Найти в Дзене

Графология: история, состояние на современном этапе развития науки и ее применение в практике раскрытия и расследования престулений

Графология: история, состояние на современном этапе развития науки и ее возможности использования в правоприменительной практике. Первым графо-аналитиком можно считать Аристотеля, так как он впервые в 330 г. до н.э. выдвинул идею о том, что почерк человека связан с его характером. Он писал, что «речь есть выражение идей или представлений и стремлений. Подобно тому, как речь может нести отпечаток эмоций, неким образом и в почерке наличествует выражение чувств, бывших в основе мысли, впечатления или стремления пишущего». Самая ранняя работа по исследованию почерка была опубликована в 17 веке итальянским врачом Камилло Бальди, изучающим связь почерка и характера человека. Его работами как средством изучения личности интересовались Шекспир, Гете, Эдгар По, Жорж Санд, Александр Дюма, Эмиль Золя, Чехов, Юнг, Энштейн. Через 200 лет после Бальди в 1875 году французский монах Жан-Ипполит Мишон, которого называют «дедушкой» графологии, создал французское графологическое общество, которое сущес

Графология: история, состояние на современном этапе развития науки и ее возможности использования в правоприменительной практике.

Первым графо-аналитиком можно считать Аристотеля, так как он впервые в 330 г. до н.э. выдвинул идею о том, что почерк человека связан с его характером. Он писал, что «речь есть выражение идей или представлений и стремлений. Подобно тому, как речь может нести отпечаток эмоций, неким образом и в почерке наличествует выражение чувств, бывших в основе мысли, впечатления или стремления пишущего».

Самая ранняя работа по исследованию почерка была опубликована в 17 веке итальянским врачом Камилло Бальди, изучающим связь почерка и характера человека. Его работами как средством изучения личности интересовались Шекспир, Гете, Эдгар По, Жорж Санд, Александр Дюма, Эмиль Золя, Чехов, Юнг, Энштейн.

Через 200 лет после Бальди в 1875 году французский монах Жан-Ипполит Мишон, которого называют «дедушкой» графологии, создал французское графологическое общество, которое существует до сих пор.

В начале XX века центр графологических исследований переместился из Франции в Германию, где Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга».

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Европейскими учеными производилась проверка графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Для этого человек вводился в гипнотическое состояние и ему внушалось, что он был наделен определенными качествами личности, которые ему до этого не были присущи (скрытный, жадный, хитрый), при этом у него менялся почерк. Затем в гипнотическом состоянии взрослому человеку в возрасте 27 лет внушалось, что он находится в определенном возрасте (8-10) лет, затем 13 лет, затем 15 лет и при этом почерк человека менялся соответственно этому возрасту, что фиксировалось специалистами. После данных исследований были сделаны выводы, что графология может быть сформирована как наука и для этого есть предпосылки – это то, что графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата.

Современный немецкий ученый, профессор Клагес утверждал, что графология, по его мнению, является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью.

Недостаток методики Клагеса заключался в том, что она базировалась на принципах его собственной философской концепции, а не на каких-либо объективных посылках. Если он находил почерк приятным, то интерпретация личности оказывалась положительной и наоборот. Никто кроме него не мог воспользоваться его методикой. А так как Клагес был близок к Гитлеру, у которого почерк был ужасный, развитие школ графического анализа в это время замедлилось.

Продолжатель Клагеса Макс Пульвер применил основы клагесовской методики к концепциям психоанализа и юнговской глубинной психологии. Его открытием стало то, что почерк может быть классифицирован по трем зонам, соответствующим фрейдовской концепции личности (Я, Оно, Сверх-Я). Эти знания действительно позволили создать наиболее полную картину графологического портрета человека по его почерку.

Российские ученые внесли свой вклад в создание графологического анализа в 19 веке работами Н.Д. Ахшарумова, Ф.Ф. Тишкова, Д.М. Зуева-Инсарова, И.Ф. Моргенштерна, называющих графологию или психографологию как науку об определении внутреннего мира человека по его почерку

На сегодняшний день полную картину графологического портрета человека по его почерку позволяет создать применение немецкого подхода (комплексного, начиная с топографии письма), французского и российского подхода – более детального, сводящегося к чтению отдельных элементов письма.

Свой вклад в развитие графологии внесли научные школы США, Польши, Венгрии, Аргентины, других стран, где создаются все новые направления ее развития, такие, например, как графопсихофизиология и другие.

На современном периоде развития графологии она так и не признана наукой, хотя в Венгрии официально признана государством как профессия, требующая высшего образования (чтобы получить профессиональный сертификат «Дипломированный графолог», нужно сдать государственные экзамены).

Можно выделить следующие направления применения графологии:

1) психологическая характеристика личности в целом, а также подозреваемых, обвиняемых;

2) помощь в расследовании уголовных дел,

3) изучение характера будущих супругов,

4) исследование психологических особенностей претендентов на должность,

5) определение профессиональных навыков и пригодности для конкретной работы;

6) корректировка характера детей и подростков через проработку каллиграфии письма,

7) предсказание поведения в стрессовых ситуациях.

Особенно актуально на современном этапе оказание помощи в раскрытии и расследовании преступлений в ситуации, когда информация о подозреваемом у правоохранительных органов – минимальна, а при наличии предполагаемого образца почерка такого лица графолог может создать подробный психологический портрет, по которому можно установить подозреваемого из имеющегося предположительного круга, значительно сузив и ускорив его поиск. Затем при выявлении подозреваемого – идентифицировать его почерк с образцом, анализируемым графологом. Если графолог является еще и экспертом-почерковедом, вероятно провести почерковедческое исследование согласно существующим методикам и дать правоохранительным органам категорический либо вероятностный вывод относительно совершения преступления предполагаемым лицом.