Найти в Дзене
МОЁ! Online. Воронеж

Как воронежская пенсионерка нашла могилу пропавшего отца спустя 80 лет после его гибели

Оглавление

90-летняя местная жительница хранит письмо своего отца, написанное 22 июня 1941 года

...Тот день и сегодня стоит у неё перед глазами. Лето 1940 года. Пятилетняя Люда идёт по улице своей родной кубанской станицы Староминской, держа за руку отца в военной форме. Они не спеша направляются в военкомат. Там её 25-летний папа Илья зашёл в какой-то кабинет, отметился и снова вышел с дочкой на улицу. По дороге домой купил ей стакан морса, который Люда попробовала впервые в жизни, а потом они зашли в фотоателье и снялись на память. Эта фотография и сегодня главная в доме 90-летней воронежской пенсионерки Людмилы Ильиничны Поздновой. Других фото много: она с родителями, с мужем, отдельно её дед — казак Дмитрий Павлович Скороход. Но снимок с папой единственный. О том, где отец встретил войну, как пропал без вести в 1943-м и как почти через 70 лет в немецком Дортмунде нашлась его могила, — в материале «МОЁ!».

Самая памятная фотография Людмилы Поздновой  📷
Самая памятная фотография Людмилы Поздновой 📷

«Киев бомбили…»

По квартире Людмила Ильинична Позднова двигается бодро, а когда узнала, что корреспондентам «МОЁ!» предстоит её фотографировать, то вышла «причепуриться» в соседнюю комнату. Вернулась с толстенным пакетом, хранящим многочисленные письма и ответы на них, полученные в процессе поиска следов её отца Ильи Скорохода. Он родился в 1915-м и пропал без вести, по официальным данным, в мае 1943-го. Остальные «документы» на стенах — это многочисленные чёрно-белые фотографии её родных...

  📷
📷

— Отец Илья Дмитриевич родился на Кубани, в станице Староминской, мама Анна Фёдоровна — из Ростовской области. Папа работал на железной дороге приёмщиком грузов, мама — бухгалтером в торговле. Со своими ровесниками отец на армейскую службу не попал, и его призвали в 1939-м на военные курсы под Миллерово. Мы не видели его почти год. Чтобы ему дали отпуск, мама решила фиктивно подать на развод. Она отнесла какой-то делопроизводительнице в сельсовете отрез на платье как магарыч, чтобы та подготовила бумаги якобы для развода, который в последний момент должен был сорваться, — вспоминает Людмила Ильинична. — Этот план сработал — папа на 3 — 4 дня вырвался домой. Тогда-то мы с ним ходили в военкомат и фотографировались в ателье. Помню, он всю дорогу шутил и улыбался...

Дед нашей героини Дмитрий Павлович Скороход  📷
Дед нашей героини Дмитрий Павлович Скороход 📷

Но есть в архиве хозяйки нечто более важное, чем то фото с папой. Это письмо отца, написанное на украинском языке (90% населения Староминской говорило на суржике) буквально через несколько часов после начала войны. И тут уж всё выходит точно как в песне: «Киев бомбили, нам объявили, что началася война».

Дело в том, что после прохождения военных курсов Илья Скороход был направлен служить под Киев, их воинская часть базировалась на одном из днепровских островов.

Родители Людмилы Ильиничны  📷
Родители Людмилы Ильиничны 📷

Долгие поиски

Хозяйка берёт несколько пожелтевших листочков, последний из них разошёлся по месту сгиба. Читает. Илья пишет родным о том, что давно не выходил на связь. О том, что свидеться теперь придётся не скоро, о том, что утром лютый враг посягнул на наши границы, что ночью бомбили Киев и, кажется, погибло более 200 человек. О том, чтобы родные берегли себя и за него не волновались, а враг обязательно будет разбит...

Письмо, написанное её отцом утром в день нападения Германии на СССР  📷
Письмо, написанное её отцом утром в день нападения Германии на СССР 📷

Дальше военная судьба Ильи Скорохода словно обрывается — до конца войны от него не приходит ни одного письма. Дед Людмилы в поисках сына начал писать во все инстанции, её бабка чуть ли не каждый день раскладывала карты на столе, смотрела на них, что-то шептала про себя и, как заведённая, бормотала: «Живий вин!» Кажется, она уже не верила самой себе.

...Есть в архиве Людмилы Ильиничны клочок записки от земляка-станичника. Он пишет, что видел Илью живым в августе 41-го, а потом их пути разошлись. Но о том, где именно это случилось, ни слова.

  📷
📷

— Мы все искали отца: дед, мама, я. Только в 80-х начали получать стандартные ответы из военных архивов: «Сержант Скороход Илья Дмитриевич... пропал без вести в мае 1943 года...» И больше ничего! Лишь несколько лет назад я узнала о своём отце больше. Дело в том, что я всегда читала газету «Вестник ЗОЖ». Её в своё время выписывал и математик из города Бугульмы (Татарстан) Узакбай Куванышев, который вёл там рубрику «Поиск». Он долго искал своего отца-фронтовика, а потом начал помогать в аналогичных поисках всем, чьи близкие пропали без вести на войне. Всего он нашёл около 300 человек. Мы списались с ним, я сообщила то немногое, что было известно о папе, и он принял материал в работу. А через некоторое время сообщил, где именно похоронен мой отец и как он провёл последние годы своей жизни.

  📷
📷

Родная могила

Как выяснилось в результате этих поисков, сержант Илья Скороход попал в плен в 1941 году. Где именно это произошло, неизвестно (напомним, в официальных бумагах значится, что он пропал без вести в мае 1943 года, в чём причина таких разночтений — непонятно). А умер 2 августа 1944 года в лагере для военнопленных в Дортмунде и похоронен в общей могиле под номером 943...

Германия. Где-то здесь покоится прах Ильи Скорохода

— Родственница моей племянницы уже несколько лет живёт в Германии. Перед 80-летним юбилеем Победы мы связались с ней, попросили добраться до места, где был похоронен отец. Она съездила на территорию лагеря, ставшего теперь мемориалом, сняла короткое видео, на которое мои внуки наложили музыку и звук. Так что теперь я точно знаю, где похоронен мой папа, и свой век могу доживать спокойно, — считает Людмила Ильинична.

Людмила со своим мужем Николаем  📷
Людмила со своим мужем Николаем 📷

...После войны Люда окончила финансовый техникум и по распределению была направлена в Борисоглебск. В 1955 году вышла замуж за офицера-пограничника Николая Позднова и много поездила с ним по местам его службы. Работала по бухгалтерской части, накопила 41 год трудового стажа, вышла на пенсию. Супруг давно умер, и сейчас её радуют двое детей, трое внуков и восемь правнуков. Все они так или иначе знакомы с короткой военной историей своего деда, прадеда и прапрадеда, в которой в канун 80-летия Победы была наконец-то поставлена точка.