Отвечает кандидат психологических наук, основатель Института адаптивного интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта Валерий Гут.
Понимание ценности денег — важный этап развития ребёнка. Первые деньги оказывают на него сильное эмоциональное воздействие, и от этого опыта зависит базовая стратегия поведения ребёнка по отношению к финансам в будущем.
Как дети учатся обращаться с деньгами
Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Видя, как родители используют деньги, ребёнок понимает, что они помогают получить желаемое, и начинает использовать их в играх. Он также замечает, что деньги дают власть, потому что взрослые принимают решения, исходя из своих финансовых возможностей, и хочет обладать такой же властью.
Венгерский и швейцарский психолог Леопольд Сонди заметил, что люди часто повторяют финансовые привычки своих родителей, даже если они ведут к бедности и несчастьям. Чтобы научить ребёнка правильно обращаться с деньгами, важно показать ему, что деньги — это обычный инструмент повседневной жизни, а не предмет культа.
Когда говорить с ребёнком о деньгах
Исследования ученых из Университета Малайзии в Теренггану и Университета Паджаджаран (Индонезия) показали, что раннее знакомство с основами финансовой грамотности формирует правильные финансовые привычки. Джон Рокфеллер с детства записывал все свои расходы и доходы, что впоследствии помогло ему стать богатым.
Эти примеры доказывают, что разговор о деньгах можно начинать уже с дошкольного возраста. Но надо учитывать тот факт, что поведение детей по отношению к деньгам может меняться в зависимости от возраста.
Способы обучения финансовой грамотности
Дошкольники (четыре — шесть лет)
Швейцарский психолог Жан Пиаже выяснил, что в этом возрасте дети начинают понимать назначение денег. Тогда же обычно происходит и первый опыт взаимодействия с финансами.
Чтобы он оказался позитивным, можно сделать следующее.
- Поиграть в магазин. Предложить ребёнку выбрать товары на продажу из его игрушек, самому назначить цены и нарисовать деньги. Так он поймёт, что деньги можно обменять на товары.
- Подарить копилку. Если купить прозрачную, ребёнок будет видеть, как растут его накопления.
- Совершать совместные покупки. Рассказать о цене товаров, дать возможность расплатиться в магазине самостоятельно.
Школьники (7–10 лет)
В этом возрасте начинается новый этап в жизни детей — обучение в школе. Они становятся самостоятельнее, и к 10 годам у них формируется представление о цене. Что могут предпринять родители в этот период.
- Сходить в банк. Рассказать о банковских картах, показать разные купюры и обсудить их номинал.
- Научить планировать бюджет. Объяснить ребёнку, что деньги нужно не только тратить, но и копить. Это поможет ему контролировать расходы и достигать финансовых целей.
- Играть в настольные игры. «Монополия» и другие игры, связанные с финансами, учат их распределять, оценивать риски и принимать финансовые решения.
- Давать карманные деньги. Канадский ученый Дэвид Фридман выяснил, что дети, получающие карманные деньги независимо от заслуг, лучше разбираются в ценах и учатся экономить.
Подростки (11–17 лет)
Подростковый возраст — время максимализма. Подростки часто не хотят ждать и планировать, а желают получать всё и сразу. Психолог Лев Выготский связывал это с тем, что подросток не способен формулировать цель и направлять силы на её достижение до 15–17 лет. В этом возрасте важно объяснить подросткам риски неразумных трат и кредитов.
Что ещё можно сделать.
- Дать свободу в распоряжении карманными деньгами. Иногда подростки используют деньги для самоутверждения или эмоциональных покупок типа чипсов или газировки. Важно не контролировать чрезмерно расходы ребёнка и не требовать постоянных отчётов. Пусть он получит свой опыт управления финансами.
- Рассказать об инвестициях. Навык копить и приумножать деньги станет основой для подушки безопасности в будущем и поможет ребёнку чувствовать себя уверенно во взрослой жизни.
- Познакомить с историями богатых людей. Это расширяет финансовое мышление и помогает изучать эффективные финансовые стратегии.
Современные технологии позволяют получать знания в любом формате и в любое время. Контент, ориентированный на возрастные особенности ребёнка — книги, подкасты, мультфильмы, обучающие игры и тренажёры, — может стать хорошим подспорьем для родителей в вопросах финансовой грамотности.
Дети — это наше отражение. Чтобы они выросли финансово грамотными, необходимо понять, какой пример обращения с деньгами подаём мы сами. Чем ответственнее мы относимся к ним, тем большую свободу получаем при выборе уровня дохода, стиля и комфорта жизни, а это передаётся и детям. Практика осознанного потребления и умение преподнести знания о деньгах вовремя позволит детям прийти к процветанию в будущем.
⚡️ Читайте ответы экспертов на вопросы о деньгах, а также главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни.
Редакция Сравни,
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной