Найти в Дзене
Пешая Москва | Дзен

История особняка Зинаиды Морозовой

Архитектурный стиль: неоготика, эклектика

Годы постройки: 1893—1898

Архитекторы: Ф.О. Шехтель

Морозов хотел, чтобы здание было стилизовано под английский неоготический замок, так как сам он несколько лет проживал в Британии.
Морозов хотел, чтобы здание было стилизовано под английский неоготический замок, так как сам он несколько лет проживал в Британии.

Любите гулять по Москве, но не с кем? Бесплатные экскурсии Пешей Москвы в теплой компании. Канал в Телеграм с анонсами и расписанием встреч.

История особняка Зинаиды Морозовой

История особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке начинается задолго до его постройки. Ещё в середине XVIII века этим участком владел Илларион Гаврилович Воронцов. Позже здесь жил поэт Иван Дмитриев, которого неоднократно навещал Александр Сергеевич Пушкин. Затем владение перешло к брату писателя Сергея Аксакова — Николаю.

В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов, один из крупнейших российских промышленников и меценатов, приобрёл это владение в подарок своей жене, Зинаиде Григорьевне. Архитектором будущего «семейного гнезда» стал молодой, но уже признанный Фёдор Шехтель — автор дачи Морозовых в Киржаче.

Факт: после смерти Саввы Морозова его жена продала особняк предпринимателю Михаилу Рябушинскому.
Факт: после смерти Саввы Морозова его жена продала особняк предпринимателю Михаилу Рябушинскому.

Шехтель предложил несколько проектов, и Савва Морозов выбрал тот, что напоминал английский неоготический замок. Это решение объяснялось его личным увлечением британской культурой — он учился в Кембридже и был ярым англофилом.

Строительство особняка началось осенью 1893 года. Однако возникли трудности: Шехтель, не завершивший учёбу, не имел официального права вести строительство в Москве. Поэтому все чертежи — более 600 листов — подписывал его помощник Иван Кузнецов.

Для декоративного оформления Шехтель пригласил Михаила Врубеля. Четыре года они вместе работали над проектом, который завершился в 1898 году.

Особняк Морозовой резко выделялся среди городской застройки XIX века: остроконечные шпили, горгульи, стрельчатые окна — всё напоминало средневековую Европу. В центре фасада находилась двухэтажная башня-донжон, а сам дом был расположен в глубине участка, что противоречило традициям.

Архитектурный замысел Шехтеля строился на игре объёмов и ракурсов — здание воспринимается по-разному с каждой стороны. У особняка несколько парадных фасадов, что стало характерным приёмом модерна, воплощённым здесь одним из первых.

Интерьеры дома поражали роскошью. Врубель создал витраж «Встреча рыцаря-победителя» и расписал залы. Некоторые комнаты были оформлены в стилях рококо и ампир.

После гибели Саввы Морозова в 1909 году особняк перешёл к коллекционеру Михаилу Рябушинскому. В 1912 году он заказал художнику Константину Богаевскому три живописных панно для гостиной: «Даль», «Солнце» и «Скала».

В особняке Зинаида Морозова устроила светский салон, где собиралась интеллектуальная и художественная элита Москвы. Среди гостей были Фёдор Шаляпин, Антон Чехов, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко и другие.
В особняке Зинаида Морозова устроила светский салон, где собиралась интеллектуальная и художественная элита Москвы. Среди гостей были Фёдор Шаляпин, Антон Чехов, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко и другие.

После революции здание заняли сначала продовольственные органы, а с 1929 года — Наркомат иностранных дел. Сейчас в этом историческом здании располагается Дом приёмов МИД России.

В 1995 году в особняке произошёл пожар, уничтоживший часть интерьеров. Благодаря быстрой и профессиональной работе реставраторов, здание восстановили, и уже в 1996 году здесь состоялась встреча стран «Большой восьмёрки».

Реставрация особняка Зинаиды Морозовой

Масштабная реставрация, начавшаяся в 2019 году, завершилась к концу 2021 года. Это была первая столь глубокая реконструкция фасадов за всю историю особняка — она охватила более 60% внешней поверхности здания.

Специалисты восстановили витражи, скульптурные горгульи, химер, парапетный декор, машикули башни-донжона и миниатюрные фиалы. Все эти детали воссоздавались вручную по сохранившимся эскизам и архивным фото.

Кровля была заменена на прочный и пластичный цинк-титан, что позволило сохранить сложную геометрию крыши. Также была полностью обновлена система водостоков.

Ограда вдоль улицы Спиридоновки тоже прошла реставрацию. Финальным штрихом стала новая архитектурная подсветка, подчёркивающая особенности здания вечером и остающаяся ненавязчивой днём.

Реставраторы отметили высокое качество исторических конструкций конца XIX века и удивительную сохранность некоторых материалов, включая бетон.

Для оформления интерьеров Шехтель привлёк художника Михаила Врубеля. По эскизам Врубеля созданы витраж «Встреча рыцаря-победителя» и скульптура «Роберт и монахини».
Для оформления интерьеров Шехтель привлёк художника Михаила Врубеля. По эскизам Врубеля созданы витраж «Встреча рыцаря-победителя» и скульптура «Роберт и монахини».

По завершении работ особняк стал лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2021». Он по-прежнему играет важную роль в общественной и политической жизни страны, оставаясь памятником московского модерна и творческому наследию Фёдора Шехтеля и Михаила Врубеля.

Пешая Москва: прогулки в теплой компании
Пешая Москва: прогулки в теплой компании

Что еще почитать на канале "Пешая Москва"?

Любите гулять по Москве, но не с кем? Бесплатные экскурсии Пешей Москвы в теплой компании. Канал в Телеграм с анонсами и расписанием встреч.