Найти в Дзене

Почему советское кино удивило меня фэнтези-фильмом «31 июня»?

Советская киновселенная 70-х годов редко радовала зрителей жанром фэнтези. Тем больше удивляет фильм «31 июня» – фантастическая история любви, созданная с изяществом и поэтичностью, каких мало ожидать от кино СССР того времени. Считается, что фэнтези как жанр в советском кино практически отсутствовал. Это не совсем верно. Конечно, официально жанр считался нежелательным – из-за мистической природы и несоответствия материалистической доктрине. Но были и исключения: фильмы Александра Роу, Александра Птушко, «Чародеи», «Мэри Поппинс, до свидания» и, конечно, «31 июня». Эти картины обходили цензурные барьеры, поднимая темы, которых официальная наука старательно избегала. Особое место занимает «31 июня» – фильм, где любовь преодолевает время, а магия опережает науку. Мне довелось увидеть его в детстве, когда он впервые вышел в новогоднюю ночь 1978/1979 года. А потом его надолго убрали с экранов – из-за эмиграции Александра Годунова, одного из главных актёров фильма, в США. История его побега

Советская киновселенная 70-х годов редко радовала зрителей жанром фэнтези. Тем больше удивляет фильм «31 июня» – фантастическая история любви, созданная с изяществом и поэтичностью, каких мало ожидать от кино СССР того времени.

Считается, что фэнтези как жанр в советском кино практически отсутствовал. Это не совсем верно. Конечно, официально жанр считался нежелательным – из-за мистической природы и несоответствия материалистической доктрине. Но были и исключения: фильмы Александра Роу, Александра Птушко, «Чародеи», «Мэри Поппинс, до свидания» и, конечно, «31 июня». Эти картины обходили цензурные барьеры, поднимая темы, которых официальная наука старательно избегала.

Особое место занимает «31 июня» – фильм, где любовь преодолевает время, а магия опережает науку. Мне довелось увидеть его в детстве, когда он впервые вышел в новогоднюю ночь 1978/1979 года. А потом его надолго убрали с экранов – из-за эмиграции Александра Годунова, одного из главных актёров фильма, в США. История его побега и драматический разрыв с супругой Людмилой Власовой (она тоже снималась в фильме) – это отдельная глава в истории советского кино.

«31 июня» – не просто сказка о любви. Это фильм о шестом измерении, о пересечении миров, о реинкарнации и силе воображения. И всё это – в обёртке фантастики, но с философским подтекстом, который даже сегодня кажется смелым. Герои живут в двух эпохах – XII и XXI веках, играют двойные роли, как будто перерождаясь. А маги – Мальгрим, Марлаграм, Мерлин – бросают вызов материализму, доказывая: знание – это не всегда формула, а истина – не всегда наука.

Особое удовольствие доставляет музыка Александра Зацепина и песни на стихи Дербенёва, Энтина, Казаковой – в исполнении молодой певицы Татьяны Анциферовой. Её голос стал настоящей душой фильма.

Прошло более 40 лет, а «31 июня» остаётся фильмом-загадкой. Мне кажется, что со временем он станет ещё интереснее. А пока что – советую посмотреть (или пересмотреть). Возможно, он изменит ваше мнение не только о советском кино, но и о самом жанре фэнтези.

А вы смотрели «31 июня»? Как вам эта фантастическая история?

Стоп-кадры

Главная героиня:

-2

Главный герой:

-3

Злой волшебник Мальгрим:

-4

Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.