Далеко не у всей классики счастливая кино-судьба.
Взять хотя бы легендарный роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Экранизировали его немало. Где-то раз 14. В том числе и в эпоху немого кино.
Но все что доводилось видеть мне, удачным не назовешь. По верхам как-то. Вокруг да около….
И в классическом фильме 1956г. «Собор Парижской Богоматери», и в кинолентах «Горбун из Нотр-Дам» 1982 и 1997 годов – все одно и то ж.
Магистральные сюжетные линии романа, вроде, отражены. Потому как наиболее увлекательны. А вот некоторые перипетии вовсе за кадром. Например, как правило, игнорируется надрывная история матери Эсмеральды.
Что касается финала, то таким, каким он есть в романе, режиссерам, похоже, вовсе он не нужен. Мрачно уж очень. А ведь в этом финале вся и суть….
Я уже не говорю о том, что неповторимая атмосфера романа Гюго во всех экранизациях отсутствует. Атмосфера не только авантюрно-приключенческая, но и философско-историческая. Особый колорит рубежа эпох.
И в итоге, все рушится, как карточный домик. Получается не трагическая история о конфликте мракобесный сил средневековья и набирающего силу дыхания новой жизни, а просто картинка. Забавная, яркая, и не более.
Особенно не повезло, как я считаю, в кино ключевому образу романа Гюго – юной цыганке Эсмеральде.
Кто б не взялся за нее – все мимо.
А образ, казалось бы, простой. Чего там особенного. Плясунья с козочкой. Окруженная восхищением, страстью и ненавистью. Прекрасный хрупкий цветок, погибающий под властью и гнетом невежества, злобы и зависти.
А вот, оказывается, совсем не простая героиня….
По крайней мере, все, кто ее играли в кино, отчаянно не попадали в образ.
Основная причина тому, как я считаю, – возраст. Ведь в данном случае – это ключевая, концептуальная категория героини.
По роману Эсмеральде – 16. При этом нельзя не заметить, что самые знаменитые кино-Эсмеральды – возрастные.
Я имею в виду и каноническую Джину Лоллобриджиду в фильме 1956г. «Собор Парижской Богоматери», и горделивую Сальму Хайек в фильме «Горбун из Нотр-Дам» 1997г. Несколько моложе Лесли-Энн Даун из киноленты 1982г. «Горбун из Нотр-Дам». Но она самая блеклая Эсмеральда. Очень уж современно выглядит.
Но несоответствие возрасту это еще не так страшно.
Важнее другое. На мой взгляд, ни одна из вышеназванных актрис не уловила суть Эсмеральды, которая заложена в романе и определяет судьбу героини.
Эсмеральда у Гюго – ребенок не только годами, но и душой. И все это, несмотря на ее жизнь бездомной бродяжки. Несмотря на то, что общество у нее то еще….
Эсмеральда наивна и абсолютно простодушна. Иначе вряд ли бы она решилась на свидание с циничным Фебом. Вряд ли бы так доверчиво и просто поднесла ковш воды Квазимоде….
Эсмеральда – абсолютное дитя света. Жизнерадостное и неискушенное. Доброе и неопытное.
К тому же она проста и непритязательна. Как и ее облачение. Манеры. Выражение лица.
А что же мы видим на экране?
Взрослых ухоженных, со вкусом и даже некоторым шиком разодетых дам, знающих себе цену. И весьма опытных к тому же.
Взять хотя бы Джину Лоллобриджиду. Ее Эсмеральда считается канонической. Бесспорно, это роскошная красотка, огненная, темпераментная. Страстная. Воплощение прекрасной цыганки. Скорее, Кармен. Но никак не Эсмеральда. Которая кстати, как выясняется в романе, и не цыганка вовсе.
Джина потрясающе, картинно красива. Уверена в себе, энергична Но вот беда, выглядит эта красотка бесконечно искушенной и опытной. Еще бы. Актрисе ведь уже 30 было, когда в экранизации Гюго снималась.
Эсмеральда Сальмы Хайек еще большее «не то». Очень красивая, безупречно ухоженная, холеная. И холодная. Ни страсти, ни взволнованности. Прекрасная дама тоже тридцати лет.
Так где же бедная замухрышка с городской площади? У которой только два украшения – природная красота и юная веселость.
Более-менее, в какой-то мере, опять же на мой субъективный взгляд, приближенной к образу Эсмеральды выглядит наша Светлана Светикова из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». По крайней мере, в ней чувствуется демократичность, простота и драматическая взволнованность.
Но мюзикл – все же иной жанр. Не имеет смысла сравнивать с кинофильмами.
А вам какая Эсмеральда больше нравится?Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.