Найти в Дзене
В кино с Варварой

Эсмеральде в кино не повезло, Или немного об экранизациях знаменитого романа В. Гюго

Оглавление

Далеко не у всей классики счастливая кино-судьба.

Взять хотя бы легендарный роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Экранизировали его немало. Где-то раз 14. В том числе и в эпоху немого кино.

Кадр  фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.
Кадр фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.

Но все что доводилось видеть мне, удачным не назовешь. По верхам как-то. Вокруг да около….

И в классическом фильме 1956г. «Собор Парижской Богоматери», и в кинолентах «Горбун из Нотр-Дам» 1982 и 1997 годов – все одно и то ж.

Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам» 1982г.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам» 1982г.

Магистральные сюжетные линии романа, вроде, отражены. Потому как наиболее увлекательны. А вот некоторые перипетии вовсе за кадром. Например, как правило, игнорируется надрывная история матери Эсмеральды.
Что касается финала, то таким, каким он есть в романе, режиссерам, похоже, вовсе он не нужен. Мрачно уж очень. А ведь в этом финале вся и суть….
Я уже не говорю о том, что неповторимая атмосфера романа Гюго во всех экранизациях отсутствует. Атмосфера не только авантюрно-приключенческая, но и философско-историческая. Особый колорит рубежа эпох.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.

И в итоге, все рушится, как карточный домик. Получается не трагическая история о конфликте мракобесный сил средневековья и набирающего силу дыхания новой жизни, а просто картинка. Забавная, яркая, и не более.

Кадр  фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.
Кадр фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.

Особенно не повезло, как я считаю, в кино ключевому образу романа Гюго – юной цыганке Эсмеральде.

Кто б не взялся за нее – все мимо.

А образ, казалось бы, простой. Чего там особенного. Плясунья с козочкой. Окруженная восхищением, страстью и ненавистью. Прекрасный хрупкий цветок, погибающий под властью и гнетом невежества, злобы и зависти.

Кадр  фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.
Кадр фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.

А вот, оказывается, совсем не простая героиня….

По крайней мере, все, кто ее играли в кино, отчаянно не попадали в образ.

Основная причина тому, как я считаю, – возраст. Ведь в данном случае – это ключевая, концептуальная категория героини.

По роману Эсмеральде – 16. При этом нельзя не заметить, что самые знаменитые кино-Эсмеральды – возрастные.

Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.

Я имею в виду и каноническую Джину Лоллобриджиду в фильме 1956г. «Собор Парижской Богоматери», и горделивую Сальму Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам» 1997г. Несколько моложе Лесли-Энн Даун из киноленты 1982г. «Горбун из Нотр-Дам». Но она самая блеклая Эсмеральда. Очень уж современно выглядит.

Лесли-Энн Даун из киноленты 1982г. «Горбун из Нотр-Дам».
Лесли-Энн Даун из киноленты 1982г. «Горбун из Нотр-Дам».

Но несоответствие возрасту это еще не так страшно.

Важнее другое. На мой взгляд, ни одна из вышеназванных актрис не уловила суть Эсмеральды, которая заложена в романе и определяет судьбу героини.

Эсмеральда у Гюго – ребенок не только годами, но и душой. И все это, несмотря на ее жизнь бездомной бродяжки. Несмотря на то, что общество у нее то еще….

Кадр  фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.
Кадр фильма «Собор Парижской Богоматери» 1956г.

Эсмеральда наивна и абсолютно простодушна. Иначе вряд ли бы она решилась на свидание с циничным Фебом. Вряд ли бы так доверчиво и просто поднесла ковш воды Квазимоде….

Джина Лоллобриджида и Сальма Хайек в роли Эсмеральды
Джина Лоллобриджида и Сальма Хайек в роли Эсмеральды

Эсмеральда – абсолютное дитя света. Жизнерадостное и неискушенное. Доброе и неопытное.

К тому же она проста и непритязательна. Как и ее облачение. Манеры. Выражение лица.

Сальма Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам».
Сальма Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам».

А что же мы видим на экране?

Взрослых ухоженных, со вкусом и даже некоторым шиком разодетых дам, знающих себе цену. И весьма опытных к тому же.

Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.
Кадр из фильма «Горбун из Нотр-Дам»1997г.

Взять хотя бы Джину Лоллобриджиду. Ее Эсмеральда считается канонической. Бесспорно, это роскошная красотка, огненная, темпераментная. Страстная. Воплощение прекрасной цыганки. Скорее, Кармен. Но никак не Эсмеральда. Которая кстати, как выясняется в романе, и не цыганка вовсе.

Джина Лоллобриджида в фильме "Собор Парижской Богоматери» 1956г.
Джина Лоллобриджида в фильме "Собор Парижской Богоматери» 1956г.

Джина потрясающе, картинно красива. Уверена в себе, энергична Но вот беда, выглядит эта красотка бесконечно искушенной и опытной. Еще бы. Актрисе ведь уже 30 было, когда в экранизации Гюго снималась.

Эсмеральда Сальмы Хайек еще большее «не то». Очень красивая, безупречно ухоженная, холеная. И холодная. Ни страсти, ни взволнованности. Прекрасная дама тоже тридцати лет.

Сальма Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам».
Сальма Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам».

Так где же бедная замухрышка с городской площади? У которой только два украшения – природная красота и юная веселость.

Более-менее, в какой-то мере, опять же на мой субъективный взгляд, приближенной к образу Эсмеральды выглядит наша Светлана Светикова из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». По крайней мере, в ней чувствуется демократичность, простота и драматическая взволнованность.

Кадр мюзикла "Собор Парижской Богоматери»
Кадр мюзикла "Собор Парижской Богоматери»

Но мюзикл – все же иной жанр. Не имеет смысла сравнивать с кинофильмами.

А вам какая Эсмеральда больше нравится?Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.