В Евангелии мы читатем, как через одержимых людей «духи нечистые, когда видели Иисуса, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (Мк. 3:11-12). Почему они это говорили, и почему Он запрещал им? Чтобы понять это, следует напомнить о том, кем являются бесы, и каковы их цели.
Бесы изначально были сотворены как добрые ангелы Божии, но под влиянием одного из них – того, кого называют сейчас сатаной и диаволом, - восстали против Бога, и этот бунт охватил до трети ангельского мира. В Апокалипсисе на это указывается словами о том, что дракон «Своим хвостом смёл с неба треть звезд и сбросил их на землю» (Откр. 12:4). Он захотел сам быть на месте Бога, как это безумно ни звучит, но гордыня часто подталкивает к неадекватным представлениям о себе, о своём положении в мире и о своих возможностях. И вот они восстали, и как известно, проиграли. Даже не Сам Бог с ними боролся, а другие ангелы, верные Богу, возглавляемые Архангелом Михаилом: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12:7-8) и после изгнания из ангельского мира падшие ангелы поселились на земле.
Итак, бесы – это те, кто уже проиграл свою самую главную битву. Более того, они уже мертвы. В каком смысле? Если для людей, обладающих плотью, смертью называется разлучение души от тела, то, как говорят святые отцы, для духовных существ смертью является отлучение их от Бога. И вот своими собственными грехами бесы отделили себя от Бога, поэтому они уже духовно мертвы.
В массовой культуре для создания страшных картин используется образ мертвеца, который продолжает действовать как живой человек, и всё, чем он занимается – пытается навредить живым людям. Это то, что называется зомби, данный образ часто эксплуатируется, и не случайно, потому что он затрагивает глубинные страхи в человеке, так как имеет значительное подобие с нашим настоящим врагом. Наш настоящий враг – это дьявол и его бесы. Никто из людей по рождению нашим врагом не является, но может стать им только в той степени, в какой сродняется с бесами своими устремлениями и действиями. Бесы же – враги безоговорочные. И если с людьми, враждующими против нас, можно договориться, примириться, то с бесами такое невозможно в принципе.
И это хорошо показывает образ зомби в массовой культуре, - нежить, которая не имеет никакой другой цели, кроме как губить тех, кто ещё жив. С ними нельзя договориться, нельзя помириться, их нельзя сделать друзьями, от них можно либо убежать, либо как-то их нейтрализовать. Бесы – это как раз такая же нежить, которая единственное, что может делать – пытаться погубить тех, кто жив.
После того как они проиграли в своей самой главной битве, вторая битва, которая была развязана с их стороны, уже направлена не на Самого Бога или ангельский мир, - бесы боятся тех, кто доказал, что сильнее их – но на людей. Они подумали, что если осквернят, погубят главное творение Божие – человека, то таким образом хотя бы и косвенно, но в каком-то смысле одержат победу над Богом. Ради этого они вовлекли в грех Адама и Еву, и пытаются вовлечь в грех каждого, кто от них происходит.
И вот Господь Иисус Христос, когда воплотился на земле и дал путь спасения человечеству, посрамил и победил бесов. То есть, они и в этой битве проиграли. Да, некоторых людей, даже большинство, им удаётся вовлечь в свои сети, но не человечество в целом. Поэтому особенно сильна их ненависть к христианам, поскольку каждый христианин является символом их второго и окончательного поражения, и бесы знают, что каждый христианин, который пройдёт по пути Христову до конца и соединится с Богом, займёт в небесном мире то место, которого они лишились.
И вот эти падшие духовные сущности, когда увидели Господа Иисуса Христа, попытались и Его как-то осквернить, сделать всё то же, что делали в отношении людей, но не получилось. Сначала в пустыне Его искушал сам сатана, а затем, уже когда была явлена Его сила по изгнанию бесов, каждый демон, которого Он изгонял, пытался что-то сделать для того, чтобы избавиться от этой участи. И когда они говорили: «Ты есть Сын Божий», то думали, что таким образом польстят Иисусу и убедят Его не изгонять их. Ведь Ему же должно быть выгодно такое свидетельство.
Но Христос не хочет никакой помощи от бесов, и поэтому запрещает им это говорить и решительно изгоняет. Проповедовать Иисуса как Сына Божия было делом апостолов, и Господь не хотел, чтобы апостольское служение самочинно взяли себе бесы, враги людей. Ведь даже когда бесы говорят какую-либо правду – а они говорили правду, когда исповедовали Его как Сына Божия, - они это делают не для того, чтобы послужить правде, а для того чтобы найти способ, как губить людей, служителей правды. И так Он учит нас ничего не принимать от бесов и не иметь никакого компромисса с ними.
Блаженный Августин замечает, что апостол Пётр сказал: «Ты Сын Божий», и за это Господь его похвалил и наградил (Мф. 16:16), а бесы тоже говорили: «Ты Сын Божий», но им Христос запрещал. Это потому, что апостол Пётр сказал с любовью, а бесы говорили без любви, из страха, из коварства. Так что истина, произносимая без любви, Богу неугодна.
И другой апостол - Иаков – говорил: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; [но] и бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19). Так что одной веры недостаточно. Христиан отличает не просто вера в Бога как признание, что Он существует и что Он таков, Каким Его описывает Священное Писание. Христиан делает христианами любовь ко Христу и стремление жить по Его святой воле, как Он Сам сказал: «если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин. 14:15). Если же мы Господа не любим и заповеди Его не соблюдаем, то и наше исповедание, по большому счёту, ничем не отличается от исповедания, которое бесы произносили, а наша вера - от той веры, какую имеют бесы. Так что будем не только веровать, но и любить Господа, совершенствуясь в исполнении Его святых заповедей.