо молодая помощница адвоката на практике, а не наемный убийца Кикимора. Я когда дома убираюсь более устрашающе выгляжу.
Причем даже после очередного швыряния фейсом о землю Ана остается этакой яппи. Хорошо, что хоть гримеры потом догадались нарисовать девушке аккуратненький кровоподтек на лбу. Боевые сцены актрисе, как и балет, тоже оказались "не по природе". (А помните, как во 2-ом Уике дралась Руби Роуз?!)
Кстати, как только заговорили о съемках "Балерины", на роль Евы рассматривали разных актрис. Не знаю, спасли бы они фильм или нет, но вот драматичности персонажу возможно и добавили. От Армас же я все время с опаской ждала, что она, в точности, как ее героиня в "Кто там", ловко скинет с себя одежду и начнет красиво мыться в душе.
Безрадостно видеть и Бирна, словно на автомате играющего унылого сектанта. Но вины в этом его нет - играл что дали. А ведь как можно было щедро расписать характер такого роскошного персонажа!..
На пару кадров был приглашен и Норман Ридус, вместо которого вполне мог бы недолго побыть в кадре любой лохматый статист со стволом. Но раз бюджет позволяет, чего копейничать-то?
Уайзман, на мой взгляд, снял нечто, сильно напоминающее комикс или рекламный ролик, пусть и брутальный, с заранее анонсированной стрельбой резиновыми пулями из распечатанного на 3D-принтере Глока. Но дело не в том, что "Балерина" плохой фильм, отнюдь. Просто он неважно снят в дополнение к очень хорошему. Для меня же самым лучшим фильмом франшизы "Джон Уик" по-прежнему остается его второй фильм - римская история.
Тем не менее, новая картина была принята хорошо и критиками, и зрителями. Де Армас же не похвалил только ленивый. Поэтому не торопитесь полагаться лишь на мою оценку, заимейте собственную.
Итак, кому рекомендую смотреть: ценителям жанра, поклонникам франшизы, фанатам Аны де Армас и соскучившимся по Киану Ривзу.
Главное условие - большой экран.
На сегодня все, прощаюсь.
О "Джон Уик-4" можно почитать тут:
И помните: о вкусах не спорят, из-за них скандалят и ругаются.