Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Геннадий Гладков: композитор, который «всегда делал то, что хотел»

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте! На Геннадия Гладкова как композитора я обратил внимание в 1973-м году. Год был как год: на советской эстраде глядела в озёра синие Екатерина Шаврина, стояла на полустаночке Валентина Толкунова, один раз в год цвели сады у Анны Герман, свистели мгновения у виска Иосифа Кобзона – всё, как всегда. Словом, ничего достойного внимания для человека, который заслушивался битлами, шоками, пинками и пёрплами. Да и ВИА в то время особенно какими-то роками не радовали, исполняли, практически, то же самое, только при этом ещё электрогитары в руках держали: чем, например, отличаются от всего выше мною перечисленного Самоцветы с «Добрыми приметами»? Хотя были уже, конечно, и «Варшавский дождь», и «Как прекрасен этот мир». И тут – бабах! – песня заезжих гастролёров из мультфильма «По следам бременских музыкантов»! Правда, для этого пришлось обыграть должным образом ситуацию в мультике и написать такой текст, чтобы это всё выглядело как пародия. Да и ладно! Получило
Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

На Геннадия Гладкова как композитора я обратил внимание в 1973-м году.

Год был как год: на советской эстраде глядела в озёра синие Екатерина Шаврина, стояла на полустаночке Валентина Толкунова, один раз в год цвели сады у Анны Герман, свистели мгновения у виска Иосифа Кобзона – всё, как всегда.

Словом, ничего достойного внимания для человека, который заслушивался битлами, шоками, пинками и пёрплами.

Да и ВИА в то время особенно какими-то роками не радовали, исполняли, практически, то же самое, только при этом ещё электрогитары в руках держали: чем, например, отличаются от всего выше мною перечисленного Самоцветы с «Добрыми приметами»? Хотя были уже, конечно, и «Варшавский дождь», и «Как прекрасен этот мир».

И тут – бабах! – песня заезжих гастролёров из мультфильма «По следам бременских музыкантов»! Правда, для этого пришлось обыграть должным образом ситуацию в мультике и написать такой текст, чтобы это всё выглядело как пародия. Да и ладно! Получилось очень заводно́ и вполне даже роково.

Геннадий Гладков.
Геннадий Гладков.

В 1969-м вышел первый фильм темы: «Бременские музыканты» и с музыкой того же Геннадия Гладкова, однако лично на меня в музыкальном плане он впечатления не произвёл.

Поскольку Геннадий Гладков писал для фильмов и мультфильмов, трудно было ожидать от него ещё чего-то похожего – это когда ж ещё в следующий раз какому-то режиссёру вздумается спародировать западную музыку! - тем не менее, для меня он и после этого стал своим композитором, и слова «музыка Геннадия Гладкова» стали как бы Знаком Качества.

Чувствуется, что и самому композитору такого хотелось: ведь всего двумя годами позже линию зарубежных гастролёров продолжили «Дикие гитары» из «Новогодних приключений Маши и Вити». Да и, по его словам, он всегда занимался только тем. Чего сам хотел:

- Как к вашему творчеству относились в Союзе композиторов?

- Особо не ругали, но ворчали: мол, вместо того, чтобы писать сонаты, посвящённые великим стройкам коммунизма, "Гладков занимается всякой ерундой". Словом, с самого начала у меня в Союзе композиторов была такая… подпорченная репутация. Однако при этом там знали, что бороться со мной бесполезно. Я всегда делал то, что хотел. Что-то поощрялось, что-то нет. Бывало, что и договоры не подписывали, и денег не платили, и за границу не пускали. Но я - упрямый.

Самому Геннадию Гладкову из всего его творчества больше всего нравилась вступительная песня к фильму «Собака на сене». И в том же интервью неожиданно заявил, что больше любит слушать чужую музыку, нежели свою, потому что его музыка… она обычная!

Разумеется, следует согласиться, что и из «чужой» музыки есть очень прекрасные песни, но ведь и песни самого Гладкова любят миллионы людей в нашей стране!

Мы к вам заехали на час

Вообще мультик-то был очень необычным: Принцесса в платюшке выше коленок, Трубадур в джинсах – это вместо традиционных сказочных персонажей в костюмах где-то возле 18-го века!

И всё из-за Геннадия Гладкова. Песни к первой серии «Бременских» он написал ещё до того, как были сделаны эскизы персонажей, и, прослушав их, съёмочная группа решила, что не подходят к песням традиционные образы. И, разумеется, заграничные певцы полностью соответствовали представлениям об их образах и манере исполнения песен.

Меня с этой песней грандиозно обмануло отечественное телевидение. Не меня одного жутко интересовало, а кто же поёт-то? И через некоторое время Элеонора Беляева в самом начале своей передачи «Музыкальный киоск» заявила: так, мол, и так, нас часто спрашивают, кто поёт песню заграничных певцов, и сегодня мы ответим на этот вопрос.

Я честно просидел перед телевизором всё время передачи, а в конце Беляева сказала, что это была просто шутка и в записи приняли участие музыканты из разных ВИА. Моё разочарование трудно измерить какой-то мерой.

Теперь-то мы, конечно, знаем, что пел Леонид Бергер в сопровождении ансамбля «Песняры». Первым-то, естественно, исполнил Мулявин, но было слишком очевидно, что его белорусский выговор мало похож на зарубежный акцент.

Ну, понятно, почему Беляева не могла тогда этого сказать: в том же 1973-м Бергер уехал в Австралию.

Текст к песне написал Юрий Энтин.

Максим Дунаевский: «Я считаю, все композиторы моего поколения: Лёша Рыбников, Саша Журбин, я - мы все вышли из «Бременских музыкантов». («Мы все вышли из «Шинели» Гоголя» - Фёдор Достоевский).

Проснись и пой

Многие кинозрители были свято уверены, что песня написана для фильма «Джентльмены удачи» (1971 г.), ибо она там прозвучала.

Однако она была написана годом раньше для одноимённого театрального спектакля Марка Захарова по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дьярфаша «Лазейка», и впервые её исполнила со сцены Театра сатиры Нина Корниенко, а в «Джентльменах» её пела Лариса Мондрус (в кадре её изображает Галина Микеладзе).

Во второй половине нулевых песня «Проснись и пой» стала еженедельно звучать в телеэфире. Произошло это благодаря программе, идея которой строилась на том, чтобы исполнители новой эпохи перепевали песни прошлых лет. Инициатива создания шоу, известного под названием «Жизнь прекрасна», принадлежала Левону Оганезову. Коллективное исполнение песни участниками программы под аккомпанемент Левона Оганезова и его ансамбля закрывало каждый выпуск.

Текст песни – Владимир Луговой.

Песня «Диких гитар»

Это сейчас так: захотел посмотреть фильм – нашёл на своей флешке или в Инете – смотри! Никаких проблем.

А ведь было не так: хочешь посмотреть фильм – жди, когда его по телевизору покажут.

Сын ходил в детский садик, очень любил «Новогодние приключения Маши и Вити» и вот - какой ужас! Завтра показывают по ТВ, а он в это время будет в садике!

Ну, эту-то проблему решили без проблем: бабушка зайдёт за ним и заберёт пораньше.

Но суровая действительность внесла свои коррективы. Прихожу с работы и ещё через дверь слышу горький плач сына: свет в доме отключили из-за ремонтных работ! Это ведь для ребёнка кошмар просто: теперь жди, когда в следующий раз покажут!

К счастью, свет потом включили, он сразу же забыл обо всех своих горестях и половину фильма всё же увидел.

Потом так же беззаветно любила этот фильм внучка. Но ей легче: попросила меня, я ей с флешки включил, она забирается на кровать и весь фильм смотрит, стоя на ногах. А как же смотреть иначе? Ведь надо повторять за героями фильма все их движения. Любимый её эпизод – песня бас-гитариста (леволапого, почти как Маккартни) и вокалиста «Диких гитар» дикого кота Матвея.

Замечу попутно, что песне как нельзя лучше подошёл голос Михаила Боярского. Если бы пел не он (а вначале в фильм был на эту роль приглашён другой артист), песня и наполовину не была бы так хороша (моё мнение).

Ну, а в той песне, караоке которой привожу, довольно много пасхалок: уже приведённый мною закос под Маккартни, название ансамбля – явный намёк на тогдашнюю тенденцию: Поющие гитары, Голубые гитары, Червоны гитары. Да в одном фрагменте текста они прямо заявляют: «Мы лесные «Самоцветы» - «Дикие гитары!»

Автор текста опять же Владимир Луговой.

Уно моменто

А вот к этой песне Геннадий Гладков написал не только музыку, но и текст. Абдулов и Фарада сказали режиссёру фильма «Формула любви» Марку Захарову, что обязательно нужен музыкальный номер для слуг.

Мелодию «неаполитанской песни» Гладков сочинил тут же, при этом напевал «Уно-уно-уно –ун моменто». Как он говорил, раз песня якобы итальянская, то ему на ум пришли некоторые музыкальные термины, которые изучал в консерватории.

Автора текстов для песен фильма Юлия Кима на съёмках в тот день не было, вот и взялся за сочинительство сам Гладков. Попросил студентку ин’яза написать ему русскими буквами какие-нибудь итальянские слова. В результате и получилась песня:

Прекрасная женщина, море,
Верить и петь,
Подари мне мгновение
Самое прекрасное...

В фильме герой Абдулова говорит:

В этой песне поется о прекрасной итальянской девушке. Однажды её возлюбленный уплыл в море и не вернулся. Она долго плакала, потом сняла с себя всё и вошла в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

Гладков, однако, был не первым, кто написал бессмыслицу на итальянском языке. В 1969-м году вышел мой любимый у Beatles альбом Abbey Road, в песне Sun King есть кусочек на смеси итальянского и испанского:

Quando paramucho mi amore de felice carathon
Mundo paparazzi mi amore cicce verdi parasol
Questo abrigado tantamucho que canite carousel.

По степени отсутствия смысла битлы Гладкова явно превзошли:

Когда слишком много мне любви, несчастливо сердце.
Мира соглядатаи мне любви маленький железный зонтик.
Это напоминает так сильно, что съесть может карусель.

В «Уно моменто» текста – всего один куплет, но он повторяется дважды. Наверное, Захаров решил, что, раз текст на итальянском да к тому же бессмысленный, зрители не заметят, что и во втором куплете артисты поют то же самое.

После выхода фильма на концертах Семён Фарада исполнял эту песню с Александром Абдуловым. А вот записать её для фильма не сумел, и его партию спел Геннадий Гладков.

Вы сами прекрасно понимаете, что песни замечательного композитора Геннадия Гладкова, приведённые мною в статье – ничтожная доля от всего его творчества. Привести хотя бы основные вряд ли удастся и в 20-ти статьях. Выдающийся композитор!

Всего вам самого доброго!