Предыдущая часть здесь.
Да, как-то я медленно продвигаюсь. Наверное, пытаюсь замедлиться, побыть еще в этом теплом мире раннего детства в Донбассе.
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Да, Тютчев прямо в точку попал, конечно.
Это и правда был такой – хочется написать «замкнутый сам на себя мир», но это будет слишком пафосно и непонятно. А если так? «Это был чудесный хрустальный шар, в котором жило солнце». Нет, так еще пафоснее.
Ладно, схватила себя за руку, чтобы не написать что-нибудь слишком сладкое.
Просто они и правда были такими – мои ранние годы в Донбассе.
При этом я очень много и сильно болела, особенно в первый год жизни там. С высоченной, пиковой для выживания температурой. На самом деле меня сильно застудили еще в семейном общежитии МГУ, чего уж там. А в Донбассе добавили кутанием и холодным молоком по ночам. Я уже про это писала, когда рассказывала про бабу Шуру. Вот, теперь пожинаю плоды со здоровьем.
Ну, да ладно.
Зато мне там сделали правильную психику, которой я и пользуюсь до сих пор, несмотря ни на что! Безусловная любовь к ребенку как к маленькому человеку, а не к проекту. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, как же мне повезло с этими первыми тремя с половиной годами жизни. Да вы и сами уже это поняли, конечно.
Вот здесь мне год с чем-то:
Бабе Шуре, когда я родилась, было всего 45 лет, деду 58. Не знаю, насколько она была готова к роли бабушки. Скорее всего, не очень. Меня нянчили и прабабушка, и няня. Потом дед вышел на пенсию, и им стало полегче со мной. Забавно: она сама родила мою маму в 18, мама меня – в 27. В то время это уже считалось, что поздновато, вроде бы. Я родила старшую дочку в 24, она вроде как планирует ребенка до 30 лет, но ближе к 30 😄
Как же мне нравится эта фотография:
На половине фотографий меня поддерживают бережные руки, и такой любовью веет от них!
Вот здесь я с первым на моей памяти псом, тузиком. Потом был Буран, потом Рыжий, а последним – Шарик, который пережил свою хозяйку. Она его очень любила и всячески баловала! Но вычесывать после зимы густую шерсть она не могла, этим занималась я, когда приезжала на каникулы. Максимум, на что ее хватало – подставленное пузико почесать. Не знаю, почему такая брезгливая реакция у нее на собак была. Ее мама, баба Лида, у своих двоих небольших собачек регулярно блох искала в качестве развлечения 😄
Котам позволялось всё! Ну, кроме по столам лазить, конечно. Они и не лазили, кстати. Этим отличалась соседская бело-серая Муська, поэтому на ночь всё проверялось: не осталось ли на столе в беседке или под накрытием чего-нибудь съедобного? Соседской кошке могли тоже кинуть кусок ливерной колбасы, но старались сильно не приваживать. «У нее хозяева есть», – говорила бабушка. Муську мне было жалко, но она мне не нравилась. Какое-то у нее было тупое выражение на мордочке. Не то, что бабушкины коты! Они почти что могли поддерживать беседу 😄
Ну да, помню один эпизод, связанный с пушистым серым Мурчиком, которого завели после долгожителя Мурзика. Он пришел утром и прыгнул деду в ноги кровати. Дед стал ругаться, что у кота лапы грязные – дождь на улице. Тот посмотрел на него, спрыгнул, помыл лапы, снова запрыгнул на одеяло и заснул.
Мне очень нравилось возиться с животными! Я с ними болтала, а на жившей через двор огромной овчарке Пальме даже пыталась ездить верхом – бабушка рассказывала, я сама не помню.
Зато помню нутрий, которых держали соседи через забор. Они были просто огромными! Иногда они выбегали из своих апартаментов (домик, верандочка и бассейн) и показывались на нашем участке. Я их особо не боялась, но с содроганием смотрела, пришедший за беглянкой хозяин смело подхватывал ее за хвост и уносил обратно. У него жили бурые, серые и рыжие.
Вот такого они были размера:
Из более поздних воспоминаний: нас пригласили на поминки к другим соседям, и бабушка сказала мне, чтобы я не ела там мясо: это нутрии. И сама, конечно, тоже не ела. А еще я там пыталась чокаться компотом, ужас. Маленькая была, вот и не понимала специфики мероприятия!
Еще мы ходили смотреть коровок, у которых брали молоко. Мне всё это было очень интересно!
Ну, а про мое неудачное знакомство с крольчихой я уже писала. Но это не мешало мне с удовольствием зависать возле клеток. А их у той соседки был целый ряд!
Вот так я и ходила вечерами с бабушкой от соседки к соседке, от лавочки к лавочке! Такой у нее был отдых. Дед не одобрял: «Что, снова пошла новости узнавать»? – с иронией говорил он.
А еще я в раннем детстве немножко общалась с девочкой, которая родилась у соседей с другой стороны. Мы одногодки, она на несколько месяцев младше. Люда ее звали. Потом мы с ней общались в общей девчачьей компании.
А животных я с тех пор очень люблю, и не представляю своей жизни без них. Не знаю, врожденное это или приобретенное в Донбассе?
Всем спасибо за компанию в моем очередном заплыве в прошлое!
И хорошего дня, конечно! ❤️
Вот вам черно-белую парочку (не мои):