Зря или не зря - с точки зрения ребенка, конечно же. Лёне три года, мы только что вернулись из короткого вояжа. Конечно, старшим было что посмотреть и чем впечатлиться. А вот что про младшего?
Пока мы катались, в канале был поставлен автопостинг - размышления, что нужно ребенку в три года. Так уж получается, что первая же статья "с колес" - на эту же тему. Не специально, так совпало. Но если совпадения случаются, значит, это кому-нибудь нужно.
Про поездку
Долго разъезжать у нас, конечно, возможности не было.
- Во-первых, отпуск и так не резиновый, а если работать на одном предприятии, то взять его полностью одновременно с мужем можно даже и не мечтать - без веских причин. Одну неделю получили - и хорошо.
- Во-вторых, учеба у детей, конечно, закончилась, но у Яны идут ОГЭ. Это ещё хорошо, что сетка получилась с перерывом почти в неделю, туда поездку и вкорячили.
Поездка в конце учебного года воспринималась, конечно, как подарок ученикам-мученикам, но вообще одаривать их не за что: все окончили год очень слабо. С точки зрения педагогики, наверное, не правильно их было поощрять. Но... Они растут, стремительно приближаясь к той точке, когда покидают дом. Бог с ней, с педагогикой, пусть уж у нас будет побольше совместных воспоминаний. Скажем, поездки в их детстве я помню хорошо, а вот они - очень смутно. Сейчас они это уже не забудут, это уже пойдет во взрослую копилку. И мы решили ехать.
Сперва идея была просто про Рускеалу. Дети там были, но не помнили ничего, кроме того, что Яна наступила на змею и даже не заметила этого. Протопталась, так сказать, по лучшим змеиным чувствам.
Потом решили на обратном пути заехать в деревню - расконсервировать дом после зимы. Потом сообразили, что по пути есть ещё и Кронштадт , в котором не был вообще никто... Так и сложился маршрут.
А что младший?
Ещё раз подчеркну - только с младшим мы бы даже и не затевали ничего. Я уверена, что мы получили бы классическое ожидание-реальность, когда ребенка ведёшь в максимально интересное место, а потом он там запоминает лишь палатку с мороженым.
Нет, поездка была именно для старших, а малыша, условно, просто некуда было деть и мы прихватили его с собой. И вот попутно мне очень интересно было пронаблюдать, что же получит ребенок от всей культурной программы, если вообще что-то получит.
Минус
На первый взгляд ожидания как будто и подтвердились.
- Например, в дороге мы останавливались поесть и поразмяться в Лосево, Леню потом с боем и слезами пришлось уводить с речки. Нет, она нам всем, конечно, понравилась после долгих стояний в пробках на КАДе и унылых муринских пейзажей. Но для нас это был просто отдых для глаз, а для Лёни - самой темой, он сейчас очень любит сочетание воды и камней.
- А уж в Рускеале и вовсе все шло по классике - все рассматривают следы добычи мрамора, штольни, шахты, а Леня (и привязанный к нему взрослый, разумеется), час купает в луже крокодила. И, кстати, очень эффектно купает: сагитировал на лужу целый класс младшеклассников - те тоже забили на план, выстроились по берегу и принялись кидать в воду камни, как настоящие малыши! Ребят призвал к порядку учитель:
- Вы что, луж не видели?
А я так и просидела рядом с Лёней. В этом смысле я человек уже опытный, Рускеала потому и была повторно выбрана. Да, я не отказалась бы и снова по ней прогуляться, но, в конце концов , я все это уже видела, могла себе позволить не тащить ребенка железной рукой к счастью, а купать с ним крокодила и снова и снова комментировать лёнины опыты с водой - что камни тонут, а деревянные палки - нет.
Плюс
Но кое-что Леня в поездке всё-таки получил. Трудно даже сформулировать, но это какое-то обогащение впечатлений о мире.
- Скажем, раньше он лишь читал про пещеры, а теперь сам побывал в ней. Причем не местной - у нас в слудах периодически встречаются пещерки, но это совсем не то. Леня увидел ту самую архитептчную пещеру, которую все представляют, когда слышат это слово - каменные своды в полный рост.
- Леня увидел нормальные фонтаны, классический поток воды, бьющий вертикально вверх. Прямо как в книжке про кита и кота - а то до сих пор у Лёни, кажется, не очень дружили в голове строки про китовый фонтан и чаша "70е стайл", которую он видел в городском парке.
- Леня увидел паровозы. Так-то в жизни остались лишь тепловозы и электрички, а паровозики - сплошь в книжках и мультиках. И вот - пожалуйста, и в виде памятника, который можно облазить, и в самом что ни на есть эксплуатируемой виде - да, это, конечно же, штучный рускеальский экспресс, но вот же он, прибывает на станцию, пыхтит. Да ещё и нам повезло снять квартиру рядом с переездом, поэтому мы имели возможность увидеть и картину "просто паровоз едет по современному городу, ничего удивительного".
- Леня увидел водопады. К сожалению, уже не такие архитепичные, как в художественных произведениях, в которых это непременно высокая стена воды, но всё-таки потоки помощнее порожков на местных речках, которые ему уже доводилось встречать.
- И там же, на водопадах, Леня обрёл новый навык - ходить по подвесному мосту. До сих пор на детских площадках он опасался преодолевать шатающиеся препятствия, а тут деться было некуда, Леня, минимальными шажочками пошел вслед за всеми. Первый мост преодолевался минут десять, второй быстрее, на третьем Леня уже почти не задержался. Кажется, теперь он будет осваивать новые пути на детских площадках!
- Пробки, аварии и эстакады. Неожиданно, но даже такие унылые вещи Лёню всерьез увлекли. Впервые он видел такое количество машин со всех сторон, "сломанные" "в мясо" автомобили (из-за которых, собственно, и затянулся проезд), а ещё дороги на разных уровнях - прямо как в его любимой книжке про машины.
Итого
Да, мелочи. Да, прожить можно, и не увидев до взрослого возраста фонтана. Но всё-таки хорошо, когда есть возможность увидеть и "пощупать" новые понятия. Да, ребенок не запомнит из поездки ничего. Но всё-таки что-то ложится в копилку базовых знаний о мире вещей. Никто не помнит, откуда он знает как растет лук, что такое пена и каков запах у выхлопной трубы. Просто мы живём и сталкиваемся с явлениями, так и формируем картину мира.
Поездки в непривычные места с малышами - это не не про обучение в классическом его виде, это лишь упрочнение базы, фундамента. Можно и без него. Скажем, я никогда не видела классических туземных каноэ, это не мешает мне знать о них. Кто-то никогда не видел сам снега, но читал о нем. Но хорошо же, когда многим вещам не надо учиться, ты их знаешь и так, без специальных уроков, просто из жизни.
Новые впечатления ребенка - это не маст хэв, это просто жизнь. Хорошо, когда есть возможность жить разнообразно. Хотя бы иногда.
Так что тащить специально куда-то ребенка только "чтоб УВИДЕЛ ферму/город/морюшко/самолет" не надо. Но если родителям нужно или хочется куда-то ехать - ребенок тоже что-то получит в свою копилку понимания мира. Даже если запомнит лишь палатку с мороженым.
А как мы организовались в поездке читайте тут: