Найти в Дзене

Проблемы обеспечения правовой защиты интересов участников онлайн-сделок

УДК 346.9 ИСТОЧНИК: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник научных статей Международной научно-практической конференции . Чебоксары, 2024 Издательство: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Поляков И.И., Суворова Т.В. Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, возникающие на стыке частно-правовых и публично-правовых аспектов, а именно вопросы защиты нарушенных прав и охраняемых законных интересов участников частно-правовых сделок в Интернет-среде. В работе выделены три существенных элемента, необходимых для обеспечения получения стороной права на судебную защиту, а именно: ¾ установление личности участника или представителя участника в онлайн сделке; ¾ установление истинной воли покупателя онлайн сделок; ¾ установление реальных условий сделки, предлагаемых продавцом в онлайн сделке. Анализ проведен на примере сделок розничной купли-продажи в сети Интернет, но общие принципы применимы для любых вид

УДК 346.9

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ОНЛАЙН-СДЕЛОК

ИСТОЧНИК:

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник научных статей Международной научно-практической конференции . Чебоксары, 2024

Издательство: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Поляков И.И., Суворова Т.В.

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, возникающие на стыке частно-правовых и публично-правовых аспектов, а именно вопросы защиты нарушенных прав и охраняемых законных интересов участников частно-правовых сделок в Интернет-среде.

В работе выделены три существенных элемента, необходимых для обеспечения получения стороной права на судебную защиту, а именно:

¾ установление личности участника или представителя участника в онлайн сделке;

¾ установление истинной воли покупателя онлайн сделок;

¾ установление реальных условий сделки, предлагаемых продавцом в онлайн сделке.

Анализ проведен на примере сделок розничной купли-продажи в сети Интернет, но общие принципы применимы для любых видов сделок, заключаемых онлайн.

Ключевые слова: онлайн сделка; Интернет-торговля; личность участника; воля участника; существенные условия сделки

Poliakov I.I., Suvorova T.V.

Concerns in ensuring legal protection of online customers

Annotation: His article overviews questions, which arise between the public and private aspects of customer protection law, such as enforcing their legal rights and protecting their interests as participants of an online goods exchange. The paper identifies three essential elements necessary to ensure that a party receives the right to judicial protection, namely:

¾ identification of a participant or a representative of a participant in an online transaction;

¾ establishing the true will of the buyer of online transactions;

¾ establishing the actual terms of the transaction offered by the seller in an online transaction.

The analysis is based on the example of retail sales transactions on the Internet, but the general principles apply to all types of transactions concluded online.

Keywords: оnline transaction; online trading; participant's identity; participant's will; Essential terms of the transaction.

Введение

Актуальность выбранной темы связана с цифровой трансформацией общества и повышением роли цифровых коммуникаций. Это влечет за собой необходимость адаптации новых форматов взаимодействия требованиям законодательства для обеспечения защиты законных интересов участников сделок и обеспечения процедуры судебного рассмотрения споров.

Интернет является системообразующим фактором взаимодействия власти и общества, а также формирует цифровую экономику и обеспечивает развитие сквозных цифровых технологий в Российской Федерации [15]. С появлением высокоскоростного и общедоступного Интернета значительная часть социальных взаимодействий постепенно переносится в цифровое пространство. Цифровая трансформация затрагивает все сферы отношений – частно-правовые и публично-правовые.

В качестве предмета исследования выбрана интернет-торговля, то есть сделки розничной купли-продажи товаров, которые фактически передаются конечному приобретателю (физическому лицу).

Данный выбор обусловлен несколькими причинами:

· Количество сделок розничной купли-продажи в сети Интернет не только существенно больше, чем иных сделок, но и темпы роста этого сегмента самые высокие.

· Данные сделки связаны с двумя наиболее важными элементами – передача товара в натуральной форме и совершение расчетов в безналичной форме.

· Данные сделки, помимо общего регулирования имеют специальное регулирование в виде Закона «О защите прав потребителя» [3], устанавливающего дополнительные требования к правам и обязанностям сторон.

Вопросы правового регулирования онлайн-сделок рассматривали: А. С.Микалева [10], И. Ю. Алексеев [6], Ш.Н. Рузиназаров [13], Е.О. Осадченко [12] и другие исследователи, тем не менее данная проблема остается открытой и вызывает дискуссии.

Алгоритм онлайн-сделки в сфере розничной торговли и проблемы обеспечения правовой защиты интересов участников

Для получения судебной защиты стороны онлайн сделок вынуждены обращаться в суды в соответствии с требованиями законодательства и представлять доказательства, основанные на документах, в том числе в цифровой форме. Но некоторые вопросы, существенные для рассмотрения дела, не подтверждаются существующими на текущий момент времени документах и требуют специальных дополнительных мер.

Проблема заключается в том, что совершенная в цифровом пространстве сделка в общем случае совершается на всех этапах в цифровой форме, то есть выражение воли сторон к совершению сделки, согласовании ее условий, процедуры исполнения обязательств сторон, исполнение сделки и фиксация фактов, имеющих юридическое значение для прекращения обязательств и/или фиксации нарушения обязательств; а действующее законодательство, регламентирующее предоставление судебной защиты основывается на документах и иных доказательствах, предоставленных суду в подлинниках для обозрения и в копиях для приобщения к делу. Арбитражный кодекс РФ [1] предусматривает возможность предоставления доказательства в виде сканов и распечаток из переписки или иного цифрового взаимодействия, но в большинстве случаев судьи требуют заверения таких распечаток нотариусом, что увеличивает расходы стороны на защиту нарушенного права и сроки подготовки документов для их предоставления Суду.

Кроме того, срок исполнения цифровой сделки может измеряться минутами, а процедура защиты нарушенного права в общем случае предусматривает месячный срок с даты подачи заявления до рассмотрения дела в первом заседании и месячный срок для вступления решения суда в законную силу для арбитражного суда и суда общей юрисдикции, при этом в силу большого количества дел суды не могут рассматривать дела в указанные сроки и общий срок защиты нарушенного права увеличивается.

Дополнительно необходимо отметить, что количество сделок, совершаемых в цифровой форме, растет гораздо быстрее, чем количество судей в судебной системе Российской Федерации, что означает возможность наступления коллапса в рассмотрении споров по такого рода сделкам.

Как следствие, лицо, чье право нарушено, либо вынуждено тратить дополнительные средства для оформления принимаемых Судом документов и получение правовой помощи в составлении исковых требований и представления своих интересов в Суде; либо отказаться от защиты своих нарушенных прав, что нарушает конституционный принцип справедливости и права на судебную защиту и порождает недобросовестные действия со стороны контрагентов, предоставляющих товары, работы или услуги в сети Интернет в цифровой или натуральной форме. Даже при использовании «блокчейн-технологий и смарт-контрактов проблемы остаются…так как технологические нормы и правовые рамки не всегда соответствуют развитию блокчейн-технологий» [ 9, c.254]

Развитие интернет-торговли не просто признак времени и современного тренда развития, но и новая объективная реальность, качественно меняющая формат взаимодействия продавца и покупателя, трансформирующая ранее существующий принцип «из рук-в руки». «Развитие и использование технологий, таких, как искусственный интеллект и автоматизация, предоставляет новые возможности для удовлетворения потребностей и решения сложных проблем» [ 8, с.113]. Новый формат позволяет произвести выбор товаров без привязки к географическому расположению продавца и получить этот товар в месте нахождения покупателя. Такая новая модель продаж влечет за собой не только изменение самого процесса торговли, но и развитие логистики, формируя потребности в быстрой транспортировке сборных грузов для перевозки на большие дистанции и решения проблемы «последней мили» с использованием современных средств доставки – роботизированных наземных и беспилотных доставщиков, обеспечивающих доставку в руки покупателю, находящемуся в удаленных населенных пунктах или вообще вне их расположения, например, поисковым партиям, строителям, нефтяникам или газовщикам на удаленных объектах и так далее.

Новая технология организации торговли позволяет не только продавцам получить доступ к удаленному покупателю, но и удаленному покупателю получить доступ к поставщикам, расположенным по всей территории нашей страны. Это уравнивает возможности для всех участников рынка розничных продаж и влияет на стоимость товаров, которая остается равной для всего рынка, а конечная цена определяется логистической составляющей. Согласно данным из ежегодного отчета агентства Дата Инсайт [14], объем интернет-торговли на потребительском рынке в России в марте 2024 года составил 7,9 трлн. рублей, что показало рост на 48% по сравнению с 2023 годом. «На сегодняшний день темпы развития цифровых технологий достигли таких показателей, при которых перемены стали единственной константой» [7, с.3].

Данное направление торговли с использованием сети Интернет нашло отражение в нормах действующего законодательства, в том числе в Гражданском кодексе [2], в Законе о защите прав потребителей [3], и других нормативных актах, регламентирующих отношения продавца и покупателя и обеспечивающих защиту прав участников такого рода сделок.

Для обеспечения прав покупателя установлен упрощенный порядок фиксации сделки, по которому продавец обязан сформировать заказ и присвоить ему идентификатор заказа (номер заказа) и вручить товар по адресу, указанному в заявке любому лицу, назвавшего номер заказа или предоставившему иное доказательство заключения договора, в том числе в электронной форме согласно пункту 20 «Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463» [5].

Однако, в связи с большим объемом сделок розничной купли-продажи в сети Интернет, продавец сталкивается с ситуацией, когда заказ сформирован (и иногда оплачен) от имени лица, фактически не имевшем намерения совершить покупку, и в последствии отказывающегося от заключенного договора, а покупатель с ситуацией предъявления ему требования по оплате незаказанного товара или товара, отличного от заказанного.

Поскольку рост количества онлайн сделок влечет за собой в том числе и пропорциональный рост обращений в суды за защитой нарушенного права участников сделок, одним из ключевых вызовов, стоящих перед государством и обществом, является вопрос опережающего роста обращений в суды по сравнению со способностью судебной системы объективно и своевременно рассматривать такой объем обращений.

Для целей настоящей статьи авторы не выделяют отдельно иски о мошенничестве, иски по договорам, заключенным между физическими лицами или иски по договорам, заключенным между юридическими лицами, то есть споры, подведомственные разным судам. Для всех этих споров имеются общие элементы, в первую очередь все такие споры опираются на документы, оформленные в электронном виде и зафиксированные в сети Интернет одним или несколькими участниками (сторонами сделки и, в некоторых случаях, третьими лицами, например, организатором торговли). Кроме того, все данные сделки предполагают совершение расчетов в безналичной форме, то есть сохраняются документы о выставленных счетах, выданных электронных чеках, платежных распоряжений.

Соответственно, в отличие от споров по договорам, заключенным в простой письменной форме и по которым стороны оформляют (или не оформляют) документы, свидетельствующие о движении товаров/денег, сроках исполнения обязательств и других существенных фактов, при совершении сделок в сети Интернет весь набор документов, фиксирующих факты взаимодействия участников сделки являются доступными и их объем достаточен для установления фактов, имеющих юридическое значение для рассмотрения спора по существу.

Результаты исследования

С точки зрения законодательства, сделка розничной купли-продажи рассматривается как выставление продавцом публичной оферты в сети Интернет, которую покупатель акцептует путем конклюдентных действий по выбору определенных товаров из предложенного перечня, помещения их в корзину и последующей оплаты. Покупатель, совершая такие действия, соглашается с условиями оферты продавца. Поскольку изначально покупатель не может предложить свои варианты условий договора (выставить контр-оферту) и является физическим лицом, то есть заведомо более слабой стороной в отношениях, данный договор является договором присоединения, и при рассмотрении споров между участниками такого договора все неустранимые сомнения должны трактоваться Судом в пользу присоединившейся стороны.

При возникновении споров по такого рода договорам необходимо оценить несколько фактов, существенных для рассмотрения дела по существу, в том числе:

· Кто в действительности выступил стороной в сделке?

· В чем истинная воля покупателя?

· Каковы действительные условия сделки, предложенные продавцом?

Рассмотрим подробнее существенные факты для рассмотрения дела по существу при возникновении споров.

1)Установление лица, участвующего в сделке.

При рассмотрении вопроса о том, кто в действительности выступил от имени покупателя при акцепте оферты продавца с использованием технических средств (компьютера и мобильного устройства) в общем случае следует исходить из презумпции добросовестности участников сделки, то есть продавец обоснованно предполагает, что владелец устройства, с которого сформирован заказ выступает осознанно и от своего имени, понимая последствия совершенных им действий и готовый нести ответственность, в том числе финансовую по исполнению обязательств, возникающих в силу заключенного договора путем акцепта оферты.

Однако, как уже отмечалось выше, периодически возникают ситуации, в которых от имени покупателя выступает иное лицо, получившее доступ к личным данным покупателя или просто к самим устройствам покупателя (компьютеру, мобильному телефону), дающим возможность выступить стороной в сделке и получить заказанный товар и возложив обязанность по оплате на владельца устройства или личных данных.

По данным RTM Group, приведенным в виде вывода в исследовании «Мошенничество в сети: судебная практика и ключевые аспекты» обнаружено, что:

ü в 2021 году зарегистрировано 517 722 преступлений, связанных с хищениями с использованием информационных технологий (ИТ), что всего на 1,44% больше, чем в 2020 г. (510 396 преступлений), но почти вдвое превышает цифру 2019 года – 294 409 зарегистрированных преступлений.

ü хищения в сети Интернет характеризуются высокой латентностью и низкой раскрываемостью, в том числе из-за возможности дистанционного совершения данных преступлений. Общая раскрываемость категории дел составляет в среднем 20% ежегодно» [11].

Таким образом, одним из наиболее острых вопросов является решение проблемы достоверной персонализации стороны онлайн сделки. Если для продавца данная процедура определена, в том числе с использованием усиленной электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) и других методов персонализации, в том числе путем указания банковских реквизитов, ИНН, ОГРН и других данных, то для физического лица-покупателя введение механизмов дополнительной авторизации с использованием системы личной ЭЦП или других аналогичных вариантов доставит неудобства и будет всеми силами обходиться. Соответственно, необходимо внедрять в качестве способа идентификации физического лица – покупателя такие способы идентификации, которые не требуют от него дополнительных действий и обеспечиваются второй стороной сделки. Такими способами могут стать (и становятся) различные механизмы биометрической идентификации (по отпечатку пальца, изображению лица, голосу и другим аналогичным средствам).

С учетом высокой социальной значимости наступления неблагоприятных последствий в случае подмены информации о покупателе, актуальным может считаться разделение всех договоров в секторе розничной продажи (секторе B2C) на несколько категорий:

Сделки с низкой ценой, не превышающей определенной суммы, для которых устанавливается упрощенная процедура идентификации. Аналогичная система внедрена при расчетах платежными картами, в которой для оплаты ниже определенного лимита достаточно просто приложить карту и транзакция происходит без подтверждающего введения ПИН-кода.

Сделки среднего ценового диапазона, требующие однократного подтверждения личности покупателя в упрощенном порядке, например, введением CIVкода при оплате карты, а при установке систем биометрической идентификации – опознание пользователя и подтверждение его личности с использованием такой системы.

Сделки верхнего ценового диапазона, требующие минимум двухфакторной авторизации, в том числе минимум один вариант биометрической авторизации.

Особые сделки, например, получение кредитов, совершение крупных покупок на сумму свыше определенного значения, совершение сделок с недвижимостью, требующие минимум двух вариантов биометрического подтверждения личности покупателя и которые могут иметь специальный период охлаждения.

Разработка и внедрение методов биометрической идентификации физического лица, как стороны сделки, так и с представителем стороны по сделке является крайне важным фактором, поскольку именно с удостоверения личности, являющегося стороной или представителем стороны по сделке, начинается анализ документов по любому спору. Данный вопрос актуален для всех видов онлайн договоров, не только для договоров розничной купли-продажи.

2)Установление истиной воли стороны при заключении онлайн договора является вторым значимым фактором.

Если личность стороны или представителя стороны в сделке можно удостоверить обозначенными выше методами, то определение истиной воли стороны при совершении интернет покупки можно определить исходя из совокупности его действий при совершении выбора и оформлении заказа. В данном случае имеется ввиду вся последовательность действий покупателя начиная с его входа на сайт продавца или на страницу продавца на сайте организатора торговли.

Поскольку покупатель не имеет возможности контролировать переходы при формировании заказа со страницы с предложением товара к странице с заказом, недобросовестные продавцы могут при формировании заказа указать в заказе иной товар или иную цену товара. При единичных товарах такая подмена может быть замечена покупателем, но при формировании большого заказа из нескольких товаров такая подмена распознается сложнее. Соответственно, исходя из принципа защиты слабой стороны сделки, необходимо обеспечить доказательства выбора товаров покупателем на странице предложения и тождественности выбора в заказе. Это может быть обеспечено техническими средствами у организатора торговли (фиксация наименования, артикула и цены товара на странице предложения и тех же характеристик при формировании заказа и выставлении счета) или созданием условий, предусматривающих внедрение такой системы на сайтах продавцов. В качестве вариантов могут быть рассмотрены группы товаров, для которых внедрение системы контроля выбора (воли) покупателя обязательны, например, для лекарственных средств и товары, для которых подобная система контроля выбора (воли) покупателя не обязательна. У сайтов, имеющих систему контроля выбора (воли) покупателя, может быть специальная маркировка, удостоверяющая наличие такой системы.

3)Установление существенных условий оферты продавца в онлайн сделке.

Третьим важным элементом оформления онлайн договора является установление всей совокупности существенных условий и информирование покупателя о конечной цене товара. Аналогичное требование о доведении всей информации давно применяется при оформлении кредитов, при которых заемщик до подписания получает информацию о сумме кредита, ставке, размерах переплаты, стоимости страховки и других существенных условиях.

Зачастую продавцы размещают информацию о скидках или иных условиях, которые воспринимаются посетителями страницы как имеющими отношение к выбранным товарам, но впоследствии такие скидки не применяются, и в заказе стоимость товара отличается от стоимости, указанной на странице выбора с указанием скидки.

Соответственно, в развитии системы контроля выбора (воли) покупателя существенным будет формирование достоверной цены и других условий и фиксация фактов отличия цены или других условий от размещенных на странице выбора.

Заключение

В статье были проанализированы проблемы обеспечения правовой защиты интересов участников онлайн-сделок и представлены пути установления существенных фактов при совершении онлайн сделок и механизмы повышения обеспечения правовой защиты интересов участников.

Внедрение в совокупности предложенных механизмов, а именно механизма достоверной идентификации покупателя, механизма подтверждения воли покупателя и механизма информирования покупателя о конечной стоимости и условиях продажи товаров обеспечат не только снижение рисков при совершении онлайн сделок в сети Интернет, но и предоставят в случае возникновения спора необходимую и достаточную документарную базу для рассмотрения споров.

Указанный набор инструментов может быть использован не только для сделок розничной купли-продажи, но и для всех иных сделок, совершаемых в сети Интернет.

Библиографический список:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ. Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/. Дата обращения (20.10.2024)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ Дата обращения (20.10.2024)

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ Дата обращения (20.10.2024)

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. (Разделы «Нормативное регулирование цифровой среды», «Цифровое государственное управление») Режим доступа: URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ Дата обращения (20.10.2024)

5. Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/e4ca7557c9ce6273af99d42c900e8579841fe652/1.Дата обращения (20.10.2024)

6. Алексеев И. Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернете //Московский журнал международного права. – 2021. – №. 4. – С. 275-278.

7. Голдыбаев, Д. И. Маркетинговые инструменты будущего: ИИ и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии / Д. И. Голдыбаев, Т. В. Суворова // Современные технологии управления. – 2023. – № 4(104).

8. Деревсков, А. М. Проблемы кросс-культурного взаимодействия в условиях развития цифровых технологий / А. М. Деревсков, Т. В. Суворова // Цифровые технологии в развитии современных экономических систем : Материалы II Всероссийской научно-исследовательской конференции с международным участием, Липецк, 27 декабря 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2024. – С. 112-114.

9. Домбровский, А. О. Современная торговля с Африкой с помощью блокчейн-технологий и смарт-контрактов: как нивелировать бизнес-культурные различия / А. О. Домбровский, Т. В. Суворова // Современные проблемы экономики и управления : Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник научных статей в 4-х томах, Москва, 24 ноября 2023 года. – Москва: Российский государственный социальный университет, 2023. – С. 250-255.

10. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины //Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №. 9 (70). – С. 67-75.

11. Мошенничество в сети: судебная практика и ключевые аспекты RTM Group Режим доступа: URL: https://rtmtech.ru/wp-content/uploads/2022/02/online-fraud-research-2021.pdfДата обращения (20.10.2024)

12. Осадченко Э. О. Проблемы правового регулирования электронных сделок //Современные научные исследования в области экономики, управления и права. – 2021. – С. 146-153.

13. Рузиназаров Ш. Н., Ачилова Л. И. Электронные сделки и проблемы их применения в условиях цифрового гражданского оборота //Развитие Общества и Науки в Условиях Цифровой Экономики. – 2020. – С. 4-25.

14. Статистика интернет-торговли в России агентства Дата Инсайт. Режим доступа: URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 Дата обращения (20.10.2024)

15. Формирование цифровой экономики и развитие сквозных цифровых технологий в России как императив новой парадигмы экономического роста / Ю. Б. Алексеева, Е. Н. Бабина, Н. В. Бабина [и др.]. – Самара : ООО НИЦ "ПНК", 2023. – 300 с.

Сведения об авторах

Поляков Игорь Игоревич, ВШКУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, преподаватель;

Суворова Татьяна Викторовна, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и поведенческой экономики

Information about the authors

Poliakov Igor Igorevich, Higher School of Economics of the Russian Academy of Sciences under the President of the Russian Federation, teacher;

Suvorova Tatyana Viktorovna, Non-governmental educational private institution of Higher Education "Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Behavioral Economics